Вопрос № 17 Основные тенденции и направления современной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 17 Основные тенденции и направления современной философии.



Современная философия - новый этап в развитии мировой философской мысли. Нижняя граница, отделяющая современную философию от предшествующей ей - традиционной, - не является пока общепринятой, однако в необходимости ее проведения согласны практически все специалисты. Неопределенность этой границы проистекает в основном из неоднозначной трактовки понятия "современная эпоха", или просто "современность". В отечественной историографии обычно выделяется эпоха новейшего времени, начало которой, как принято считать, положил XX век, а точнее - Первая мировая война. Иногда термины "эпоха новейшего времени" и "современная эпоха" отождествляются, иногда под последней имеется в виду лишь период после окончания Второй мировой войны: период экономического, политического и идеологического противоборства двух мировых суперсистем, принявшего глобальный характер, - период "холодной войны" и "горячих точек". Однако, приняв последнюю точку зрения, придется либо констатировать, что современная эпоха завершилась в 1991 году вместе с распадом СССР и так называемой мировой системы социализма и сейчас мы уже живем в какой-то иной, постсовременной эпохе, либо искать для современности какие-то другие общие характеристики, действующие и поныне.

Поэтому представляется целесообразным принять традиционную отечественную точку зрения и отодвинуть нижнюю границу современной эпохи к началу XX века, когда капитализм в экономике достиг стадии монополизации и мировых экономических кризисов, а в политике на общемировом уровне начался неконтролируемый процесс борьбы за передел исторически сложившихся сфер влияния, в том числе и за рынки сбыта готовой продукции.

Сам процесс формирования современной философии прошёл несколько этапов:
1). 1840-1860 гг.

В этот период распадаются классические формы философствования, распространяется иррационализм, диалектический и исторический материализм и позитивизм.
2). 1870-1914 гг.

В это время появляется интивитуизм, философия жизни.
3). 1914 (1917)-конец 1920 гг.

Появляется экзистенциализм, неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

Черты, характеризующие развитие современной философии:
1). Плюрализм и полицентричность.

Плюрализм – это существование множества равноправных движений и направлений.

Полиицентричность проявляется в отсутствии единого центра развития в философии и в него включаются новые регионы (Африка, Латинская Америка).
2). Расширение философской проблематики, появление новых направлений в философии:

Философия ненасилия

Философия мира

Философия глобальных проблем

Философия политики

Философия образования

Философия педагогики

Философия языка

Философия культуры

Философия экономики
3). Особое внимание к проблемам философии в науке.

В конце 19-начале 20 вв. стали активно развиваться гуманитарные науки. Возникла проблема различия методов социально-гуманитарных и точных, естественных наук.

4). Культорологизация философского мышления. Философское мышление ориентируется не на познание мира, а на его понимание и переживание. Всякое явление культуры определяется как сочинённый людьми текст. Текстом может быть вещь, ритуал и т.д. Текст подлежит прочтению и пониманию. Популярным является такое течение как герменевтика. Герменевтика – это искусство толкования текстов.

В современной философии выделяются три базисных центра в философских направлениях:

1.сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с помощью развития науки, техники и технологии.

2. гуманитаристика, или герменевтика, воплощает коммуникативный интерес человека к общению с себе подобными.

3. критика идеологий. эта группа направлений в философии реализует освободительный интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.

Вопрос №18. Философская картина мира. Понятие бытия. Проблема субстанции.

В философии принято понятие картина мира, которая означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим. Понятие картина мира претендует на объективность видения. С ним связано понятие мировоззрение. Картина мира, обычно, переходит в мировоззренческое восприятие и представление. Обычно рассматривают мифологическую, научную, религиозную и философскую картины мира.

Понятие бытия существование – центральное философское понятие. Предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: Что есть сущее, то бытие вопросом: Что значит, что сущее есть. Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина.
Субстанция то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существуюших в другом и через другое – философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы.

Традиционно принято выделять 2 вида субстанций – Дух и Материя. Проблемы определения:

Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип атрибут лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее. Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой всеобщей субстанции которая составляет вообще всё, без исключения. Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам первопричинам.

Вопрос №19. Понятие материи философии. Движение, развитие, пространство, время.

Материя – философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию духу. В материалистической философской традиции категория материя обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала объективной реальностью по отношению к сознанию субъективной реальности[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них объективно. Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин реальность носит гносеологический оттенок, термин материя носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Движение - философская категория, отражающая любые изменения в мире.

Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Время – это необратимое течение протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее, внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Пространство - то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.008 с.)