Ограничения теории деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения теории деятельности



Проблема межчеловеческих отношений, проблема творчества. Ориентировка на индивидуальную деятельность.

14. (см.8)
15. Принцип активности в психологии.

Выделяя перспективные линии развития психологии, А.Н.Леонтьев указывает на явление активности.
Активность - атрибут материи, выражающееся в ее способности:
1) к самодвижении (выход из состояния уравновешенности со средой за счет внутренних отклонений)
2) изменять другие объекты
3) развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (ответная активность или реактивность)
Использование термина активность в значении:
1) составляющая любого процесса взаимодействия, детерминируемая внутренней природой объекта.
2) процесс, характер которого определяется прежде всего внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью (живые системы).

Нет ни абсолютно пассивных, ни абсолютно пассивных процессов, любой из них является результатом как внешних, так и внутренних причин. Отражение и активность неразрывно связаны. Отражение – механизм, посредством которого организм превращает внешние детерминирующие факторы в моменты своего самоопределения.
Развитие активности у живых систем:
1) на клеточном и молекулярном уровнях - негэнтропия
2) поисковая активность (в отличие от растений). Она может быть спонтанной, обусловленной чисто внутренними процессами. Значительное увеличение временных пространственных промежутков между актом расхода энергии и актом получения, компенсации этого расхода – чувствительность.
3) человеческая деятельность - переход от приспособления к природе к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями человека, имеющими соц, общественно-историческое происхождение.

Направления в развитии активности как функции:
1. Ициативность (пассивность-реактивность-спонтанность) Абсолютной активности не существует, т.к. субъект должен учитывать характер объекта, на который направлена активность, и любое внутренне обусловленное состояние субъекта, порождающее активность, само является следствием)
2. Рост пространственно-временных промежутков между началом акта, связанного с тратой Е и его позитивным рез-м, приводящим к накоплению Е (у человека за счет увеличения числа звеньев-посредников)
3. Переход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутр. определенность.

В деятельности человека все эти параметры высоки.

В.А.Петровский: активность в целом можно определить как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности.

Внешние факторы оказывают влияние на формирование внутренней организации субъекта (человека) только при условии его активного отношения с элементами окружения.

Развитие активного начала деятельности идет не в сторону независимости от внешней действительности, а по пути все более широкого перевода внешней детерминации во внутреннюю, более полного и глубокого отражения действительности во внутренней организации субъекта.

Принцип активности человеческой деятельности:
- саморазвитие, самодвижение человеческой деятельности, через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий.

- цели и средства деят-ти черпаются не из непосредственно данной ситуации и не являются абсолютно спонтанными, а из широкого жизненного контекста, основное содержание которого образуют отношения с др людьми и социально и культурно опосредованное отношение к природе.

 

Принцип системности в психологии.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ: выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Предшественников принципа системности в психологии:

- холизм (вне целостности теряется сущность)

- элементаризм (в системе соединяются элементы, сущности которых не изменяются целым)

- эклектизм,

- редукционизм,

- внешний методологизм

Зарождение системного подхода - Аристотел ь. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

. Изоморфизм - наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой (у гештальтисто в: пространственная конфигурация восприятия изоморфна пространственной конфигурации соответствующих участков возбуждения в мозге).

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

 

Соединение системного и причинного анализа:

Концепция И.М.Сеченова (есть объективно данная сенсомоторная деятельность организма и есть внутренний план как интериоризованный, но при этом преобразующий «дубликат» этой деятельности)

(Может происходить подмена понятия субъекта понятием системы посредством обращения к целесообразности (включая ориентировку организма на «потребное будущее»). Но тогда понятие системы служит уже не принципом в рамках разработки психологической теории, а звеном, позволяющим).

Л.С,Выготский: два вида систем у человека:

- социальная ситуация

- знаковая система как путь к культурной детерминации

М.К.Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий «...психология - это особая сфера мыследеятельности, по сути дела захватывающая весь универсум жизнедеятельности, весь социум, с множеством научных предметов и разного рода техник - антропотехник, психотехник, культуро-техник и целый ряд практик... включая практики "коммуникации" и "взаимодействия"»

Б.Ф.Ломов трактовка психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:

- полисистемность бытия человека

- интегральность его качеств и свойств

- единство пси отражения и деятельности, видоизменяющей действительность

Пути реализации системного подхода в психологии:

1. рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры

2. рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов.

3. система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчиненность и автономия уровней - важнейшие условия саморегуляции системы.

4. множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковое™ его свойств. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.

5. не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи и в качестве некаузальных типов связи.

6. принцип развития, в котором происходит разрешение противоречия между причинами и условиями, исстемами и подсистемами и т.д.

Но этот подход надо еще специализировать под психологию. Есть споры о его реализации.

 

Принцип развития

1. Принц разв связан с принятием генетич т.з. на предмет изучения. В пси это: представ о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц разв связ с сущест психического только в его процессуальном развитии.

3. генетич путь изуч связан:

а) с содерж основанием теории

б) с методои построения исследования

в) как методол опора в рамках люб теор, где обсужд движущ силы разв и факторы на него влияющие (у нас – вед. Деятельность и новообразования, в зар психологии - «конечная» причину – движ психич разв к некот финальному сост: Э.Эриксон, Пиаже – стадия операциональн интел)

- принц разв реализуется также в исслед психики взрос чел – на ур микрогенетич анализа, как актуалгенез психич процессов

4. не всяк временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктуриров психол систем – важный критерий развития.

Анцыферова: развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

Особенности процесса разв:

- необратимость (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно)

- обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив разв обяз включ в себя элем-ты регрессии, т.к. выбор одного из направл разв оставляет нереализованными многие другие)

- неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением)

- зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис, т.к. когда формируется принципиал нов структур, то на начальн этапах функционирования она работает хуже, чем старая. Прим: когда реб перестает ползать и начинает ходить)

- иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархич ур нов сис. Прим: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного)

- единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успеш разв не возмож без сохранения достигнутого)

6. Проблемы связ с прониманием принц разв:

- роль наслед-ти и среды

- периодизации разв

- модели разв личн

- смена одних законов и факторов детерминации разв другими (АН Леонт: законы биол эвол сменяются в филогенезе законами общ-ист разв, и разв психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общ-ист опыта).

7. Божоович: связь принципов активности, разитияв и системности (в процессе разв происходит качест преобраз личн реб, причем оно происходит на основе его собст активной деят-ти и его собст активного отнош к среде) Процесс самодвижения – понятие, кот объединяет принц-ы активности и разв. Нов понимание детерминации как самодетерминации.

8. Сложность понимания принципа разв связ с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.39.205 (0.02 с.)