Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие видов знания, их основания, специфика демаркацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знание – это смысловые массивы информации, регулирующие человеческую деятельность. Оно не имеет единую адекватную форму. Каждый из видов знания своим основанием имеет определенный тип человеческой деятельности. Знание, как правило является результатом познавательных действий, но может также приобретаться в виде опыта. Распространенной является следующая типология знаний: 1) Донаучное знание 2) Научное знание 3) Вненаучное знание
Виды знания соотносятся со способами освоения человеком действительности: 1. Материально-практический (донаучное, обыденное). 2. Духовно-практический (ненаучное). 3. Теоретический (научное и философское знания).
1. Материально-практический способ освоения дейст-ти (Донаучное знание) Знание о свойстве материалов, предметов, порядке действий как в повседневной, так и в специализированной деятельности. Обыденное знание отражает только те объекты, которые могут быть преобразованы в различных способах практической деятельности. Его цель - изучить свойства реальных объектов и на этой основе предвидеть результаты действий. Основные черты: 1. Это знание лишено системности, и представляет собой сумма сведений, предписаний и правил, накопленных на основе индивидуального и общественного опыта. 2. Достоверность такого знания устанавливается благодаря применению. 3. Это знание бесписьменно. 4. Оно не ограничено ни каким либо регламентом. 5. Совокупность приемов выделения и фиксации объектов познания, как правило не осознается, методы познания вплетены в опыт. 6. Процесс получения данного знания осуществляется в ходе социализации индивида, не требует специальной подготовки и соблюдения правил данного вида деятельности.
2. Теоретический способ освоения дейст-ти (Научное знание) Основанием научного знания является теоретический способ освоения, который проявляется в специально организованной познавательной деятельности. Если познавательная деятельность базируется на идеалах и нормах доказательного познания, а также опирается на эмпирический материал, то её результатом становится знание, отвечающие критериям научности. Критерии научности: 1. Объективность – НЗ свободно от субъективных особенностей (независит от сознания человека). (Ф – нет) 2. Рациональная обоснованность – Н исп. эмпирические и теоретические способы док-ва. Ф только теоретический. 3. Эссенциональность – постижение сущности и закономерностей существования объекта. Ф – интересует сущность объекта, как такового, в максимально общих связях и отношениях. 4. Проверяемость Н допускает эмпир. и теор. способы проверки. ФЗ не может быть не подтверждено, ни опровергнуто ни каким опытом, т.к опыт всегда конечен, а Ф претендует на универсальное суждение. 5. Системность. Системообразующие элементы: Н – конкретные предметы Ф – образ бытия 6. Наука в любой деятельности выделяет предметную структуру и рассматривает свойства объекта через неё, т.о. наука возможна даже в отношениях субъективных структур. 7. Четкая фиксация понятий и их определений. 8. Осознанное применение методов и принципов, как самого познания, так и фиксации результатов, при помощи специальных средств воздействия на объект. 9. Овладение и соблюдение целевых установок и овладение этими установками. НЗ ориентировано на изучение не только наличных объектов, но и тех предметов и явлений, которые в будущем могут быть включены в деятельность. Цель НП – это преобразование предметов научной действительности в соответствующие продукты, причем это преобразование определяется сущностными связями, закономерностями существования и развития объекта. Наука всегда дает истинности, а не наука – нет.
3. Духовно-практический способ освоения дейст-ти (вненаучное знание) К нему относят: религию, мифологию, художественное творчество. Вненаучное знание носит интуитивный характер. Процесс получения такого знания не включает в себя осознавательного, логического способа получения знания. Но такое знание объективно, к нему в последствии может быть применена процедура обоснования. Вненаучное знание тесно связано с чувственным опытом. Билет № 5 Основания науки: идеалы, нормы, методы научного познания. Роль философских принципов в обосновании научного знания. Как и любая другая научная деятельность Н основывается на признании человеком определенных ценностей. Признание ценностей проявляется в формировании представлений об основаниях, нормах и идеалах исследований. Вопрос об основаниях науки связан также с философской проблемой «предпосылочного знания». Среди оснований науки выделяют философские категории и принципы, на основании которых выстраиваются общенаучные методологические принципы, а также парадигмы, стили научного мышления, научные картины мира и научно-исследовательские программы. Философия формирует 2-а основных принципа рационализма (Р. в данном случае, как мировоззренческая закономерность), благодаря которым признается сама возможность научной деятельности: 1 принцип: мир упорядочен, обладает единством и законосвоеобразностью (в нем есть закономерность) 2 принцип: это такой мир, который можно познать силами человеческого разума (Пример – «космос» у греков в древней античности). Таким образом из данных принципов следует: -законы природы единообразны; все существующие безусловно (детерминизм); возможно дать объяснение потому что существует. Объяснения явлений могут быть достаточно точными и аргументированными. Ф по отношению к Н. выполняет роль основания научной действительности, эта роль реализовывается через ряд функций: 1) Предпосылочная (Ф обеспечивает Н исходными категориями, общими концепциями и представлениями об объективной реальности). 2) Методологическая (Ф формирует наиболее общие подходы к трактовке бытия, которые становятся основаниями для выработки конкретных методов познания – диалектный и метафизический подходы). 3) Мировоззренческая (применение оценки социальной значимости к научным результатам – соотношение с филос. категориями добра и зла). 4) Проясняющая (обобщает научные данные до уровня фундаментальных научных принципов, выстраивая картину мира и меняя представление о мироустройстве) Философские принципы влияют на научное познание либо непосредственно, когда исследователь применяет их в явной форме, либо опосредованно, через картину мира и стили мышления. Общенаучные, методологические принципы сформулированы в ходе анализа научно-исследовательской деятельности. Они определяют содержание научного знания, но обуславливают выбор средств при построении теоретического знания. Выделяют следующие принципы: 1) П. соответствия (при появлении новой теории, прежнии теории сохраняются как частные случаи. Пр. эвклидова геометрия – частный случай геометрии Лобачевского (про прямую в бесконечности)); 2) П. дополнительности (широко применяется если для описания явлений требуются взаимоисключающие понятия. Пр. Н. Борн – принцип квантовой механики)). П. наблюдаемости. 4) П. инвариантности. Идеалы и нормы научного познания. Философские и методологические принципы позволяют сформулировать идеалы и нормы характерные для научного знания конкретных эпох. Степин выделяет три вида идеалов и норм: Идеалы и Нормы объяснения; ИиН обоснованности; ИиН организации научного знания. Для каждой конкретной науки господствующие представления о бытие, обоснованиях существования мира и его элементов определяют представления о том, что и как возможно познать. Господствующие мировоззрение определяет те элементы знания, которые могут служить обоснованием истинности выводимого знания. Выделяют несколько уровней нормативов научного познания (НП). 1 уровень: наиболее общие, действующие в любой познавательной деятельности. 2 уровень: нормативы, действующие в науке. 3 уровень: нормативы конкретных научных дисциплин. Идеал – то, что желательно (к нему можно стремиться). Нормы – то, что выработано практикой поколений (прошлым). По сравнению с идеалами нормы НПболее конкретны и категоричны, а их нарушение ведет к искажениям результатов исследований. С новыми объяснениями (подведение частных случаев к общей закономерности) тесно взаимосвязана научная картина мира. Научная картина мира – это интеграция наиболее фундаментальных знаний естественных, гуманитарных и технических наук для воспроизведения основных закономерностей мироустройства. Научная картина мира представляет системно-структурные характеристики предметной области научного знания, как некого целого, взятого на определенной стадии исторического развития. С т.з НП понятие, применяемое к любому типу знания включает в себя базовые философские принципы, методологические правила, которые обуславливают принципы построения теории (это формы организации знания, варианты решения той или иной проблемы. Стиль научного мышления не равен парадигме. Один из вариантов периодизации стиля научного мышления разработал М. Борн в 60-е годы ХХ века. В основе его периодизации изменения субъектно-объектных отношений в процессе познания (М.Борн «Ф в жизни моего поколения»). Стиль научного мышления, как и научная картина мира относятся к элементам предпосылочного знания поскольку задают представления о структуре и закономерности действительности в рамках определенного типа мировоззрения. Мировоззрение – не Картина мира!!! (мировоззрение не может быть научным) Билет № 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.011 с.) |