Основные парадигмы политологического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные парадигмы политологического знания.



Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

§ уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

§ точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

 

Основные парадигмы политологического знания.

Парадигмы – политические мысли (модель, образец)

· Теистическая – всякая власть от Бога (сверхъестественное объяснение политики) Фелофей, Фома Аквинский, Августин Блаженный, Платон.

· Натуралистическая – человек и общество, как часть природы (географические и биологические факторы, психологические свойства человека) Гитлер, Муссолини.

· Социальная – влияние на политику других сфер общественной жизни(экономика, право) Маркс, Энгельс, Ленин, Чижевский

· Рационально-критическая – противоречие и конфликт, раскрытие внутреннего смещения закономерностей и источников развития политики – закон циркуляции элит. Моска, Парето, Михельс

 

История политических учений. Периодизация и основные этапы.

Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение).

1 – этап с 11-17вв.

2 – с 18в – 1 четверть 19в.

3 – с 2 четверть 19 в – настоящее время.

 

История Древнего мира: 1г н.э. – 4в н.э.

История Средних веков: 4в н.э. – 14в н.э.

Эпоха Возрождения: 14в н.э. – 16в н.э.

Новое время: 16в н.э. – 20в.

Эпоха Просвещения: 18в

Новейшее время: 20в – настоящее время.

 

Политические воззрения Древности, Средних веков и Возрождения.

Не смотря на тот факт, что политическая мысль зародилась в глубокой древности (около 4,5 тыс. лет назад) в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Древняя Греция

Сократ=>Платон=>Аристотель

Сократ -ярый противник демократии, но так же не считает правильными: монархию и аристократию. Он считает, что управлять может лишь подготовленный человек, чтобы правление было компетентным

Платон предложил модель гос-ва, разделенного на 3 слоя:

· Высший – правители, философы

· средний – войны, стражники

· низший – производители материальных благ

(Высшему и среднему слоям запрещалось иметь семью и частную собственность)

Женщины имели право стать правителями, а рожденные дети от таких отношений отдавались в общ-е власти. Распределение по слоям производилось по способностям

Аристотель восстает с позиции здравого смысла против общности жен и собственности, утверждая, что всякий гораздо более заботиться о собственном достоянии, чем об общем: у человека есть два главных побуждения к заботе и любви - собственность и привязанности; между тем, оба эти чувства уничтожаются Платоном.

Он классифицировал формы правления:

Для своей выгоды для общего блага

Тирания Монархия

Олигархия Аристократия

Охлократия Полития

Демократия

[В порядке увеличения человек у власти]

Древний Рим

Марк Аврелий считает, что «политика должна быть добродетельной».

За время правления он ввел бесплатные школы, смягчил правила гладиаторских воев(а хотел отменить).

Верил, что миром правит космический разум – Логос, и предположил, что существует судьба человека. «Кто подчинился судьбе – того она ведет, кто - нет, того она тащит». Он был пессимистом, что подтверждает еще одна его цитата: «Быть счастливыми не в нашей власти, но быть добродетельными мы можем».

Цицерон думает, что для процветания гос-ва надо важные 2 вещи:

· Хорошие(правильные) законы

· Народ, который осознает необходимость их исполнения

Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости

Средние века

Августин Блаженный и Фома Аквинский: Всякая власть от Бога.

Фома переносит систему нравственных ценностей в область веры. В этом мире человек не может достигнуть счастья, ибо высшее блаженство заключается в лицезрении бога. Отличительная черта Аквинского, что он считал, что «народ имеет право на восстание, если правитель нарушает божественные законы». Так же считал, что правитель должен следить за справедливостью цен и оплаты труда.

В настоящее время его учения называются Неотомизмом, который является официальной доктриной Ватикана.

Августин же внес некоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения. Он развил учение о чистилище, как о промежуточном месте между раем и адом, где души грешников очищаются.

Его взгляды на тысячелетнее Царство как на эру между Боговоплощением и вторым пришествием Христа, в течение которой церковь одержит победу над миром, привели к превознесению Римской церкви до уровня Вселенской, которая постоянно стремилась подчинить все своей власти. Опираясь на это утверждение, как на церковную догму, Римские папы вели бесконечные войны за утверждение главенствующего положения католической церкви. До сих пор католическое вероучение отводит церкви особую роль в спасении людей, обремененных первородным грехом.

Эпоха Возрождения

Никколо́ Макиаве́лли

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели

Является автором «Учебник для тирана», идея которого «Цель оправдывает средства». Ему же свойственна еще 1 цитата: «люди сами делают политику»

Томас Мор – основоположник утопического коммунизма(где не было частной собственности, войн, денег и нищеты). «Власть не должна быть выше закона!»

Политические учения Нового времени. Просвещенье.

Джон Локк, Томас Гоббс, Монтескьё(Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё́), Жан Жак Руссо.

Все они считали, что политику делают люди и предерживались теории общественного договора.

До принятия: «Война всех против всех» - считалось, что: «Только монарх богат так, как богат его край»(Гоббс)

Руссо считал, что до заключения общ-го договора люди были «счастливы», так же считал, что любое гос-во – зло; наименьшее зло – гос-во в форме республики

Локк считал, что государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Основная мысль – воля людей! Выдвинул идею разделения властей

Монтескьё выдвинул теорию о разделении властей. Его позиция: Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов»

Законодательная Исполнительная Судебная

Век

Концепция элит, развивающая тему политической власти, входит составной частью в современную политическую науку. Основоположниками теории являются представители итальянской школы итальянцы В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941) и немец Р. Михельс (1876-1936), переехавший из Германии в Италию. Их взгляды относят к «макиавеллистской» школе, поскольку считается, что впервые элита как правящая группировка в обществе рассматривалась в работах их соотечественника Макиавелли.

Теории элит — это теории о разделении людей в любом обществе на элиты и массы. Моска развивал представление о том, что «во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...»

· Политическая психология Гарольда Лассуэлла.

Лассуэлл разработал типологию политических личностей, определил типы политиков. При изучении вопросов власти, которые согласно бихевиористскому подходу, рассматривались как определенный тип поведения, когда одни индивиды командуют, а другие подчиняются, он высказал гипотезу о «воле к власти» политиков как субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Рассматривая власть на любом уровне как производную от индивидуальных отношений, Лассуэлл пересмотрел свои ранние представления об элитах как главных субъектах политики и пришел к выводу, что главная фигура в политике — политические личности, и межличностные отношения между ними изучать важнее, чем абстрактные институты и организации. В работе «Политика: кто получает, что, когда и как» Лассуэлл видит главную задачу политической науки в том, чтобы исследовать вопрос о распределении ценностей в обществе, ибо к этому вопросу сводится специфика политической деятельности. Если в экономической сфере общества производятся материальные ценности, а в сфере культуры — духовные, то в политической сфере ценности не производятся, а распределяются. Тот, кто распределяет ценности, тот и обладает властью. «Кто, что, когда и как получает» — это, согласно Лас-суэллу, коренной вопрос при анализе политических действий и политического процесса.

· Теории авторитаризма и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона.

В исследовании «Тоталитарная диктатура и автократия» они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них — огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др.).

11 Периодизация российской политической мысли. Парадигмы политологического знания в российской политической мысли

12 Политическая мысль России в Средние века и в Новое время.

13 Особенности политической мысли России 19-20 века и их влияние на современную Россию.

14 Спор славянофилов и западников и его влияние на политическую мысль

Либерализм и неолиберализм

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

Конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Неолиберализм – обновленная форма либерализма, где провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

Течение признает частичное регулирование экономики государством.

В СМИ исп-ся термины в 2х смыслах: правильный смысл; возврат к классическому либерализму.(яблоко)

Анархизм – похож на классич коммунизм вся частная собственность обобществлена. Должна принадлежать самоуправляющемуся общностям. Гос-во должно быть уничтожено сразу после революции. Т.к. порождает неравенство и угнетение.

Соц. Деморкратизм – явл ревизией(пересмотром) марксизма. Отказались от идеи революции и диктатуры пролетариата. Считают что нужно обобществлять только крупную стратегич собственность. Прогрессивное налогооблажение – налоговая ставка имеется от дохода.

Фашизм(пучок связка)

Основные мировые идеологии.

· Социализм: социал. Демократы, классический коммунизм(марксизм), анархизм.

— это идеология, которая возникла из-за желания, чтобы оплата за труд производилась именно по труду. В связи с этим была поддержана именно мелкой буржуазией, потому что именно только она жила за счёт своего труда при собственности на свой труд. Действительное получение материальных благ в обществе по труду может возникать только при условии частной собственности каждого члена общества на свой труд и соответственно на результаты своего труда, при общественной собственности на общественные средства производства, - в этом и есть суть социализма.

· Анархизм

— политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы

· Либерализм

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания

Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

o данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

o равноправия и равенства перед законом;

o рыночной экономики;

O Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах

В Ф. Гитлера был основан на идее расового превосходства потомков мифического арийского народа. На основе своей теории Гитлер разделил все народы мира: культуросозидающие, культуроподдерживающие,культуроразрушающие.

Фашизм – это идеология, провозглашающая превосходство социальной группы по опред. Принципу(раса, национальность, этнич. Принадлежность, язык. Принадл., состояние здоровья, религиозная…)

- отмена демокр. Прав и свобод

- дескриминация

- агрессия

- война

- физ уничтожение

20 Основные подходы к определению фашизма.

21 Основные концепции власти.

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

· Харизматическая легитимность

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или пра­вилами. Он зависит не столько от идей, сколько от при­верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по­лагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последовате­лей. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

· Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

27 Партии и общественные организации.

28 Роль партий в политической системе

Группы «лобби»

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (ЛОББИ) — организованные группы (объединения, профсоюзы, корпорации и пр.), основной задачей которых является целенаправленное воздействие на органы государственной власти, политические партии и политических лидеров с целью обеспечения своих интересов (лоббирование). Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в которых граждане могли увидеться с парламентариями для оказания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной группой давления считается организация американских фермеров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собственное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сельскохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент. К середине XX в. влияние таких групп стало настолько сильным, что потребовало ограничения на государственном уровне. Сегодня годовой оборот лоббистских фирм в Великобритании составляет более 500 млн ф. ст., в Канаде официально зарегистрировано около 3 тыс. лоббистов, а доход от лоббистской деятельности оценивается в 50-100 млн долл. в год, в политико-административных структурах ЕС действуют около 10 тыс. лоббистов, в США в области связей с правительством задействовано около 100 тыс. человек, а расходы на данную деятельность превышают 2 млрд долл. в год. Цитата:«Нет ни одной группы интересов, которая хотя бы однажды не прибегала к оказанию давления». Р. Ж. Шварценберг

30 Проблема групп интересов в политике.

Группы давления

в буржуазных государствах организованные социальные группы, стремящиеся воздействовать на государственные органы, добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих интересам и целям группы. От политических партий Г. д. отличает сравнительно узкая целевая ориентация, отсутствие общей политической программы. В широком смысле слова к Г. д. могут быть отнесены и политические партии, а также различные звенья государственного механизма (например, армия). Теория Г. д. широко используется в политической науке США и ряда других буржуазных государств при характеристике процессов выработки различных государственных решений. Г. д. в буржуазной политической литературе считается всякая общественная организация, целенаправленно влияющая на государственный аппарат путём официальных и неофициальных контактов с его представителями, массовой агитации, публичных выступлений, рассчитанных на создание определённого общественного мнения. Наиболее влиятельными Г. д. являются различные организации крупного капитала — торговые и промышленные палаты, ассоциации крупных владельцев недвижимости, владельцев и управляющих капиталистических корпораций. В качестве Г. д. буржуазные политологи рассматривают также профсоюзы и другие профессиональные ассоциации, организаций женщин, молодёжи, расовых и национальных меньшинств, религиозные объединения, различные организованные движения, преследующие ограниченные политические, экономические, культурно-этические цели. Ставя в один ряд капиталистические Г. д. и организации трудящихся, ссылаясь на формальное равенство их возможностей отстаивать свои интересы перед государством и на уравновешивание интересов конкурирующих групп, буржуазные идеологи пытаются подвести т. о. теоретическую основу под концепцию плюралистической демократии, т. е. рассредоточения власти между различными классами и слоями буржуазного общества (см. Плюралистической демократии теория). В действительности влияние капиталистических Г. д. безусловно доминирует, они выступают как важная форма связи государственного аппарата с монополиями и совместно с буржуазными партиями обеспечивают политическое господство финансово-промышленной элиты.

32 Государство и формы правления.

33 Политическая система и государство.

34 Политические элиты.

35 Проблема политического и социального неравенства и политическая борьба.

36 Формы рекрутации элит и социальная мобильность.

37 Авторы теории элит

38 Основные проблемы современной геополитики.

39 Теория разделения властей.

40 Гражданское общество и власть в теории «общественного договора».

41 Особенности политической системы современной России.

Политические режимы.

· Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником ласти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

· Авторитарный режим

o авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

o авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

· Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях

· Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

· Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

· Олигархический

политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан

· и др.

43 Возникновение геополитики как отрасли политической науки.

44 Формы государственного устройства

 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15,16,17,18,19,22,26,29,31,42

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

§ уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

§ точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

 

Основные парадигмы политологического знания.

Парадигмы – политические мысли (модель, образец)

· Теистическая – всякая власть от Бога (сверхъестественное объяснение политики) Фелофей, Фома Аквинский, Августин Блаженный, Платон.

· Натуралистическая – человек и общество, как часть природы (географические и биологические факторы, психологические свойства человека) Гитлер, Муссолини.

· Социальная – влияние на политику других сфер общественной жизни(экономика, право) Маркс, Энгельс, Ленин, Чижевский

· Рационально-критическая – противоречие и конфликт, раскрытие внутреннего смещения закономерностей и источников развития политики – закон циркуляции элит. Моска, Парето, Михельс

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.109 с.)