Обстоятельное изложение одного из ключевых элементов логической структуры вопроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обстоятельное изложение одного из ключевых элементов логической структуры вопроса



Обстоятельное изложение одного из ключевых элементов логической структуры вопроса

Вывод по вопросу

6) Связь раскрываемого вопроса с другими вопросами и проблемами науки;

Личное мнение (необязательно)

 

 

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Философия, как и любая другая форма научно-рационального, познавательного отношения к миру, имеет достаточно четко выраженную и обоснованную структуру, свои принципы получения и экспликации (от лат. - развертывание, объяснение, разъяснение) знаний.

Элементами внутренней структуры философии являются ее разделы. Разделы формируются по проблемам и делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные отражают устойчивые, традиционные, в определенном смысле "вечные" проблемы философского познания, а прикладные возникают под влиянием конкретной социальной потребности.

 

Фундаментальные разделы:
1. онтология - учение о бытии как таковом, о фундаментальных принципах, первичных основах и атрибутах бытия;
2. гносеология - теория познания;
3. аксиология- учение о ценностях;
4. философская антропология - учение о человеке;
5. праксиология- учение об активности и деятельности человека;
6. методология - учение о принципах и способах организации теоретической и практической деятельности;
7. диалектика - учение о развитии;
8. социальная философия – учение об обществе;
9. философия истории – теория исторического процесса и методология исторического познания.

 

Некоторые из фундаментальных разделов со временем получили статус самостоятельных научно философских дисциплин, к ним относятся:  
логика наука о принципах, законах и формах мышления;
этика наука о нравственных принципах деятельности, общения и поведения людей;
эстетика наука о производстве и восприятии художественных ценностей.
Прикладные разделы:
1) философия религии;
2) философия политики;
3) философия искусства;
4) философия права;
5) философия науки;
6) философия техники;
7) философия культуры;
8) философия любви и др.

 

В анализе этих проблем может быть выбран любой ракурс (онтологический, гносеологический, аксиологический). В рамках этих разделов и областей формируются концепции, теории, которые складываются в направления, течения, школы.

Принципы философского познания: системность, логическая непротиворе-чивость, обоснованность, аргументированность, доказательность, ясность, точность, объективность.

При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает всего содержания отношения человека к миру. В самом содержании философской проблематики интегрируют уже названные главные мировоззренческие темы – «мир», «человек», «мир – человек», «человек – мир». В этом и есть специфика предмета философии. А сама философия здесь предстает как исторически меняющиеся системы фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношения человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

 

Структуру философского знания можно в самом общем виде выразить схемой:

Здесь в качестве разделов философии выделяются:
1) онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества и человека;
2) гносеология – теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы познания действительности, проблемы истины;
3) аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;
4) праксиология – философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений.

 

Естественно эта структура не в каждом учении четко просматривается. Однако в ходе осмысления человека и его проблем философы неизбежно выходили на мировоззренческие узлы: бытие, познание, ценность, социальное действие.

 

Каждый раздел имеет свою функцию
Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает сущностные теоретические основания представлений людей о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности.
Гносеологическая функция выходит на проблему создания обобщенной картины познания, формирование принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательство возможности адекватного познания мира, разработку универсальных методов научного познания и логического мышления.
Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения человека в мире культуры.
Праксиологическая функция философии проявляется в непосредственном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных идеалов, выборе средств и методов индивидуальных и массовых действий.

 

Наряду со стержневой проблематикой важно выяснить метод философии и тем самым ее методологическую функцию. В основе диалектики лежит признание всеобщей связи и развития мира.

 

Особенность философии
в том, что в отличие от конкретики науки,
любая сторона бытия человека в мире может стать философской проблемой.

 

Ценной является идея восточной философии о корреляции преобразующей деятельности человека с его уровнем самовоспитания и нравственности.

Вместе с тем есть и негативные последствия: неадекватное усвоение некоторых идеалов и смыслов восточных идей, вовлечение молодежи в секты и т.д.

Духовный поиск Запада направлен в сторону поиска абсолютной истины (в период классической философии) и сути отдельных феноменов человеческого бытия — воли, страха, любви и др. (в неклассической философии), для Востока с поиском абсолютного смысла Вечности, слияния с Вечностью.

Правовая проблематика

В 14-16 вв. происходили динамичные процессы становления национальных государств, их локализации в определённых границах, централизация власти, осложнялись межгосударственные отношения, начались первые колониальные захваты. Естественно, в это время философия в значительной степени фокусируется к философии политики, в которой доминируют:

Проблемы государственной власти

ГНОСЕОЛОГИЗМ И МЕТОДОЛОГИЗМ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ХVII-XVIII в.в.

 

Гносеологизмзаключался
в решении принципиального вопроса в познании мира
и использовании в освоении социальной действительности философии
стремилась стать методологией науки.

 

Наука и складывается благодаря подпидке философии.

Два основных подхода:

Гноселоогического оптимизма

Умеренный – уч. признается познаваемость мира, но в рамках личного мира. Мы полностью мир не знаем поскольку, по мере развития средств познания

Абсолютный – первые позитивисты в полной мере поддерживают, что наука все может. В Новое время эти идеи не ключевые.

 

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА. РАБОТА В.И. ЛЕНИНА «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»

Философия Марксизма возникла в сер.19. в. Важным условием было развитие промышленного капитализма и появление класса наемных рабочих. Развитие капиталистических отношений сопровожд. ростом их индустр. могущества, ростом противоречий между бедными и богатыми, усилением эксплуатации, безработицей, отсутствием избирательных прав. Это создавало условия для революции.

 

Основные источники Марксизма:
1) теоретические предпосылки: - немецкая классич. философия (материалистичиские идеи Фейербаха, диалектич. метод Гегеля); - французский утопический социализм (Сэн-Симон, Фурье, Оуэн), - английская классическая политэкономия(Смит, Рикардо)
3) естественнонаучные предпосылки: открытия клеточного строения орг-мов, эволюц-ное учение Дарвина, закон сохранения и превращения энергии.

Одной из неотъемлимых составных частей марсизма является марксизско-ленинская философия, теоретическая основа мировоззрения пролетариата (Адуло, Т.И. Марксистско-ленинская философия в Белоруссии во второй половине 30-х гг. // диссератция на сосискае уч. степени к.ф.н. по специальности 09.00.03. история философии.

Неомарксизм – Лукач, Хабермас, Фромм, Шмит, Сартр.

Основные категории бытия

Бытие, объективная реальность, субстанция, субстракт, материя, идея, движение, развитие, пространство, время.

Центральной из них является категория «бытие». От её трактовки зависит характер фил. Система и духовная культура и наука.

На Востоке бытие как (бытие продолжение небытия, Лао-Дзы). В западной философии бытие трактуется как объективная реальность, как совокупность многообразных проявлений мира. Эту трактовку заложил ещё Парменид в Др. Греции (представитель школы Элиатов).

Основные виды бытия
1. Бытие природы(органическая и неорганическая)
2. Бытие общества (социальное бытие) Как отмечал Т.И. Адуло «задача исследователя обществоведа сводится отнюдь не к пропоганде материалистического тезиса об определдяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, а к поиску ответов на практические запросы сегодняшнего и завтрашнего дня в сфере общественного и индивидуального бытия (Т.И. Адуло. Философия в системе духовной культуры: проблема социального функционирования, Мн.: 1993.
Материально-производственное, политико-правовое, духовное.
3. Бытие культуры (мат. Дух. Худож., фальклор, национал., элитарной, классовой, региональной, общечеловеческой культуры)
4. Индивидуально-личностное бытие человека, которое проявляется в таких формах активности как деятельность, творчество, духовность, свобода, любовь, коммуникация.
Обнаруживая различные сферы бытия, Философия стремится выделить их универсальные и фундаментальные принципы:
1. Принцип единства мира и его целостности.
2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия всех явлений и процессов в мире.
3. Принцип развития.
4. Принцип системности.
5. Принцип глобального эволюционизма и коэволюции (согласованности в развитии)
6. Принцип сложной причинно-следственной обусловленности явлений и процессов (детерминизм)

 

Важнейшей онтологической проблемой является поиск первичных оснований бытия, которые делают мир единым целостным, устойчивым, гармоничным. В Греческой Философии также основания обнаруживались в различных феноменах: вода, огонь, атом, число, идея, зерно). Постепенно все эти представления стали тяготеть или группироваться к двум основным началам:

ü материальному;

ü идеальному;

Любое начало бытия стало обозначаться категорией субстанция, от лат. «сущность»,»лежащее в основе».

Представления о материальных началах бытия сформировались в ранней Греческой Философии, которая поэтому и называлась – натурфилософией.

Эти представления развились в истории философской мысли и со временем дали толчок развитию естествознания, прежде всего физики. В начале 20 века В.И. Ленин в работе «Империализм и империокритицизм» дал определение материи:

М А Т Е Р И Я – это философского категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них.

 

Представления об идеальных началах бытия также сложились в Ф Др. Греции. Н-р логос - у Гераклита, число- у Пифагора, но первую развёрнутую концепцию идеализма создал Платон. В последствие фил. Идеализм стал мощным направлением в осмыслении онтологических проблем.

Установив понятия, принципы, первичные основания бытия, Философия стремится выделить его неотъемлемые свойства или признаки. Они называются атрибутами бытия.

Атрибутами бытия являются:

Движение, пространство и время

Методологическая роль в науке.

1. Сама трактовка бытия

2. Каждый принцип сильно влияет на развитие науки (системный подход, детерминизм)

3. Трактовка базовых категорий (идея развития появилась раньше, чем в науке и сегодня на науку очень влияет фил. Трактовка категории «Время»

МЕТОДЫ МЕТАФИЗИКИ

1. Умозрение – это метод выведения знаний из разума без непосредственного обращения к опыту.

2. Спекуляция – от лат. Наблюдаю, созерцаю) – это осмысление сущности мира на основе его созерцания, интеллектуального наблюдения.

3. Интеллектуальная интуиция (лат. Кристально смотрю) – это метод постижения истины путём внезапного озарения, но на основе длительной подготовки ума. Этот метод высоко оценили и развили Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза Кант, А. Бергсон.

4. Метод критики – это оценка, обзор, обсуждение конкретной проблемы И. Кант. К. Маркс.

5. Рефлексия – (лат. Обращение назад) – это осмысление и обоснование философией собственных форм и предпосылок мышления, познания, знания.

В высшем смысле этого слова сама Философия является рефлексией чел. культуры над своими основаниями. Рефлексия – анализ оснований собственных действий.

Центральным разделом самой метафизики является онтология, а в ней учение о субстанциональных началах бытия.

Субстанциональное начало бытия в истории философии представлялись по-разному, но в конце концом они могут быть сведены к двум основным:

-материальным

-идеальнвм.

Соответственно философы, которые разделяют точку зрения о том, что в основе единства мира лежит вещественное начала называются МАТЕРИАЛИСТАМИ, а философы, которые считают, что в основе существа мира лежит духовное начало ИДЕАЛИСТАМИ.

Такую трактовку впервые предложили Ф. Энгельс в работе «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии». Противоречия между идеалистами и материалистами он назвал основным вопросом философии и указал, что у этого вопроса есть 2 стороны:

1. Первая сторона – это вопрос о том, что лежит в основе мира, что существовало раньше, что определяет сущность мира: дух или природа, мышление к бытию. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два больших лагеря

2. Вторая сторона – это вопрос о познаваемости мира, вопрос о том, способно ли человеческое сознание, разум познать сущность мира и отразить его важнейшие свойства.

Отвечая на этот вопрос философы могут давать различные ответы. Материалисты считают, что могут познать мир, другие точки зрения (агностицизм) отрицают таковую возможность.

Существуют исторические формы материализма

Существуют 2 точки зрения в идеализме:

1. Объективный идеализм, в котором духовное начало мира содержится в самом мире, то есть в объекте (Платон, Гегель).

2. Субъективный идеализм, в котором духовное начало мира находится в человеке, в субъекте, его сознании(Кант, Шопенгауэр).

 

Он делает вывод о том,

1) что Земля, человечество и наука - едины и связаны с Космосом,

2) что планета, т.е. биосфера проходя свое эволюционное развитие, переходит в состояние ноосферы,

3) что развитие планеты не зависит от разума, но находится во взаимодействии.

Он рассматривает единство сил и выделяет три типа явлений: явление космических просторов; явления планетные; явления микроскопические, подтверждая эволюцию планеты.

В работе рассматривается происхождение Земли, населяющие организмы, растительность (опираясь на факты раскопок, частей растений, В последствии появился человек, который благодаря труду развивается к прогрессирует. Затем рассматривает пространство и время в живой и неживой природе: проблемы времени, пространства, и симметрии о жизненном биологическом времени.

Вернадский спрогнозировал:
человек выйдет в космос;
получение учеными большой энергии и вопросы правильного распоряж-я ею, жизнь в космосе;
проблема консолидации общества - человек может разрушить равновесие в природе.

 

 

Философская теория развития – диалектика – была создана раньше, чем ее научные верификации. Это обстоятельство подчеркивает универсальный характер философских принципов, их методологическую и прогностическую роль в познании.

 

Законы развития

Закон – это философская категория для отражения необходимой, существенной, устойчивой связи между явлениями и процессами природной и социальной реальности, которая носит общий характер.

Закон может быть сформулирован в пределах конкретной науки или научной теории.

Философские законы, или законы диалектики обладают специфическими характеристиками:

- отражают всеобщий, универсальный характер связи, движения и развития явлений природной, социальной реальности и духовно-познавательной деятельности человека;

- характеризуют связи, движение и развитие явлений в чистом виде, без специфики их носителя.

- всесторонне раскрывают сущность развития, т.е. отвечает на вопросы об источнике, механизме, структуре, форме и направленности развития.

Первый закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник, импульс, причину развития. Таким источником является противоречие, которое возникает в процессе взаимодействия противоположных сторон в любом системном объекте.

Противоречиефилософская категория для отражения процесса взаимодействия противоположных сторон. В этом процессе можно выделить три стадии: тождество, различие, борьба.

Тождество – философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором родовые и индивидуальные свойства противоположностей совпадают, объект равен самому себе. Тождество фиксирует общность происхождения и интересов противоположных сторон.

Различие – философская категория для отражения такого этапа противоречия, на котором углубляется противоположность и выявляется содержание каждой из сторон.

Борьба – понятие, отражающее этап разрешения противоречия между противоположными сторонами объекта. Конкретная форма борьбы зависит от различных обстоятельств, условий и факторов.

В различных сферах бытия этот закон имеет специфические характеристики. В неорганической природе противоречия носят объективный характер, т.е. происходят без участия человека, но человек своей деятельностью может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологий. В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. В социальных системах противоречия напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития, соотношение эволюционной и революционной фаз в нем. Основные категории этого закона: качество, количество, мера, скачок, революция, эволюция, реформа.

Качествофилософская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе его связей и отношений с другими предметами.

Количество – философская категория для отражения степени развития и интенсивности свойств предмета, выраженных в величинах и числах. Определение количества есть уже у Аристотеля: “количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто; всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина – если измеримо”.

Мера – философская категория для отражения диалектического единства качества и количества, или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Точки в развитии, когда количество, пройдя определенный интервал, меняет качество предмета, Гегель называл “узловой линией меры”.

Скачок – философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате повышения меры.

Примеры скачков можно обнаружить в развитии природы, общества, отдельного человека. Скачок осуществляется в конкретных формах, поэтому существуют многообразные классификации скачков по различным критериям. Наиболее важным критерием является способ осуществления скачка. В этой связи выделяются скачки взрывного и постепенного характера.

Революция (от лат. – поворот, переворот) – понятие для отражения глубокого качественного изменения в развитии системы.

По мнению Ю.Н. Назарова революция есть философское понятие для обозначения коренного изменения в способе отношения человека к окружающему его миру (Ю.Н. Назаров. Революция как предмет социально-философского исследования // автореф. д.ф.н., 2006 г.).

 

Эволюция (от лат. – развертывание) – понятие для отражения постепенного изменения в развитии системы.

Реформа (от лат. – преобразование) – понятие для отражения изменения какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающего основ социальной структуры.

В неживой природе доминируют резкие переходы, в живой – эволюционные процессы. В общественном развитии революция, эволюция и реформа сочетаются, но на конкретных этапах истории их иерархия своеобразна, одна из этих линий развития может преобладать.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, его структуру и форму. Он фиксирует: во-первых, уничтожение качественной определенности системы с сохранением некоторых ее элементов, свойств, характеристик; во-вторых, преобразование сохраненного содержания на новом этапе развития системы.

Содержание закона раскрывается через ряд понятий: отрицание, негация, снятие, трансформация, преемственность.

Отрицаниефилософская категория для отражения закономерного процесса перехода системы в иное качественное состояние вследствие развития его внутренних противоречий.

Отрицаемая система уничтожается как целое, ее качество исчезает, но не абсолютно, какие-то стороны, состояния, элементы или свойства отрицаемой системы сохраняются и переходят в структуру новой системы. Таким образом, речь идет о двойном отрицании: отрицании старого качества системы и отрицании абсолютной полноты ее разрушения.

Отрицание осуществляется в различных формах, отражающих степень и глубину разрушения системы, соотношение негативных и позитивных моментов в нем. Преобладание в отрицании элементов разрушения называется негацией.

Снятие как форма отрицания отражает разрушение одних и сохранение других элементов, качеств, свойств системы.

Под трансформацией понимается преобладание моментов преобразования элементов с сохранением основы системы.

Преемственность отражает связь между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию, Одним из условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.

 

Человек заброшен.

Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений. Католики возразят, что знамения есть. Допустим, что так, но и в этом случае я сам решаю, каков их смысл.

Что касается отчаяния, то этот термин имеет чрезвычайно простой смысл. Он означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие.

Наша теория – единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект.

В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие.

Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль.

Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам. Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Что же такое экзистенциальный гуманизм? Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или какое-то еще другое.

 

Отдельные элементы общества активно обмениваются между собой веществом, энергией, информацией, следовательно социал. процессы в целом имеют коммуникативный характер. Этика комун-нии связана с возникновением проблемы фальсификации и интерпретации информации, с тем, что затрагиваются гуманитарно-нравственные аспекты бытия соц. системы. Последствия фальсиф. или субъективной интерпрет. могут привести к изменению вектора развития социальной системы.

 

В конце концов индивидуальное формирование воли в том и имеет свою границу, что оно абстрагируется от такой реальности, как воля других лиц. Ю. Хабермас критикует такое социальное явление - государственную власть, тяготеющую к авторитаризму, а порой перерастающую в тоталитаризм. Главное противоядие против такой власти - демократия.

Формами абстрактного мышления являются ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ и УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Научная картина эволюции сознания предполагает анализ условий и факторов, при которых происходит формирование сознания.

Выделяется 2 группы таких факторов:

1. естественные предпосылки (эволюция человека как родового существа. Эволюция его психики и мозга. Это мутации в биологической среде и изменения в биосфере, связанные с физическими и химическими процессами эволюции нашей планеты в целом.

МОЗГ – это предпосылка возникновения сознания, он является материальным органом при помощи которого человек мыслит, но носителем сознания является не мозг, а человек, личность, поэтому биологических или естественных предпосылок для формирования сознания недостаточно.

2. социальные предпосылки (трудовая деятельность. Эту предпосылку проанализировали марксисты (работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека).

 

ЯЗЫК – (речь, общение) –
это знаковая система, по средствам которой передаётся информация.

Знаковые системы бывают:

· Языковые

· Неязыковые(знаковая система)

 

ИСТОРИЯ КАК ПРОЦЕСС СМЕНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ. РАБОТА К.МАРКСА «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ПРЕДИСЛОВИЕ»

Классическая философия истории складывается в ХУШ-Х1Х столетиях. Она основана на идеях философов Просвещения, философии истории Гегеля, но наиболее полно и системно реализуется в марксизме. В центре классической философии истории стоит идея поступательного развития человеческого общества. Процесс исторического развития характеризуется существенным единством, наличием закономерностей, направленностью в будущее.

В марксистской трактовке историческое время имеет два вектора исследования.

Один вектор – это время уже реализовавшейся человеческой деятельности, оно называется «царством необходимости».

Второй вектор – это историческая перспектива. Ее Маркс называет «царством свободы». Движение к царству свободы требует осмысления целей, задач и этапов исторического процесса. Инструментом периодизации исторического процесса выступает понятие «общественная формация», поэтому данный подход и называется формационным.

Общественная формация –
это философская категория,
отражающая качественно определенный,
исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон.

 

Иными словами, общественная формацияэто общество на определенном этапе развития.

Понятие общественной формации позволило связать прошлое и будущее, выявить хронологические параметры и структуру исторического процесса.

Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливается власть человека над природой, растут материальные блага, расширяются возможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Они могут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать или сворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость, совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций.

Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку.

Б а з и с –
это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества.

Обращение к материальному производству, экономике, предметно-практической деятельности человека стало важной новацией марксизма в области социальной философии. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.

Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектической взаимосвязи. Наиболее активной стороной, инициатором изменений являются производительные силы. Когда они изменяются, нарушается закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В обществе наступает кризис, который требует своего разрешения. Если кризис очень глубокий и затрагивает принципиальные основы социального бытия, то его разрешение приводит к изменению способа производства. Затем происходит изменение и всех других сфер жизнедеятельности общества, а, следовательно, изменяется и вся формация. На историческую сцену вместо старой формации выходит новая, более прогрессивная.

Надстройкаэто совокупность учреждений, организаций, институтов данного общества.

Она включает в себя социальную, политическую, духовную подсистемы общества. На определенных этапах исторического развития надстройка обладает относительной самостоятельностью и может выступать инициатором новаций. Новые идеи, еще неясные для широких масс, обычно высказывают великие личности. В широкой исторической перспективе надстройка зависит от базиса.

История человечества знает несколько таких смен общественных формаций. Сам Маркс детально описал переход от феодального к капиталистическому способу производства и сделал прогноз о неизбежности перехода к коммунистической формации. Историки, опиравшиеся на данную методологию, впоследствии реконструировали первобытнообщинную и рабовладельческую формации. Советские философы и историки обосновали существование в рамках коммунистической формации ее подготовительного – социалистического этапа.

В целом, методология формационного анализа исторического процесса позволила глубоко исследовать общие закономерности истории разных культур и народов. Она имеет и важное практическое значение, т.к. задает субъекту истории направление его активности и оптимизм в освоении будущего.

Цивилизация

а) аграрно-ремесленная (традиционное общество): ручной труд, полная зависимость от природы, гл. черта – коллективизм, тесная связь человека с его соц. группой,

б) индустриальное общество (машинный труд, попытка покорить природу, разрушается общественный характер жизни, главная черта – индивидуализм, теряется роль традиций, появляется идея прогресса),

в) постиндустриальное общество (с середины 20 века: автоматизированный труд, резко выросла роль образования, резко выросла ответственность человека).

Цивилизация – выход культуры из первобытного состояния.

Цивилизация обладает чертами:

А) наличие гос-ва, системы налогов и централизов-го накопления средств; В) развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена;

Г) социальная стратификация об-ва;

Д) наличие права как регулятора общественной жизни;

Е) наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук.

Цивилизация – неповторимые, отличные от других общества и культуры.

Каждая цивилизация вырабатывает свой тип государства и его функций. Для многих древних цивилизаций было характерно соединение в верховной власти государственных и сакральных функций. Средневековое государство в Западной Европе строилось на системе вассальных договоров, поэтому его пределы менялись в зависимости от личных судеб властителей, отношений между ними. Современное государство основано на представлениях о территориальной целостности.

Как известно, постоянным спутником цивилизации являются города. Иногда переход человеческого общества к цивилизации даже называют «городской революцией». В городе сосредоточены функции политического, религиозного, экономического управления, торговля и ремесленное производство. Но города могут быть разными. У каж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.14 с.)