ТОП 10:

Вопрос №9 Средневековая философия: черты и основные направления. Учение Аврелия Августина и Фомы Аквинского.



Средневековая философия – западная философия в период с V по XIV века.
Её основная функция – истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности спор о различии ипостаси и сущности и спор о приоритете единичного или общего реалисты и номиналисты.

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

1.О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

2.Бог, мир и человек. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Главная цель человека перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

3. О благодати. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

4. О свободе и божественном предопределении. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей – свободой от внешней в том числе сверхъестественной причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон – чувство долга перед Богом

. 5.О вечности, времени и памяти. Время – мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

6.Добро и зло – теодицея. Без зла мы не знали бы, что такое добро, поэтому Бог и допускает Зло.

7.Истина и достоверное знание.

8.Познание. Человек наделен умом, волей и памятью. Воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Ступени познания истины: внутреннее чувство, ощущение и разум.

9. Об обществе и истории. Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Государство – наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство – христианское государство. Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью. В историческом процессе Августин 18-я книга выделял семь главных эпох: первая эпоха – от Адама до Великого потопа, вторая – от Ноя до Авраама, третья – от Авраама до Давида, четвёртая – от Давида до вавилонского пленения, пятая – от вавилонского пленения до рождения Христа, шестая – началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.,седьмая – вечность

Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении.
Идеи:

1. Теология и философия. Ступени истины разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются истины разума, а второй – истины откровения.

2. О бытии Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого сущего как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

3. О материи и форме Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи

4. О человеке и его душе По своему положению человек – промежуточное существо между тварями животными и ангелами. В ряду телесных созданий – он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы – разум.

5.О познании Познание свой необходимый исток берет в чувственности. Но чем выше духовность, тем выше степень познания. Познание – есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

6.Этика Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей – веры, надежды и любви

7.Политика и право Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель – сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления – монархия, аристократия и полисная система, несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления – монархия, наихудшая форма правления – тирания.

Вопрос №10. Основные черты и направления новоевропейской философии. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, агностицизм, метафизический материализм.

Основные черты новоевропейской философии кон. XVI – XVIII вв.: Эпоха суверенности разума начинается со времени появления в свет сочинения Фрэнсиса Бэкона Новый Органон 1620, а продолжается сочинением Рене Декарта Рассуждение о методе 1637, в котором изложены методологические принципы современного рационализма. Бэкон определил традиционную философию как бесплодную и многословную. Философия по его мнению должна быть практической, она призвана обеспечивать благополучие и достоинство человека. Суть метода Ф.Бэкона: методически точная индукция как техника вопрошания природы. Разум должен быть свободен от предрассудков и открыт опыту. Эмпирический опыт – это исходное положение философии Ф.Бэкона. Чувственность провозглашается им в качестве единственного источника знания.

Основание философии Рене Декарта – проблема достоверности знания. В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт ищет основания адекватного познания не во внешнем эмпирическом опыте, а в возможностях самого знания. В этом смысле, в качестве предмета аналитики у Декарта выступает математический аппарат, в структуре которого истинность и ложность переведены на язык символов и доступны восприятию, а потому могут быть усмотрены непосредственно. Итак, Ф.Бэкон и Р.Декарт являются основателями двух течений новоевропейской философии,соответственно, эмпиризма и рационализма. После Декарта рационализм получил свое развитие в творчестве Бенедикта Спинозы 1632-1677 и Готфрида Лейбница 1646-1716. Б.Спиноза завершил начатое Декартом. Он развивает концепцию философского монизма, сущностью которой является учение о субстанции. Г.Лейбниц, будучи последователем рационализма, вводит понятие монады атомарная неделимая сущность, отсюда, весь мир понимается как совокупность монад. После Бэкона эмпиризм разрабатывается в контексте философских доктрин Томаса Гоббса 1588-1679, Джона Локка 1632-1704, Дэвида Юма 1711-1776, Дени Дидро 1713-1784 и других европейских мыслителей.

Д.Юм – в его творчестве эмпиризм достиг своего логического завершения. Представление о причинности, структурированное понятиями причины и следствия, является лишь привычкой ума, равно как и понятие субстанции, созданное субъективной наклонностью психики человека истолковывать данные в опыте свойства вещей в качестве самих вещей как они есть.

эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

рационализм -философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии

сенсуализм от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма – нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

крупные философы-сенсуалисты:Протагор, Эпикур, Джон Локк, Этьен Бонно де кондильяк
агностицизм от др.-греч. – непознаваемый, непознанный – философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин. проще говоря, агностицизм отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления. возник в конце 19 в., как антитеза идеям метафизики.

материализм от лат. materialis – вещественный – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя объективная реальность является онтологически первичным началом причиной, условием, ограничением, а идеальное понятия, воля, дух и тому подобное – вторичным результатом, следствием. материализм признает существование единственной субстанции – материи; все сущности образованы материей, а явления – являются процессами взаимодействия материальных сущностей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.005 с.)