Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №9 Средневековая философия: черты и основные направления. Учение Аврелия Августина и Фомы Аквинского.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Средневековая философия – западная философия в период с V по XIV века. Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. 1.О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. 2.Бог, мир и человек. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Главная цель человека перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви. 3. О благодати. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. 4. О свободе и божественном предопределении. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей – свободой от внешней в том числе сверхъестественной причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон – чувство долга перед Богом . 5.О вечности, времени и памяти. Время – мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. 6.Добро и зло – теодицея. Без зла мы не знали бы, что такое добро, поэтому Бог и допускает Зло. 7.Истина и достоверное знание. 8.Познание. Человек наделен умом, волей и памятью. Воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Ступени познания истины: внутреннее чувство, ощущение и разум. 9. Об обществе и истории. Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Государство – наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство – христианское государство. Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью. В историческом процессе Августин 18-я книга выделял семь главных эпох: первая эпоха – от Адама до Великого потопа, вторая – от Ноя до Авраама, третья – от Авраама до Давида, четвёртая – от Давида до вавилонского пленения, пятая – от вавилонского пленения до рождения Христа, шестая – началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.,седьмая – вечность Фома Аквинский – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении. 1. Теология и философия. Ступени истины разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются истины разума, а второй – истины откровения. 2. О бытии Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого сущего как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. 3. О материи и форме Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи 4. О человеке и его душе По своему положению человек – промежуточное существо между тварями животными и ангелами. В ряду телесных созданий – он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы – разум. 5.О познании Познание свой необходимый исток берет в чувственности. Но чем выше духовность, тем выше степень познания. Познание – есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. 6.Этика Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей – веры, надежды и любви 7.Политика и право Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель – сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления – монархия, аристократия и полисная система, несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления – монархия, наихудшая форма правления – тирания. Вопрос №10. Основные черты и направления новоевропейской философии. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, агностицизм, метафизический материализм. Основные черты новоевропейской философии кон. XVI – XVIII вв.: Эпоха суверенности разума начинается со времени появления в свет сочинения Фрэнсиса Бэкона Новый Органон 1620, а продолжается сочинением Рене Декарта Рассуждение о методе 1637, в котором изложены методологические принципы современного рационализма. Бэкон определил традиционную философию как бесплодную и многословную. Философия по его мнению должна быть практической, она призвана обеспечивать благополучие и достоинство человека. Суть метода Ф.Бэкона: методически точная индукция как техника вопрошания природы. Разум должен быть свободен от предрассудков и открыт опыту. Эмпирический опыт – это исходное положение философии Ф.Бэкона. Чувственность провозглашается им в качестве единственного источника знания. Основание философии Рене Декарта – проблема достоверности знания. В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт ищет основания адекватного познания не во внешнем эмпирическом опыте, а в возможностях самого знания. В этом смысле, в качестве предмета аналитики у Декарта выступает математический аппарат, в структуре которого истинность и ложность переведены на язык символов и доступны восприятию, а потому могут быть усмотрены непосредственно. Итак, Ф.Бэкон и Р.Декарт являются основателями двух течений новоевропейской философии,соответственно, эмпиризма и рационализма. После Декарта рационализм получил свое развитие в творчестве Бенедикта Спинозы 1632-1677 и Готфрида Лейбница 1646-1716. Б.Спиноза завершил начатое Декартом. Он развивает концепцию философского монизма, сущностью которой является учение о субстанции. Г.Лейбниц, будучи последователем рационализма, вводит понятие монады атомарная неделимая сущность, отсюда, весь мир понимается как совокупность монад. После Бэкона эмпиризм разрабатывается в контексте философских доктрин Томаса Гоббса 1588-1679, Джона Локка 1632-1704, Дэвида Юма 1711-1776, Дени Дидро 1713-1784 и других европейских мыслителей. Д.Юм – в его творчестве эмпиризм достиг своего логического завершения. Представление о причинности, структурированное понятиями причины и следствия, является лишь привычкой ума, равно как и понятие субстанции, созданное субъективной наклонностью психики человека истолковывать данные в опыте свойства вещей в качестве самих вещей как они есть. эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. рационализм -философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии сенсуализм от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма – нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление. крупные философы-сенсуалисты: Протагор, Эпикур, Джон Локк, Этьен Бонно де кондильяк материализм от лат. materialis – вещественный – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя объективная реальность является онтологически первичным началом причиной, условием, ограничением, а идеальное понятия, воля, дух и тому подобное – вторичным результатом, следствием. материализм признает существование единственной субстанции – материи; все сущности образованы материей, а явления – являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.009 с.) |