Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура методологического знания.

Поиск

Структура методологического знания.

1) уровень философской методологии;

2) уровень конкретно-научной методологии;

3) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

4) уровень методики и техники исследования.

Уровень философской методологии

Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом

- осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития

- дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов)

Уровень общенаучных принципов и форм исследования

Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.

• содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского

• универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи

• собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.

Уровень конкретно-научной методологии

Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.

Уровень методики и техники исследования

Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.

 

Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать

- переоценки общности знаний низких уровней

- непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания

 

Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы. Их надо применять рефлексивно.

Функции методологии в научном познании.

Дескриптивная методология — рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам

- функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого

- интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и формпознания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

- Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.

- Мировоззренческая интерпретация результатов

Нормативная методология — рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

Познавательная ситуация включает в себя:

- познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)

- предмет исследования

- требования к продукту

- средства организации и реализации научного исследования

Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект (т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.

Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!

Рефлексивный характер методологического знания

Понимания методологии:

- рефлексия теории познания, понимания метода как пути познания, опирающемся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаниях;

- учение о системе методов как реализации опред. познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющем организацию иссл-я, которыми проверяется правдоподобие (или истинность) теории или теор. гипотезы.

Методология – особая форма рефлексии,самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающая анализ предпосылок и оснований научного познания, методов; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

Виды и формы рефлексии научного знания:

1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Например, рефлексия над наукой.

2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

Важнейший механизм приращения знания - превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое.

Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле (см. «методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.

Философия науки и методология психологии

Специфические отношения с наукой о методе, связанные с объектом науки, уровнем ее развития и современным состоянием, вкладом, который она делает в общенаучную методологию.

Психология для методологии:

- исходные принципы псих. исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.

- Психология способна давать знание о самом процессе познания и его развитии. Роль «предзнания».

Принцип развития

1. Принц разв связан с принятием генетич т.з. на предмет изучения. В пси это: представ о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц разв связ с сущест психического только в его процессуальном развитии.

3. генетич путь изуч связан:

а) с содерж основанием теории

б) с методои построения исследования

в) как методол опора в рамках люб теор, где обсужд движущ силы разв и факторы на него влияющие (у нас – вед. Деятельность и новообразования, в зар психологии - «конечная» причину – движ психич разв к некот финальному сост: Э.Эриксон, Пиаже – стадия операциональн интел)

- принц разв реализуется также в исслед психики взрос чел – на ур микрогенетич анализа, как актуалгенез психич процессов

4. не всяк временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктуриров психол систем – важный критерий развития.

Анцыферова: развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

Особенности процесса разв:

- необратимость (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно)

- обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив разв обяз включ в себя элем-ты регрессии, т.к. выбор одного из направл разв оставляет нереализованными многие другие)

- неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением)

- зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис, т.к. когда формируется принципиал нов структур, то на начальн этапах функционирования она работает хуже, чем старая. Прим: когда реб перестает ползать и начинает ходить)

- иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархич ур нов сис. Прим: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного)

- единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успеш разв не возмож без сохранения достигнутого)

6. Проблемы связ с прониманием принц разв:

- роль наслед-ти и среды

- периодизации разв

- модели разв личн

- смена одних законов и факторов детерминации разв другими (АН Леонт: законы биол эвол сменяются в филогенезе законами общ-ист разв, и разв психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общ-ист опыта).

7. Божоович: связь принципов активности, разитияв и системности (в процессе разв происходит качест преобраз личн реб, причем оно происходит на основе его собст активной деят-ти и его собст активного отнош к среде) Процесс самодвижения – понятие, кот объединяет принц-ы активности и разв. Нов понимание детерминации как самодетерминации.

8. Сложность понимания принципа разв связ с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц.

 

Б) и как мулътипарадигмалъное.

Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяс­нительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой па­радигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы.

Смена парадигм обычно понимается как показатель развития на­уки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологи­ческой науки.

В классической работе Л. С. Выготского предполагалось, что в качестве характеристик кризиса необходим анализ не только его негативных составляющих (факторов, препятствующих успешному развитию психологии), но и тех перспектив, поиск которых задается самой констатацией состояния кризиса. Парадигмальный подход не полностью совпадает с историко-психологическим. Парадигмальный подход в некоторой степени решает задачу оценивания видимых или еще только намечен­ных перспектив. Их анализ позволяет выявлять те «пропущенные зве­нья», отсутствие которых и порождало неудовлетворенность выделен­ным предметом изучения или осознание ограничений общеметодологической платформы исследований, разделяемой в рам­ках той или иной психологической школы.

См 10

См.10

Причинность и закон.

Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма.

В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода).

Причинность:

- закон

- причинно-действующее условие.

Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством.

Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком.

Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это.

Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием.

Ломов: закон – это «идентичное в явлениях», устойчивое и повторяющееся.

 

Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.

 

Примерные задания тестового контроля
1. Предметом теоретической психологии как методологической основы психологической науки является: а) основной научный принцип, которого придерживается психология; б) метод, которым пользуется эта наука; в) саморефлексия психологической науки; г) нет правильного ответа.
2. В отличие от истории психологии теоретическая психология использует принцип историзма для: а) прослеживания путей развития исследований и их теоретического оформления; б) изучения исторических аспектов развития науки; в) равнения исторических и теоретических позиций психологии; г) аналитического рассмотрения результата развития науки на каждом его (развития) этапе.
3. Исходным постулатом теоретической психологии служат принципы анализа науки, как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах: а) общепсихологической, частнопсихологической, специальной; б) исторической (логической), социальной (общение) и личностной; в) педагогической, психологической и философской; г) нет правильного ответа.
4. Научная школа – это: а) учебное заведение; б) направление в области психологического знания; в) дисциплинарное сообщество; г) форма коллективности исследовательского труда.
5. Предметной областью психологии является: а) психосфера; б) биосфера; в) ноосфера; г) все ответы правильные.
6. Зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий – это: а) реальная психологическая практика; б) идеогенез; в) развитие научной школы; г) филогенез.
7. Параметр исследовательского труда, в котором представлено рациональное знание как способы формализации порождаемой умственной активности – это: а) социальная координата научной деятельности; б) логическая (когнитивная) координата; в) личностно-психологическая координата; г) рациональная координата научной деятельности.
8. Цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъекта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы – это: а) творческое побуждение; б) исследовательское напряжение; в) оппонентный круг; г) внутренняя мотивация деятеля науки.
9. Рассмотрение многоуровневой категориальной системы психологии, состоящей из протопсихологического, базисного и метапсихологического уровней принадлежит: а) А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому; б) А.Г. Асмолову; в) А.А. Леонтьеву; г) С.Л. Рубинштейну.
10. Ценность объективного научного знания, ориентированность на внешнее наблюдение и эксперимент, вынесение субъекта познания за рамки познавательной деятельности – это характеристики: а) гуманитарной парадигмы в психологии; б) естественно-научной парадигмы в психологии; в) неклассической рациональности; г) нет правильного ответа.
11. Взаимоотношения ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы называются: а) оппонентным кругом; б) научной школой; в) идеогенезом науки; г) нет правильного ответа.
12. Холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм – это: а) типы несистемных теорий; б) типы системного понимания психики; в) модели регуляции познания; г) нет правильного ответа.
13. Объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.
14. Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.
15. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский включают в многоуровневую категориальную систему психологии в том числе следующие уровни: а) допсихологический, основной, общепсихологический; б) основной и дополнительный; в) подготовительный, основной, заключительный; г) протопсихологический, базисный и метапсихологический.
16. Проблема соотношения между двумя рядами жизненных явлений: физиологических и психических, опосредованных поведением; проблема зависимости психики от процессов в организме, в нервном субстрате – это: а) психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
17. Закрытость, принятая система координат, монологизм, поиск авторитетов – характеристики; а) классической парадигмы; б) постклассической парадигмы; в) гуманитарной парадигмы; г) все ответы верны
18. Проблема зависимости психики от всеобщих сил и законов природы, осмысления отношения между физической природой и сознанием – это: а) психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
19. Проблема исследования познавательных процессов и их продуктов как феноменов с целью выяснения причинных факторов, которые их порождают и регулируют; изучения истории стадиального преобразования этих феноменов и их функции в общей системе жизни субъекта – это: психогностическая проблема; б) психофизиологическая проблема; в) психофизическая проблема; г) нет правильного ответа.
20. Принцип взаимосвязи изменений психологических явлений и порождающих их причин в зависимости от их включенности в целостную систему – это: а) принцип детерминизма; б) принцип системности; в) принцип развития; г) нет правильного ответа.

Структура методологического знания.

1) уровень философской методологии;

2) уровень конкретно-научной методологии;

3) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

4) уровень методики и техники исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.011 с.)