Знания могут быть научными и вненаучными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания могут быть научными и вненаучными.



Атомизм Демокрита

Демокрит родился около 470-469 г. до н.э., умер в IV в. до н.э. Он был младшим современником Анаксагора и старшим – Сократа. Демокрит был ученым – энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии. Родом он был из города. Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа. Но он разработал ее дальше, оформив в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1 по форме, 2 по величине, 3 по порядку и 4 по положению. Так, А отличается от Р формой, АР от РА порядком, Ь от Р-положением. Величина у атомов тоже различна; на Земле они малы, причем настолько, что органы чувств не в состоянии их воспринимать. Из разных атомов и разного их числа, путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснение многообразие вещей было бы невозможно. Им присуще движение.

Вопрос №8. Философские системы Платона и Аристотеля.

Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию: Онтология – философское учение о Бытии; Космология – философское учение об Окружающем мире; Гносеология – философское учение о Методах познания мира; Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе. Платон разделил весь окружающий мир на две основные части: Мир идей или Общих понятий; Материальный мир или Мир вещей.
По его мнению, первичным главным является Мир Идей или Общих понятий. А производным вторичным является Материальный мир. Доказательство Платона: Материальные предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия или идеи – вечны. Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвал Материя. Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы – Этике. Он решил создать систему Идеального Государства, а также систему нравственного воспитания личности. Платон разделил всё общество на три основных сословия: Сословия – это группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные государством. 1.Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной; 2.Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов

3.Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.
Философская система Аристотеля. Аристотель в молодости был учеником Платона. Впервые разделил науки, определив для каждой их них специальные области исследования: 1. Теоретические науки: – метафизика греч. – то, что выше природы – это наука, о наиболее общих понятиях развития мира.- физика – это наука, о закономерностях природы. – математика – это наука о количественных величинах. 2.Практические науки – этика – это наука о поведении человека в обществе; – экономика – это наука о хозяйственных отношениях; – политика – это наука о Государственной и общественной деятельности.
Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир людей или общих понятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Он считал, что, всему существующему в мире свойственно движение. Он связывал движения с внутренней энергией. По своим философским взглядам Аристотель был дуалистом.

Вопрос №11 Французский материализм XVIII века.

Французский материализм – философское направление во Франции XVII-XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон, вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла, в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов или вольнодумцев. Отрицание Бога для них было не таким принципиальным моментом, как критика церкви. Их материализм иногда причудливо мог сочетаться с деизмом. Мотивом добра признавался разумный эгоизм. Разумный эгоизм был также философской основой мысли французских экономистов-физиократов. Крайнего выражения французский материализм нашел во взглядах де Сада.

ИЛИ ОТВЕТ


ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 В. - — идейное движение, представлявшее собой новый и высший этап в развитии материалистической и просветительской мысли не только в национальном, но и во всемирном масштабе — сравнительно с материализмом 17 в. В отличие от англ. материализма 17 в., к-рый во многом отражал компромисс буржуазии и дворянства, Ф. м. был мировоззрением прогрессивной фр. буржуазии, его учение имело целью просвещение широкой части об-ва: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической интеллигенции. Корифеи Ф. м.— Ламетри, Гельвеций, Дидро. Гольбах излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов, на лат. языке, а на фр. языке, в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. п. Идейными истоками Ф. м. были национальная материалистическая традиция, представленная в 17 в. Гассенди, а также — и гл. обр.— механистическим материализмом физики Декарта, и англ. материализм. Особенно большое воздействие на Ф. м. оказало учение Локка об опытном происхождении знания, критика им декартовского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта. Не меньшим было влияние педагогических и политических идей Локка, согласно к-рым совершенство личности обусловливается воспитанием и политическим устройством об-ва. Однако Ф. м. не просто усвоил локковскую теорию материалистического сенсуализма и эмпиризма, но и освободил ее от колебаний в сторону декартовского рационализма. Гл. научной опорой для фр. материалистов наряду с сохраняющей свое ведущее значение механикой становятся также медицина, физиология и биология. В силу этого в учениях фр. материалистов был развит ряд новых по сравнению с материализмом 17 в. идей. Наиболее значительными из них были элементы диалектики в учении о природе у Дидро. Еще более оригинальны этические и общественно-политические теории Ф. м. Продолжая и в этой области дело Гоббса, Спинозы, Локка, Ф. м. освобождает в значительной мере их этические учения и общественно-политические воззрения от абстрактно-натуралистической узости: в отличие, напр., от Гоббса. у к-рого руководящее человеком стремление к самосохранению выводится из аналогии с механической инерцией физического тела, у Гельвеция и Гольбаха “интерес” рассматривается уже как специфически человеческий двигатель поведения. Ф. м. отверг компромиссные формы пантеизма, деизма и выступил с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке. Яркая, остроумная критика фр. материалистами религии получила высокую оценку Ленина, к-рый рекомендовал использовать образцы этой критики в совр. атеистической пропаганде. Сжатый, но чрезвычайно богатый мыслями очерк истории Ф. м. дал Маркс в книге “Святое семейство”. Ленин в труде “Материализм и эмпириокритицизм” показал, как велика была роль Ф. м. в выработке общих для всякого материализма философских основ, а также разъяснил его теоретическую ограниченность: метафизичность его метода и идеализм в объяснении явлений общественного развития и прогресса.

Вопрос №12. Немецкая классическая философия. Общая характеристика. Философские системы И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля.

Немецкая классическая философия – этап развития немецкой философии XVIII-XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Немецкий идеализм впервые поставил вопрос о сущности знания: Что есть знание.

Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознании. В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори.

Г. В. Ф. Гегель. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики. Усматривал во всех вещах мировой разум, абсолютную идею или мировой дух, целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в инобытии в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история. Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит хитрость исторического разума, которая заключается в опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель. Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Вопрос №13. Антропологический материализм Л. Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек не творение бога, а часть и притом наиболее совершенная вечной природы.

ИЛИ

Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист.

Первоначально - последователь Г. В.Ф. Гегеля, видный представитель младогегельянской школы. Затем (1839 г.) подверг критике идеализм Г. В.Ф. Гегеля.

Основное содержание и смысл философии - отстаивание материализма.

Мировоззрение - следствие исторических условий предреволюционной Германии, выражение идеалов революционной буржуазной демократии.

В центре философии - человек. Антропологизм философии - в выдвижении на первый план сущности человека, которая - «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе не удается, так как человек для него - абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.

Вместе с тем он не отрицал и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.

Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и исторических корнях религии. В работе «Сущность христианства»: специфика религиозного сознания - в вере в сверхъестественное и фантастические образы.

Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя - «религию любви» к человеку.

Основа нравственности - в стремлении человека к счастью, достижимому посредством человеческого рдинения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии акцент - на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительна отличается от традиции философии и трактовки теории познания Г. В.Ф. Гегелем.

Л. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира.

Философия актропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций.

В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен, к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т. д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

Подобная антропологически и атеистически ориентированная философия оказала значительное влияние на мировоззренческие дискуссии о судьбе идей Г. В.Ф. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр философии, необходимости видеть мир через его потребности, что импонировало радикально настроенным кругам.

Вопрос №14. Марксистская философия.

Карл Маркс 1818-1883 – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы сущности человека. Выделяют два этапа развития марксизма – ранний и поздний. Для ранего – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. Поздний – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Осн. тезисы: 1 в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2 М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата; 3 как следствие ставится принципиально новая задача – не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4 отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5 это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6 наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями – движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации.

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть:

- эмпирическими на основе опыта или наблюдения;

-теоретическими на основе анализа абстрактных моделей.

Вненаучные знания могут быть:

паранаучными учения или размышления о феноменах

лженаучными домыслы и предрассудки

квазинаучными ищут себе приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения

антинаучными как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности

псевдонаучными интелл. активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, пример, истории о снежном человеке обыденно-практическими доставлявшие элементарные сведения о природе и окружающей действительности личностными наличие общей для всех системы понятий, способов, приёмов и правил построения народная наука шаманы, жрецов, знахарей, целителей, экстрасенсов

Одна из характерных особенностей философии как формы знания состоит в том, что она в процессе рефлектування над миром, в отличие от конкретных наук, способна выходить за пределы человеческого эмпирического опыта. Никакой опыт не дает возможности понять мир как целостную, бесконечную в пространстве и непереходные во времени, неисчерпаемую в своем разнообразии объективную реальность, с которой человек постоянно соотносится. И только философия разворачивает свои познавательные интенции в направлении универсального мировоззрения всеобщие принципы бытия.

Вопрос №2. Предмет философии. Основные функции философии. Структура современного философского знания.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

1.Вопрос об отношении мышления к бытию то есть что первично: дух или материя.. сформул. Энгельсом., назывался основным вопросом философии, поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот – материального над духовным. Относится к сфере онтологии

2. Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии. Относится к сфере онтологии гносеологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: Что такое философия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения ответа, типа «Для чего».

Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, информационно-коммуникативная, ценностно-ориентирующая, критическая, интегрирующая, идеологическая, воспитательная, прогностическая, проектировочная.

В состав философии входят: теоретическая философия, социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.

Основными частями теоретической философии выступают: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; диалектика – учение о развитии, аксиология теория ценностей; герменевтику теорию понимания и толкования знаний.

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую систематическую философию, так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

ИЛИ ТАКОЙ ОТВЕТ!

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, на­звавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил дру­гой древнегреческий мыслитель Платон.

Слово «философия» (от греч. «филио» — люблю, «Со­фия» — мудрость) буквально означает любовь к мудрости. Под философией с античных времен стали понимать стрем­ление к истине, к глубоким теоретическим рассуждениям.

Философия как особая сфера духовной деятельности возникла из потребности людей в обобщенном и целост­ном представлении об окружающем мире. Она является самой древней областью теоретического знания в мире, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий.

Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология - учение о бытии и его сущности, гно­сеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика -учение о прекрасном, социальная философия - учение о чело­веческом обществе, история философии, изучающая зарожде­ние, становление и развитие философской мысли. Принципиальная особенность философского мышле­ния — в том, что оно никогда не останавливается на дос­тигнутом. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за непоколебимую истину, для философии служит лишь отправным пунктом размыш­лений.

Фи­лософияэто продукт свободной твор­ческой деятельности человеческого разума.

Основной метод философии – рефлексия. Это означает – отражение мышления самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им сво­его сознания.

Предмет философии - всеобщие свойства к связи (отно­шения} действительности - природы, общества, человека, от­ношения объективной действительности и субъективного ми­ра, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, со­ставляющих содержание философии. Предмет философии су­ществует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой филосо­фии еще не было. Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познава­тельной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы от­чуждения);

2) социально-аксиологическая (создание ценностей, ин­терпретация и критика социальной действительности);

3 ) культурно-воспитательная;

4 ) объяснительно-информационная (разработка мировоз­зрения соответствующего современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе на­учного исследования);

3) интегрирующая; опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций и методов познания. Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро­страняет ее не только на науку, но и на другие области духов­ной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиоз­ное (или атеистическое);

4 ) логико-гносеологическая (разработка самого философ­ского метода).

Опираясь на общечеловеческий опыт, философия ищет ответы на вопросы: что есть человек, что он может знать, что дол­жен делать, на что смеет надеяться.

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. В каждую историческую эпоху фи­лософы осмысливают возникающие в ней проблемы. Но наряду с преходящи­ми, временными вопросами в философии есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии : смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна беско­нечности, идеалы любви, добра, справедливости и т. п.

Но какими бы проблемами ни занимались философы, в основе философского знания всегда лежит установка на выясне­ние связи между человеком и миром.

 

Вопрос № 3. Исторические условия и духовные источники возникновения философии.
Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании, которое бы позволило проникнуть в сущность мира и тем самым расширить возможности человека в его преобразовательной деятельности. духовным источником философии явилась предфилософия. в широком смысле слова предфилософия – это переходные формы знания между мифологическим, религиозным и собственно философским мировоззрением. иначе говоря, процесс возникновения философии можно понимать как результат противоречия между основанным на эмоциональном, нерациональном воображении мировоззрением и зачатками рационального мышления.

Развитые формы мифологии и религии означали уже не первобытное стихийное мировоззрение, а мировоззрение с элементами самосознания человека выделения себя из мира и с элементами абстрагирования, перехода от образного к понятийному знанию.но предфилософия выступает как предпосылка появления философии. для ее реализации нужны были определенные общественные условия. таким социально-историческим фактором послужил скачок в обществе с переходом от бронзы к железу. он увеличил возможности человека и повысил его уверенность в своих силах перед миром богов-деспотов, активизировал его практическую деятельность, привел к дальнейшему расширению и углублению знаний и развитию мышления. религиозно-мифологическое же мировоззрение тормозило дальнейшее становление критического восприятия мира. тем самым возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечающем уровню, образу жизни человека. разделение труда, выделение умственной деятельности как самостоятельной создало возможность для развития логико-рассудочного уровня мировоззренческого знания, где авторитет разума занимает место авторитета традиции. началось оно с поисков генетического начала мира, затем последовали проблемы поиска субстрата общей основы многообразных явлений, субстанции внутреннего единства явлений, первоосновы. понятие субстрата, субстанции становится основой системности философии, которая невозможна без рационализированного мышления. но формирование философии – это длительный процесс. постепенно менялся сам ее облик: она все больше отходила от предфилософии, обретая собственные понятия, категории, методы познания.
во всех частях древней цивилизации в первой половине i тысячелетия до н.э. сложилась сходная мировоззренческая предфилософия, но с некоторыми отличиями. на востоке уровень начальной философии был иной, чем на западе, в древней греции, так как имелись более сильные традиции мировоззренческих форм, связанных с бронзовым веком, а также отличия в психологических и исторических особенностях людей.

Вопрос №4. Древневосточная философия, ее особенности и направления.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях – китайской и индийской.

Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.

Направления древнекитайской философии: даосизм и конфуцианство,

направления древнеиндийской философии. 3.1.Буддизм. 3.2. Джайнизм.

Вопрос №5. Основные черты древнегреческой философии.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

• материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов торгово-ремесленных городских центров

• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира

• на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма в основе которого были проблемы человека

• допускалось существование богов

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы

• были заложены два направления в философии – идеалистическое линия Платона и материалистическое линия Демокрита, причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое.

Вопрос №6. Ранняя древнегреческая философия: Милетская школа, школа элеатов, пифагорейский союз, софисты

Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура.
Первые материалистические учения возникли на рубеже VII—VI вв. до н. э. в Милете — крупнейшем малоазиатском греческом городе. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Милетская школа – философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии 1-я пол. VI в. до н. э.. Представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения из ничего не возникает нечто, милетцы полагали Единое – вечное, бесконечное, божественное, материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность первоначало, к которым относились: вода, воздух, огонь, земля; для Фалеса это – вода, для Анаксимандра – апейрон неопределённое и беспредельное первовещество, для Анаксимена – воздух. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости жизни. Сама одушевлённость душа рассматривалась как тонкий и подвижный вид первовещества.

Элеаты – древнегреческие философы, представители Элейской школы конец VI – первая половина V вв. до н.э.. Представит: Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие бытия предметом анализа в своей философской поэме О природе. Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом т.е. из допущения движения и множества. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, то что есть бытие – есть, и это следует из самого понятия быть, а того, чего нет небытия – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто бытие, небытие не мыслимо тезис мыслить и быть одно и то же. Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, докса, фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство глыба бытия. Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

Пифагоровский союз – древнегреческая философская школа, основанная Пифагором около 525 года до н.э. и прекратила своё существование приблизительно в середине IV века до н.э. Наследие школы выражается в следующих положениях: 1 все есть число, что означает – все явления могут быть, в конечном счете, сведены к числовым отношениям; 2 на самом глубоком уровне реальность имеет математическую природу; 3 взгляд на душу как на самодвижущееся число, которое претерпевает последовательную реинкарнацию различных физических оболочках до своего око



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.093 с.)