Понятие правосознания, его структура и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правосознания, его структура и виды.



Общество, в отличие от природы, представляет собой продукт взаимодействия людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, то есть представлений, идей, чувств и переживаний, люди вступают в общественные отношения. Однако сознание личности, группы людей, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Именно общественное и индивидуальное сознание формирует ценностное отношение к действительности.

Формами общественного сознания являются мораль, религия, наука, идеология, правосознание. Как особая форма общественного сознания правосознание представляет собой совокупность взаимосвязанных идей, теорий, чувств, настроений, выражающих отношение общества, группы лиц, индивидов к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание как способ духовного осознания правовой действительности и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом порядке обладает рядом признаков:

- правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осознаются как правовые;

- содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства, настроения, эмоции, концепции, на основе которых выражается отношение людей к действующему и желаемому праву;

- правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

- правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

- носителями правосознания выступают субъекты права;

- правосознание является внутренним мотивом правового поведения;

- правосознание в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права.

Элементами правосознания считаются правовая идеология (система правовых взглядов, идей и представлений) и правовая психология (чувства, настроения, эмоции, переживания, стереотипы, привычки, на основе которых формируется отношение общества, группы лиц или индивидов к праву). Самостоятельным элементом правосознания можно назвать правовой менталитетсовокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам. [182]

Данная модель в большей степени характеризует нормативное сознание, чем правосознание. Правосознание как действующий феномен имеет мало общего с моделью нормативного сознания. Оно представляет собой осознанное и духовное правочувствование, которое проявляется в признании ценности права и в стремлении к справедливости. Нормативное сознание, напротив, признает только силу закона, видит в правовых предписаниях средство обуздания индивидуальных притязаний и стремится использовать право как в целях защиты, так и нападения.

Правосознание выполняет несколько функций: регулятивную, познавательную, оценочную и прогностическую.

Наиболее важной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений. Познавательная функция правосознания проявляется в качественном овладении правовыми знаниями, умениями и навыками. Оценочная функция правосознания проявляется в определенном отношении к праву. Это отношение по своему характеру может быть положительным, отрицательным, двойственным либо индифферентным (безразличным). В любом случае сознательно-волевое отношение к праву реализуется в практических действиях либо в бездействии индивида. Прогностическая функция правосознания заключается в умении предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной, правомерной и неправомерной деятельности.

Правосознание можно классифицировать:

1. По характеру субъектов - на массовое, групповое, индивидуальное.

Массовое правосознание отражает общественное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, поддерживаемых обществом.

Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп.

Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям.

2. По уровню выделяют три вида правосознания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктринальное (научное).

Наименее глубоким является обыденное правосознание. Представления о праве на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву противоречиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом правосознании преобладают психологические элементы.

Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовать правовые нормы и качественно применить правовые навыки.

Доктринальное правосознание имеет концептуальный характер. Его содержание составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличительными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность, способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктринального правосознания обусловлено теоретическими воззрениями.

Вследствие различных причин правосознание может иметь различные дефекты и деформации.

Профессиональные деформации представляют собой искаженные под воздействием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформации сотрудниками правоохранительных органов овладевает отрицательное отношение к гражданам - все население воспринимается как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, вплоть до несанкционированного насилия. Например, можно говорить о начале репрессивной деформации правосознания у капитана Жеглова, героя произведения братьев Вайнеров «Эра Милосердия», говорившего: «Наказание без вины не бывает!»

При криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов приходят к убеждению, что правонарушения являются вполне приемлемыми способами удовлетворения жизненных потребностей. Обычно криминальная деформация начинается с пьянства, разврата и злоупотребления властью, а затем приводит к смычке с преступными элементами либо полному криминальному перерождению.

Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его тенденциозности или несформированности. Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой идеализм, правовой релятивизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.

Правовой нигилизм (от лат. «nihil» - «ничто») - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы.

Правовой фетишизм - это вера во всесилие закона, в его принудительную силу. Фетишисты ошибочно считают, что хорошие законы способны решить все проблемы общества без участия граждан в их реализации.

Правовой идеализм - это слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм - это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм - это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители «темного» инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовая культура.

Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенную законодательную технику, развитую правовую науку, высоко организованную юридическую практику и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура в узком смысле, то есть культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности. Правовой культуры чужды правовой нигилизм и правовой фетишизм.

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем, структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием правовой ориентации и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Правовую культуру можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. В этом смысле правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в «измерении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие - подвергаются критическому осмыслению.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.016 с.)