Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия начала нового времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конец XVI – XVII в.в. ознаменовались коренными переменами практически во всех сферах общественной жизни западноевропейских стран. Происходит переход от цехового ремесленного к мануфактурному, а затем и к машинному производству; формирование национальных и начало становления мирового рынка. Нарастает и обостряется борьба третьего сословия за свободу хозяйствования и доступ к государственному управлению, вылившаяся в ряд ранних буржуазных революций. В духовной сфере завершается начатая в эпоху Возрождения церковная Реформация – выделение независимых от католицизма новых религиозных конфессий (протестантизм, его специфические формы – кальвинизм и англиканство и др.), растет потребность в научных знаниях, как необходимом условии технического и технологического прогресса. Все это свидетельствует о рождении нового общественного строя – капиталистического. Осуществлявшаяся промышленная революция дала мощный толчок не только естествознанию, но и философии. Становление точного знания все настойчивее требовало отказа от схоластического метода мышления и замены его новым, обращенным к реальному миру и спирающимся на опыт, эксперимент. Наука из служанки богословия все более начинает приобретать самостоятельность и превращаться в производительную силу общества. Это обеспечивало простор для распространения воспрянувшего духом после многовекового засилья религии и церкви материалистического мировоззрения. Однако материализм того времени носил по преимуществу механистический и метафизический характер. Объяснялось это тем, что именно механика и математика достигают наибольших успехов и открываемые ими законы и исходные принципы казались олицетворением точности. Именно в них видели мыслители той эпохи ключ к пониманию всей природы, к тайнам мироздания. Еще одной причиной господства метафизического метода в понимании мира было то, что зарождение научного естествознания сопровождалось дифференциацией ранее единого входящего в философию знания и мире, выделением внутри него целого ряда специализированных областей, их стремлением к обособлению как друг от друга, так и от философии. Это способствовало рассмотрению предметов также вне их многообразных взаимовлияний, кроме, пожалуй, механических взаимодействий, что приводило к односторонности подхода к их познанию, к утрате характерных для античной диалектики принципов осмысления мира, таких, в частности, как всесторонность и цельность рассмотрения, внутренняя противоречивость вещей и процесса их познания. Все сказанное приводило к тому, что проблема саморазвития фактически устранялась из науки и философии. Признавая и даже достаточно глубоко познавая движение (прежде всего – механическое) как атрибут материального мира, метафизический материализм того времени понимает развитие мира весьма ограниченно и поверхностно. Следует также подчеркнуть, что в связи с возрастающей потребностью в научном знании как основе совершенствования и развития производства центральное место в философских учениях начинают занимать проблемы гносеологии и методологии познания. В процессе решения этих проблем в философии образовались два противоборствующих течения: рационализм и эмпиризм Одним из главных разработчиков эмпирической гносеологии и соответствующей ей методологии, ориентированной на эксперимент как основу научного познания был Френсис Бэкон – английский философ, естествоиспытатель и государственный деятель. Его основными произведениями были: «Новый Органон» (одна из частей задуманного «Великого восстановления наук») и «Новая Атлантида» (посвященная вопросам социально-политической философии). Ф.Бэкон утверждал, что все знания происходят, в конечном счете, из опыта. Вместе с тем он отмежевывается от крайних форм эмпиризма, полагая, что опыт и мышление должны выступать в единстве. В «Новом Органоне» он уподоблял крайний эмпиризм поведению муравья, тянущего в муравейник без разбора все, что попадается на пути. Он отвергал и крайний рационализм, сравнивая его с деятельностью паука, который из самого себя ткет паутину. А в качестве образца он приводил пример пчелы, которая не только собирает нектар и пыльцу, но и перерабатывает их в мед и воск. Цель науки, считал мыслитель, - достижение истины, но на этом пути познание сталкивается со множеством преград в виде ошибок и заблуждений, которые он называл призраками (или идолами) разума: 1. Идолы рода - присущи всем людям, вытекают из их человеческой природы и состоят в том, что человеческий разум навязывает вещам такие порядки, законы, которые он сам вырабатывает, основываясь на показаниях органов чувств, они могут давать ошибочные знания; 2. Идолы пещеры. «У каждого человека своя пещера или логово», то есть каждый человек получает свое воспитание, образование, веру, что затрудняет процесс познания, делая его во-многом субъективным, и тем самым уводит от истины; 3. Идолы площади — ошибки и заблуждения, возникающие из неправильного употребления и использования слов из-за их многозначности, привычка пользоваться расхожими представлениями без их мысленно-критического анализа; 4. Идолы театра связаны с некритическим отношением к различным философским учениям и системам, ориентация на слепую веру в научные авторитеты. Пути преодоления этих заблуждений Бэкон видит в изучении природы и в использовании индуктивного метода. Сущность этого метода состоит в переходе знания от частного к общему. Иначе индукцию можно определить как переход от знания меньшей степени общности к большей. Индуктивный метод строится на основе обобщения тех фактов, которые добываются человеком в процессе экспериментальной деятельности. Бэкон разграничивал полную индукцию — обобщение фактов, подлежащих количественному учету, и неполную индукцию, когда число входящих элементов не поддается количественному учету. Если при полной индукции вывод носит достоверный характер, то при неполной – вероятностный. Бэкон разработал таблицы установления причинно-следственных связей в процессе использования индуктивного метода в научных исследованиях. Неполная индукция в свою очередь подразделялась на научную и, так называемую, популярную, вытекающую из непосредственного, чувственного опыта человека. Научная индукция основана на проникновении в сущности: фактов, исследовании причинно-следственных связей тех или иных закономерностей их развития. Сущность метода конкретизировалась следующими основными правилами и принципами: 1) наблюдением фактов и их учетом; 2) систематизацией, обобщением, классификацией фактов; 3) отсечением ненужных фактов; 4) разложением явления на составные части (анализ); 5) проверкой фактов на опыте; 6) обобщением полученных фактов (синтез). Продолжателями Бэконовской традиции были видные английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Т.Гоббс обосновал принцип механической причинности в природе, и т.ч. и в живой, обратил внимание на роль языка в познании, как средства выработки общих идей и передачи знаний. Как социолог он отбросил идею божественного установления общества и обосновал теорию «общественного договора», в основе которой естественное происхождение государства как средства преодоления «борьбы всех против всех». Д.Локк- основоположник теории сенсуализма. Основой познания считал опыт, прежде всего опыт ощущений («внешний опыт»), и рефлексия, т.е. внутреннее мышление, направленное на анализ и систематизацию ощущений («внутренний опыт»). Исходным является первый, а наиболее ясным – второй. Он разделял качества вещей на первичные, объективно им присущие (протяженность, вес и др.), и вторичные, порождаемые их чувственным восприятием (цвет, запах и т.п.). В социологии Д.Локк отстаивал идеи естественного равенства на основе соблюдения и защиты естественных прав человека на жизнь, здоровье, собственность и др., а также свободы и веротерпимости, разработал теорию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и федеративную (занимающуюся вопросами межнациональных и международных отношений. Однако односторонность гносеологического эмпиризма и сенсуализма, явно преувеличивавших роль чувственного опыта в познавательной деятельности человека, таила в себе опасность для материалистической теории познания, как и в целом для материалистического мировоззрения. Кризис их проявился в возникновении на этой гносеологической базе субъективного идеализма и агностицизма, особенно яркими представителями которых были английские мыслители Джордж Беркли и Дэвид Юм. Д.Беркли – ирландский епископ, резкий критик материализма с субъективно-идеалистических позиций. Критиковал Локка за деление качеств вещей на первичные и вторичные. Считал, что не вторичные зависят от первичных, а наоборот. На сами вторичные качества существуют лишь как проявление духа (ума). Поэтому понятие материи - фикция. Вещи - есть комбинация ощущений и существуют только в уме. Д.Юм - английский философ, считал, что в силу субъективного характера познания мы не можем ничего определенного в мире знать про существование вещей (как и в существование души мы можем только верить). Причина и следствие - только привычка соотносить одни вещи с другими, точнее сказать, одни ощущения с другими. Основоположником рационалистической позиции в гносеологии и методологии Нового времени по праву считается выдающийся философ и математик Рене Декарт. Основные его философские труды: «Первоначала философии», «Рассуждения о методе» и «Правила для руководства ума». Основой познания, по утверждению Декарта, должно быть сомнение. Подобная мысль звучит уже у античных скептиков, но для них сомнение лежало не только в основе познания, а было его целью. У Декарта сомнение — не цель, а средство познания, его исходный методологический принцип. Сомнение, согласно Декарту, не носит всеобъемлющего характера. Он писал, что можно сомневаться во всем, даже в самом очевидном, но невозможно сомневаться в факте самого сомнения. Сомнение есть свидетельство мысли (в отличие от слепой веры), а мышление, в свою очередь, - моего собственного существования: «Я мыслю, следовательно, я существую». Наряду с сомнением, он выдвинул понятие «врожденных идей», присущих человеку от рождения и не связанных с восприятием органов, составляющих содержание опыта. К врожденным идеям Декарт относил, во-первых, понятия Бога, бытия, числа, длительность и др.; во-вторых, аксиомы и суждения, типа «У ничто не бывает свойств», «Из ничего не бывает ничеro», «У всякой вещи есть причина» и т. д. В своих онтологических взглядах Декарт — дуадист: он признает существование двух субстанций — телесной (материальной) и духовной, не зависящих друг от друга. Атрибутом первой из них является протяженность, второй — мышление. И та, и другая субстанции вместе с их атрибутами подлежат познанию, но существует и высшая субстанция, выражающая одну из врожденных идей, — субстанция Бога. В физике Декарт выражает материалистические тенденции, за ее пределами (в сфере метафизики) становится на позиции теологии. В теории познания Декарт выступает как последовательный рационалист. Считает, что доверять органам чувств нельзя, так как они приводят к крайнему субъективизму. Единственный достоверный источник знания — разум, высшим проявлением которого является интуиция: чувственная (связана с рефлекторной деятельностью человека) и интеллектуальная (у Декарта связана с особым вниманием к математическому знанию, аксиоматическому методу). В противовес Бэкону, Декарт уделял основное внимание дедуктивному методу. Дедукция (выведение) — переход от общего к частному, то есть от знания о целом классе к знанию о частях и элементах этого класса. Декарт вывел основные правила дедуктивного метода: 1) ясность и отчетливость познания, отсутствие в процессе познания каких-либо элементов, вызывающих сомнение; 2) разделение каждого исследуемого предмета на максимальное количество структур; 3) мышление по принципу: «знание должно иметь самые простые основания и от них идти к более сложным и совершенным»; 4) полнота познания, требующая не упускать ничего существенного. Декарт выступил с критикой индукции как метода познания. Считал, что задача познания — установление истины, а индукция не может этого дать. Последователями рационализма Декарта были Б.Спиноза и Г. Лейбниц. Бенедикт (Барух) Спиноза – голландский мыслитель, считал, что существует материя, являющаяся причиной самой себя. У неё есть для этого все необходимые свойства – мышление и протяжение, являющиеся двумя важнейшими атрибутами единой субстанции, которую Спиноза называл Природой, или Богом. Иначе говоря, Бог и природа, считает он, по сути одно и тоже. В понимании природы Спиноза оставался на позиция механицизма. Корень всех предрассудков, в том числе религиозных, - в незнании и приписывании естественным вещам человеческих качеств (в честности, целей). Элементы диалектики проявились в учении о взаимообусловленности свободы и необходимости («свобода — познанная необходимость»). Готфрид Лейбииц – немецкий философ и математик, отстаивал рациоиализм с позиции объективного идеализма. Считал, по мир состоит из порожденных Богом мельчайших частиц - монад (духовных единиц), обладающих активностью, которые делил на «низшие» (у неживой природы и растений), «средние» (у животных), «высшие» (у человека). Единство и согласованность монад - результат предустановленной Богом гармонии. Элементы диалектики содержатся в положении Лейбница об иерархической взаимосвязи монад различного уровня, возможности перехода их от более низкого уровня к более высокому, что и является собственно развитием. Представители как эмпиризма (сенсуализма), так и рационализма в гносеологии внесли, безусловно, огромный вклад в развитие научной методологии. Нельзя, однако, не отметить некоторой ограниченности и односторонности в подходе к методу познания. В действительности и опытное (чувственное), и рациональное познание, как и основанные на них индуктивный и дедуктивный методы диалектически взаимосвязаны. В процессе познания они неразделимы. Мысль идет от знания конкретного, чувственно данного к общему, выделение которого возможно лишь в с помощью абстрактного мышления. В процессе обобщения, систематизации конкретных фактов возникают знания о сущности, закономерностях развития, формируются гипотезы. А они в свою очередь являются той общей основой, которая формирует знания о новых конкретных, единичных процессах и фактах.
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Название дано Вольтером и Гердером. Крушение феодализма и становление новых капиталистических отношений сопровождалось бурным развитием техники, модернизацией производства и подъемом всех сторон общественной жизни: философской, правовой, нравственной, эстетической. Развивались рационалистические традиции, берущие начало в творчестве Декарта, Гоббса, Спинозы. Основная черта — культ человеческого разума, положенного в основу просвещения, образования. С наибольшей силой век Просвещения проявил себя во Франции, где деятельность просветителей подготавливала Великую французскую революцию. В концентрированном виде их идеи нашли свое выражение в грандиозном коллективном труде – «Энциклопедии или Толковом словаре наук,искусств и ремесел", изданном в I8 томах в период с1751 по 1780 годы. Участниками этого изданиястала большая группа просветителей(Д.Дидро, Д'Аламбер, Ф.Вольтер, П.Гольбах, К.Гельвеций и др.), названных энциклопедистами. Одним из самых ярких представителей Просвещения был Франсуа Мари Вольтер. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, он вплотную подошел к идее о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи, её объективном существовании и непрерывном движении. Однако последовательным материалистом он не был, так как признавал, вслед за Ньютоном, Бога, как творца мира и первопричину (первотолчок) всех его изменений, хотя они и происходят в дальнейшем без непосредственного участия Бога. Такая онтологическая позиция получила название деизма (лат.: «деус» - Бог). Вольтер признавал общественный прогресс, связывая его, прежде всего, с интеллектуальным и нравственным совершенствованием людей. Во многом сходную позицию выражал французский писатели и философ Жан Жак Руссо. Для него так же характерна идея закономерности и неизбежности человеческого прогресса. В то же время он отмечал противоречивость прогресса: с одной стороны, он выражает всесилие человеческого разума, но, с другой, приобретая форму цивилизации, он все дальше уводит человека от естественного мира, разрушает гармонию, которая связывала «естественного» человека с природой. В связи с этим он внес определенные коррективы в гоббсовскую теорию «общественного договора», полагая, что в «естественном состоянии» люди были объединены солидарностью и взаимной поддержкой, обострение же отношений между людьми, приводящее к «войне против всех», а также между людьми и природой связывал с появлением частной собственности и эгоистических интересов. С его точки зрения, разум должен вырабатывать наиболее целесообразные и гуманные формы человеческого общежития, не разрушающие природу, а облагораживающие ее. Французские философы Ж. Ламетри, Д. Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, в чьих произведениях наиболее ярко представлены гуманистические традиции Просвещения, были материалистами. Они утверждали, что мир, природа развивается по внутренне присущим ей объективным законам и не нуждается в каких-либо сверхъестественных силах. Для них характерны атомизм, механичность, в теории познания – созерцательность и приверженность сенсуализму Локковского типа. Хотя в своей методологии научного познания в определенной мере учитывали и идеи рационализма, особенно лейбницевского. Характерной чертой материализма XVIII в. была также резко противорелигиозная, атеистическая направленность. Религию его представители рассматривали как опору тиранов и оружие духовного порабощения масс. Путь к освобождению от религии и суеверий к подлинной духовной свободе и расцвету личности французские философы - материалисты XVIII в. видели в распространении знания в самые широкие слои населения. Материализм французских философов XVIII в. выступил в механистической форме, представляя собой попытку свести все многообразие физических и химических закономерностей, процессов жизнедеятельности биологических организмов и даже самого человека к законам механики. Такая попытка была не случайной. Она вытекает из природы человеческого мышления, стремящегося объяснить неизвестное через известное, сложное — через простое. Например, Жюльен Ламетри в произведении «Человек — машина» попытался показать, что человек — машиноподобное существо, все органы и ткани которого, как и детали машины, строго дифференцированы в своих функциях и назначении. Он же высказывал мысль о единстве происхождения всего живого, полагая, что способности материи ощущать и мыслить проявляются прежде всего при воздействии внешних тел на мозг. Крупнейшим систематизатором механико-метафизического мировоззрения был Поль Гольбах, который в своей «Системе природы» указывает, что каждое явление имеет жесткую, однозначную причину, порождающую соответствующее следствие. Такая теория ориентируется на однозначность причинно-следственной связи и носит название механического детерминизма. В той же работе Гольбах впервые предпринимает попытку определить понятие материи, связав это определение с воздействием свойств внешнего мира на органы чувств человека. Однако метафизический метод, лежащий в основе теории французских материалистов, не давал возможности понять и объяснить многообразие форм взаимодействия предметов и объектов. В то же время в учениях французских материалистов встречаются и блестящие диалектические идеи. Так, основной инициатор и редактор «Энциклопедии» Дени Дидро, оставаясь в целом еще на позициях метафизического материализма, утверждал единство материи и движения, считая идею самодвижения материи самым убедительным доводом против существования Бога. Он был сторонником атомизма, полагая, что природа, состоящая из бесчисленного множества элементов, находится в вечном развитии, погибая в одной форме и одновременно возникая в другой. Высказывал мысль о естественном происхождении сознания. Будучи материалистами в понимании природы, закономерностей человеческого познания, французские философы оставались идеалистами в объяснении общества. Господствующим принципом их учений об обществе был принцип: "Мнения правят миром". Этот принцип лежал в основание и их этического учения, получившего название теории «разумного эгоизма». Это теория исходила из положения о том, что движущей силой человеческих поступков является частный интерес, который, однако, не должен абсолютизироваться и входить в антагонизм с общественными интересами. Один из виднейших разработчиков этой теории Клод Гельвеций основную задачу этики видел в определении общественных условий, при которых и будет преобладать «правильно понятый» личный интерес. В своем трактате «Об уме» он писал, что все люди стремятся к счастью, но самый верный путь к этому один: объединить личный интерес, личную пользу с общественной выгодой. Французские мыслители XVIII века выработали классическую форму просветительской идеологии. Она послужила образцом и примером для родственных им по духу мыслителей в Германии, России, Северной Америке и других странах, где также складывались, хотя и по - разному, условия для социальных преобразований.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В конце XVIII - начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально - экономический и политический подъем. Отражением этого подъема в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И.Гете, И.Гердера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л, Фейербаха. Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический. В работах докритического периода (до 1770 г.} главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый - астроном, физик, географ, антрополог. В отличие от Ньютона Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания не только к объяснению строения солнечной системы, но и к объяснению ее возникновения, выдвинув гипотезу образования планетарных систем (в т.ч. солнечной) из газово-диффузионных туманностей. Разрабатывал классификацию животных по их возможному происхождению. Выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас. Одна из основных проблем критического периода – анализ возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственной и эстетической деятельности, дав свой ответ на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». В работе «К критике чистого разума» Кант одним из первых пробил брешь в метафизическом понимании природы познания, отстаивал идею активности познающего субъекта, отводя значительную роль его индивидуальному опыту, критиковал созерцательность прежних гносеологических учений. В то же время он считал, что основу познания составляют т.н. «априорные» (доопытные) формы знания – формы созерцания (пространство и время), категории рассудка («закон», «причинность», «необходимость» и др.) и идеи разума (идеи Бога, бессмертной души и свободы). Резко ограничивал познавательные способности рассудка, опирающегося на опыт чувств. В результате пришел к агностицизму, полагая границы между «вещью-в-себе» (объективной сущностью познаваемого предмета) и «вещью-для-нас» (явлением этого предмета субъекту познания) непреодолимыми. Сформулировал ряд противоречий логического мышления, когда оно пытается охватить вечное и бесконечное (антиномии разума). В другой работе «Критика практического разума», посвященной проблемам морали, немецкий мыслитель выдвинул принцип нравственного закона («категорического императива»), который требует от каждого индивида поступать в соответствии с долгом, а не пользой, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех. При этом Кант считал, что природа категорического императива сверхопытна (трансцендентна). Тем самым он критикует эмпиризм в этике не менее решительно, чем в гносеологии. В своем труде «К критике способности суждения» философ анализирует природу эстетических категорий («прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и т.п.) и разрабатывает учение о смысле и предназначении искусства. Это предназначение он видит в том, чтобы преодолеть разрыв между миром природы («вещами-для-нас») и миром свободы («вещами-в-себе»). Истина и добро, утверждал он, «находят» друг друга в красоте. Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – вершина немецкой философской классики. Основная заслуга - разработка диалектики как логики и методологии. Объективный идеалист. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Исходный пункт гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия, реализуемый им на объективно-идеалистической основе. В то же время это тождество понимается не статично, а как исторически развивающийся процесс, источником которого выступают противоречия. Гегель разработал и категориальный аппарат диалектики как теории развития, интерпретируя категории и их взаимопереходы как объективные формы бытия, определяемые абсолютной Идеей, т.е. мировым разумом, самореализующимся в мире. Он выделял при этом три последовательных этапа такой самореализации: 1) развитие Идеи в собственном лоне; 2) развертывание ее в форме своего инобытия – природы; 3) самопознание Идеи в форме человеческой истории и человеческого духа. Соответственно философская система Гегеля состоит из трех частей – логики, философии природы и философии духа. Таким образом, разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова мира, природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Мышление находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, которое проявляется во всем многообразии явлений действительности. Отсюда и вытекает одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное - разумно, все разумное – действительно». Логика понимается Гегелем иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки, начиная с Аристотеля. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии абсолютной Идеи (мирового Духа, Бога). Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы, природа опосредствует связь между Богом и человеком (человеческой историей и культурой). В форме природы Идея последовательно проходит три стадии – механизм, химизм и организм. Рассматривая природу лишь как инобытие абсолютной Идеи, Гегель тем самым лишил ее самостоятельности, способности развиваться во времени. И механическое, и химическое взаимодействие, и процессы жизнедеятельности не изменяются во времени, в силу чего принцип развития к ним не применим. Они развертываются лишь в пространстве. Таким пространством является абсолютная идея, которая, пройдя свою материализованную форму, обогатившись содержанием предшествующих ступеней, возвращается к самой себе, трансформировавшись в понятие «духа». Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа 1) субъективный дух — индивидуальное сознание; 2) объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе; 3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия). Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи – от ее абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах самого Гегеля, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль. В теории познания мыслитель подверг критике как созерцательность старого метафизического материализма, так и кантовский агностицизм, вводя в гносеологию категорию практики (прежде всего духовной). История, по Гегелю, есть процесс самореализация Абсолютного духа в практике. Поскольку Дух включает в себя идею свободы, то вся история, которую мыслитель делит на три больших эры (восточную, антично-средневековую и германскую) предстает как процесс возрастания свободы, наличным же воплощением свободы выступает право. Общие интересы он ставит выше частных, которые вполне могут принесены в жертву первым. Противоречия и конфликты в обществе являются не злом, а двигателем общественного прогресса, поскольку «вечный мир» приводит к загниванию и моральному разложению, тогда как войны, напротив, «очищают дух нации». Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеализма и религии. Основное его программное требование - не религиозными делать людей, а образовывать их, распространяя образование по всем слоям общества. При этом в образовании Фейербах видел не только средство против религиозных суеверий, но и ключ к свободе и счастью людей. Фейербах доказывал существование природы независимо от какого-либо сознания. Природа. - основа существования человека. Она никем не сотворена и является причиной самой себя. Доказывая зависимость сознания человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке. Человек в толковании Фейербаха, телесное природное cущество, и только в качестве такового он приобретет способность созерцать и мыслить. Идеализм, полагал мыслитель, разрывает целостность человека, отрывая душу от тела, превращая ее в самостоятельного cyбъекта и творца. Но oткудa происходит дух? Откуда орган, оттуда и его функция. Они едины. Дyx можно представить отдельно от тела только в теории. Отнимите у личности тело, и вы отнимите то, что делает ее единой, целостной. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, чтобы превращать человека (и природу, как его базис) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Такое понимание было ответом на гегелевский идеализм с его «абсолютной Идеей». Природа не нуждается ни в каком другом основании, кроме самой себя. Ее причина находятся в ней самой, а не в Идее или Боге. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек - Бога по тему же принципу. Фейербах резко выступал и против кантианского положения о том, что причинность и закономерность природы конструируются разумом. Все обстоит наоборот: не разум диктует законы природе, бытию, а законы бытия является законами мышления. Так материалистически трактует он принцип тождества бытия и мышления. Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическою и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Человек также обязан своим происхождением природе. При этом он понимается Фейербахом чисто натурологическигически, т.е. как природное существо вне его общественных взаимосвязей и взаимодействий, вне конкретно-исторических условий своего существования. Впрочем, он признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную сторону. Именно в качестве такой основы у него выступает любовь. Именно любовь, считает Фейербах, объединяет людей, делает их счастливыми. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию религией любви. Деятельность чувств Фейербах не связывал с практически-преобразовательной деятельностью. Поэтому понимание человека носит унего абстрактный характер, а гносеология его отличается созерцательностью. Ему чужд исторический взгляд на познание. Мышление для него - лишь обобщение воспринимаемого чувствами, а переход от ощущений кразуму наступает какчисто количественный процесс. Следует отметить, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе своего гениального предшественника, ее ядро - диалектический метод. В области социологии он также не пошел дальше старого материализма,не сумев выйти за пределы идеалистического понимания истории.
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА
Развитие науки и общественной жизни в конце ХVШ – первой половине XIX в.в. обнаруживают определенную узость и ограниченность традиционных философских систем, включая учения немецких классиков. Новейшие открытия в естествознании (открьгтие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание Ч.Дарвиным эволюционной теории происхождения биологических видов и др.) не только подтверждали выводы Гегеля о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысль о материальном единстве мира, о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи и ее атрибута – движения, о наличии диалектических противоречий и качественных скачков, а, значит, саморазвития, не только в мышлении, но и в материальном мире. По мере развития индустриального производства и утверждения капиталистических общественных отношений все более обострялись противоречия между поляризовавшимися в этом процессе общественными классами – буржуазией, укреплявшей свое господствующее положение в обществе, с одной стороны, и все более осознававшими свое приниженное положение наемными рабочими (пролетариатом). Идеалы свободы, равенства и братства, вполне чистосердечно выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом социальную сущность философии Нового времени как прежде всего буржуазной. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания, а вместе с ним и традиционных методологий познания и общественной деятельности. Одним из ответов на эту потребность было формирование в середине XIX в. новой философской системы, разработчиками которой стали немецкие мыслители Карл Мapкc (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Теоретическим источником своей философии они считали немецкую классическую философию, прежде всего диалектику Гегеля (хотя она и носила идеалистический характер), и материализм Фейербаха (хотя он и был метафизическим). Принципиальная новизна философии марксизма состояла в том, что, во-первых, ее создателям удалось органически соединить диалектический метод (очистив его от мистифицированной формы) с философским материализмом (избавив тем самым его от ограниченностей, присущих прошлой его исторической форме – метафизичности, внеисторичности и др.). В резул
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.022 с.) |