Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип детерминизма в истории науки и психологии.

Поиск

1. Античность.

- Понятия «причина»и «начало» не разведены. Ум – порядок мира, он же им движет.

- Атомистичесий детерминизм у Демокрита

- теологический у Аристотеля. Разделил причины для природных тел и для живого.

Виды причин:

§ Материя, субстрат

§ Форма вещи, ее сущность

§ Целевая причина (откуда движется)

§ Ради чего движется

Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.

- Платон: источник необходимости – идея как принцип вещи.

2. Средние века

Августин: индетерминизм души в материальном мире.

Потом – Причина – Божественное провидение.

3. Новое время. Механистический детерминизм сменяется биологическим

I. Линейная детерминация.

В основе классической картины мира – физикалистская причинность (влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действ условие (в реализации)

Вероятностный детерминизм В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. Явлений, статистика как средство выявления причинных связей.

Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.

II. Биологический детерминизм

Воздействующая причина стала дополняться целевой. Дарвин – естественный отбор целесообразен в борьбе за выживание вида.

Предположение о развитии, о взаимодействии в системе «организм-среда», о стабилизации биологических процессов и тд.

Гальтон: ввел в статистику умственных способностей фактор наследственности.

Спенсер: зависимость психических явлений не от свойств нервной системы, а от среды.

Торндайк: связи закрепляются в нервной системе благодаря переживанию удовлетворения.

Анохин: теория функциональных систем – акцептор действия – психофизиологическое основания целевой регуляции поведения.

Бернштейн: включение образа потребного будущего в психологическую регуляцию.

Биологический редукционизм.

4. Социальный детерминизм и социальный редукционизм.

5. Психологическая причинность.

Декарт: Непротяженная духовная субстанция не могла анализироваться с детерминистических позиций. Движения души по своим законам. А тело – да.

Ассоцианисты 1 половины 19 в: психическое как самостоятельная реальность, со своими специфическими явлениями и законами.Ассоциация – основное причинное основание психического бытия.

Развитие экспериментального метода à понятие действующей причины (казуальности).

Условия причинного вывода (связь исследования и логики вывода) в Новое время

• Причина предшествует во времени следствию. Управление причинно действующего фактора, или экспериментального воздействия.

• Существует ковариация (не случайная связь) между изменениями причинно действующей переменной (называемой также независимой) и следствием, или изменениями фиксируемой зависимой переменной.

• Отсутствуют конкурирующие гипотезы, т. е. проверяемой теоретической гипотезе как объясняющей устанавливаемую эмпирическую закономерность не могут быть противопоставлены столь же сильные объяснения, исходящие из другой теории или анализа другого круга переменных (как воздействующих факторов).

В современной квантовой физике уже не может предполагаться идея воздействия.

6. Неклассические теории

Культурно-историческая психология ввела в представления о причинности идею знакового опосредствования.

Рубинштейн: по самой природе своей психические явления включаются в причинную взаимосвязь бытия и как обусловленные действием условий жизни и как обуславливающие, осуществляющие регуляторную функцию по отношению к действию. Причинный ряд охватывает весь континуум бытие-сознание, причинность задана всеобщей детерминацией.

Проблема свободы воли:

- самоопределение как внутреннее в детерминации поведения

- свободы личности в обществе.

- свобода контроля сознания над стихией влечений

Ситуация всегда еще и выход за ее пределы (в ней есть то, что будет заполнено человеком)

Суммарный эффект действия множества причин через внутренние условия не аддитивен.

Явление обратной связи.

Процессуальная причина: изменеие объектами со временем самих себя.

Леонтьев: категория деятельности — не столько объяснительный принцип, сколько то пространство жизни, в рамках которого и реализуются причинно-следственные связи взаимообусловливания «деятельность — сознание — деятельность».

 

9. Различие в понимании предмета психологии и психологические школы.
1. Ассоцианизм. Возник в середине 19 века.
Порядок и связь идей объяснялись с позиции
- законов механики (в последствии с поправками на химические и био законы)
- психологизма как инд-психологических особенностей, внутренне присущих сознанию субъекта.
Дж.С. Милль: сознание сквозь призму ассоциаций, но асс-ии мыслились как действующие в системе логики (как хим. реакции). Опыт - единственный источник знания и IQ способностей. Следующий важный шаг- выдвижение на 1й план проблемы методологии научного иссл-я.- " психология должна быть опытной наукой ". Идеализм: он не рассматривал психическое в контексте взаимодействия субъекта с внешним миром.

Сформулировал законы индуктивного вывода.


Гартли, ассоциации по типу рефлекса. Физиологическая наука - ориентир для психологии. Проблема психофизиологического параллелизма. Без «Я» а закон асс-ии стал не преобладающим., которое было у Милля, ассоциации стали не преобладающим, а единственным основанием сознания.

Идеи эволюции à замена механистического детерминизма биологическим.

Герберт Спенсер: возможности признания психологии как позитивной науки. В сознании связывается то, что было связано в среде - идея о пыта как связующего начала между внутр и внеш отношениями. Как и позитивисты отрицал возможность говорить об объективных законах асс-й и обобщать за пределами эмпирического знания. Идея детерминации асс-й со стороны частоты испытывания организмом тех или иных воздействий. Прочность асс-й - критерий объективного положения вещей в реальном мире.

Основания для выделения психологии в самостоятельную науку включали, с одной стороны. Направленность на причинный способ объяснения психологических фактов, а с другой - существенные его изменения в трактовках ассоциаций.

 


2. В Германии философы изначально подчеркивали активность субъекта познания.

Опыт практики познания и преобразования действительности.
Гербард (ориентировался на Канта и Лебница) пытался соединить неэмпирические (метафизические) и эмпирические основания, создав предпосылки новой психологической системы.
Представления (а не асс-ии) выступали актами души. Возникают еще до пробуждения самосознания субъекта, и образуют его инд опыт.

Лейбниц: сознание как сцена борьбы персонажей из бессознательного.
Апперцепция - воздействие всего предыдущего опыта человека на рез-т нового акта восприятия. à упорядоченность и ясность воспринимаемых объектов или идей. "Апперцептивная масса" приобретается субъектом в инд опыте (в отличие от кантовской трансцендентальной апперцепции) + предполагалась возможность исчисления интенсивности представлений.
Влияние идей Гербарда:
1. Возможность математического анализа отношений между психическими и физическими актами à психофизика Фехнера, Эббингауз.

2. Развитие понятия бессознательного: Гельмгольц ввел понятие бессознательных умозаключений при построении зрительного образа, ввел психологическую причинность, несводимую к уже известным.
3. Штейнталь и Лацарус разработали программу "психология народов" как особого раздела изучения культурно-исторических продуктов, как язык, миф, искусство. Вундт: 2 направления в психологии: физиологическая пси и пси народов.
3. Ф. Брентано. вюрбуржская школа мышления
4. У. Джеймс: функционализм.

Опытная наука ¹ экспериментальная наука.
Экспериментирование было введено в опытах Вундта, Фехнера, Эббингауза, но не в той логике гипотетико-дедуктивной проверки гипотез, которая характеризовала экспериментальную парадигму к концу 19 века в естественно научном познании.
Итог:
До 19 века - донаучная стадия развития. Психологическое знание накапливалось и развивалось в формах житейского, художественного, религиозного и прежде всего философского знания, которое принципиально отличается от научного
Картезианство поставило психофизическую и психофизиологическую проблемы.

В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии. (человек как о субъект познания - вюрбургская, гештальт, и современная когнитивная психология, человек как деятель - от бих до деятельных подходов).

"Парадигма" как

- указание на преимущественно используемый метод исследования (экспериментальная парадигма, формирующая, диагностическая)

- на мировоззренческие позиции в понимании путей построения теоретического знания.

 

Психология сознания стала первой парадигмой зарождающейся психологии.

Развития подхода à кристаллизация парадигмы (единой парадигмы не было)

Направления различались по:

- объяснительному принципу
- методу иссл
- задаче
- образцу для построения психологии

Главный методологический недостаток пси сознания - понимание законов, регулирующих работу сознания, как внутренне присущих (имманентных) самому сознанию, а не порождаемых в процессе взаимодействия человека с миром.

Кризис психологии сознания в конце 19 века. Недостатки метода интроспекции::
1) участвовать могли только специально подготовленные люди - ограничение данных.
2) есть много психич. процессов, недоступных сознательной рефлексии
3) интроспекция не доступна животным и детям.
4) искажение пси процессов рефлексией

5) не может быть воспроизводимости

В итоге кризиса - много разных психологий (Выготский)

В психологии приход новых парадигм не приводит к уходу старых. Полипарадигмальность в психологии.

Дальнейшие направления выросли из критики пси сознания:
1) Бихевиоризм - преодолеть субъективность интроспекции
2) Психоанализ др.объект иссл (бессознательное)
3) Гештальтпси против атомизмаакцент на свойствах целого

4) Французская психологич школа и культуно-историч пси против механистических установок и ориентации на построение психологической парадигмы по аналогии с естественнонаучной.
Есть общность целевой и методической ориентаций – сциентистской и экспериментальной – общая классическая парадигма. Отличия в предмете изучения и понимании основных психологических законов.
Другой, более распространенный взгляд предполагает выделение в современной психологии 2х основных парадигм- естественно-научной и гуманитарной

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.008 с.)