Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть и властные отношения.

Поиск

Власть – фундаментальная(основная) категория политологии.

Концепции власти:

· Теистическая – всякая власть от бога)

· Телеологическая – (от слова телеос - цель) гласит что власть – умение добиваться своих целей.

· Психоаналитичексая/бихевиаристская – т.е. поведенческая концепция власти.

Подсознательное психическое свойство субъекта:

o Фрейд – считал что власть сублемация либидо.

o Адлер – был согласен в том что власть подсознательное свойство(явление). Но в отличие от фрейда он считал что главный инстинкт сам инстинкт власти..

o Юнг - считал что подсознание есть не только у человека но и у общества в целом. Подсознание заполнено архитипами. Последователи считают что самый чистый архитип отца и архитип врага. В мирные времена политики пользуются политикой отца, в плохие времена архитип врага на других. Стремлением к власти человек заполняет пустоту и бессмысленность жизни. В этом моменте сближаются с теистической.

Структурно-функциональная концепция. Согласно этой концепции власть – функция разделения общ. труда: на управляющих и управляемых.

Самой распространенной концепцией стала реляционная(реляция – отношения) – власть –отношение между субъектом и объектом при котором субъект контролирует объект и реализует через него свою волю

23 Власть: соотношение ресурсов и легитимности.

24 Объект и субъект власти. Проблема подчинения.

25 Реляционная концепция власти.

Типы легитимности власти по М. Веберу.

· Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

· Харизматическая легитимность

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или пра­вилами. Он зависит не столько от идей, сколько от при­верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по­лагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последовате­лей. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

· Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

27 Партии и общественные организации.

28 Роль партий в политической системе

Группы «лобби»

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (ЛОББИ) — организованные группы (объединения, профсоюзы, корпорации и пр.), основной задачей которых является целенаправленное воздействие на органы государственной власти, политические партии и политических лидеров с целью обеспечения своих интересов (лоббирование). Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в которых граждане могли увидеться с парламентариями для оказания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной группой давления считается организация американских фермеров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собственное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сельскохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент. К середине XX в. влияние таких групп стало настолько сильным, что потребовало ограничения на государственном уровне. Сегодня годовой оборот лоббистских фирм в Великобритании составляет более 500 млн ф. ст., в Канаде официально зарегистрировано около 3 тыс. лоббистов, а доход от лоббистской деятельности оценивается в 50-100 млн долл. в год, в политико-административных структурах ЕС действуют около 10 тыс. лоббистов, в США в области связей с правительством задействовано около 100 тыс. человек, а расходы на данную деятельность превышают 2 млрд долл. в год. Цитата:«Нет ни одной группы интересов, которая хотя бы однажды не прибегала к оказанию давления». Р. Ж. Шварценберг

30 Проблема групп интересов в политике.

Группы давления

в буржуазных государствах организованные социальные группы, стремящиеся воздействовать на государственные органы, добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих интересам и целям группы. От политических партий Г. д. отличает сравнительно узкая целевая ориентация, отсутствие общей политической программы. В широком смысле слова к Г. д. могут быть отнесены и политические партии, а также различные звенья государственного механизма (например, армия). Теория Г. д. широко используется в политической науке США и ряда других буржуазных государств при характеристике процессов выработки различных государственных решений. Г. д. в буржуазной политической литературе считается всякая общественная организация, целенаправленно влияющая на государственный аппарат путём официальных и неофициальных контактов с его представителями, массовой агитации, публичных выступлений, рассчитанных на создание определённого общественного мнения. Наиболее влиятельными Г. д. являются различные организации крупного капитала — торговые и промышленные палаты, ассоциации крупных владельцев недвижимости, владельцев и управляющих капиталистических корпораций. В качестве Г. д. буржуазные политологи рассматривают также профсоюзы и другие профессиональные ассоциации, организаций женщин, молодёжи, расовых и национальных меньшинств, религиозные объединения, различные организованные движения, преследующие ограниченные политические, экономические, культурно-этические цели. Ставя в один ряд капиталистические Г. д. и организации трудящихся, ссылаясь на формальное равенство их возможностей отстаивать свои интересы перед государством и на уравновешивание интересов конкурирующих групп, буржуазные идеологи пытаются подвести т. о. теоретическую основу под концепцию плюралистической демократии, т. е. рассредоточения власти между различными классами и слоями буржуазного общества (см. Плюралистической демократии теория). В действительности влияние капиталистических Г. д. безусловно доминирует, они выступают как важная форма связи государственного аппарата с монополиями и совместно с буржуазными партиями обеспечивают политическое господство финансово-промышленной элиты.

32 Государство и формы правления.

33 Политическая система и государство.

34 Политические элиты.

35 Проблема политического и социального неравенства и политическая борьба.

36 Формы рекрутации элит и социальная мобильность.

37 Авторы теории элит

38 Основные проблемы современной геополитики.

39 Теория разделения властей.

40 Гражданское общество и власть в теории «общественного договора».

41 Особенности политической системы современной России.

Политические режимы.

· Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником ласти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

· Авторитарный режим

o авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

o авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

· Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях

· Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

· Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

· Олигархический

политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан

· и др.

43 Возникновение геополитики как отрасли политической науки.

44 Формы государственного устройства

 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15,16,17,18,19,22,26,29,31,42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.009 с.)