Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и функции теории государства и права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория государства и права, как и всякая наука, обладает специфической, присущей только ей методологией и выполняет определенные функции. Методология науки - это совокупность познавательных принципов, приемов, средств и способов, используемых ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Методология теории государства и права – чрезвычайно сложное явление, включающее в себя мировоззрение и общетеоретические концепции, всеобщие законы и категории, общенаучные и частнонаучные методы. В этой связи ряд авторов предлагает рассматривать методологию теории государства и права как многоуровневую систему: главные направления и общие принципы познания в целом (высший уровень); общенаучные способы и приемы, используемые при познании однотипных объектов (средний уровень); частнонаучные методы, применяемые в процессе исследования особенностей отдельного объекта (низший уровень).[6] Высший уровень средств и методов познания теории государства и права составляет набор парадигм, т.е. познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений. Государственно-правовые явления отличаются многозначностью. Для их описания исследователю необходимо наличие концептуальных объяснений природы и сущности государства и права, то есть теоретических подходов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание государственно-правовых явлений, соответствующий подбор и интерпретацию эмпирического материала, обобщение и систематизацию знания. Теория государства и права допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию государства и права, интерпретации их природы, сущности, источников и форм. Эти различия основаны на попытках их объяснения через решающее влияние какого-либо одного фактора: природно-климатического, экономического, социального, психологического и т.д. Сами парадигмы формировались в границах тех или иных школ, направлений в социальной философии. Так, теологическая парадигма, представителем которой был Ф.Аквинский, интерпретировала государство и право как сверхъестественное проявление Божественной воли. Французский исследователь Ж. Боден отстаивал в своих трудах натуралистическую парадигму. Он полагал, что все государственно-правовые явления находятся под доминирующим влиянием природных факторов: климата, географической среды, врожденных инстинктов человека и т.д. Естественно-правовая парадигма, сформулированная в трудах раннебуржуазных исследователей Г. Гроция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, трактовала государственно-правовые явления как справедливые установления свободных людей. Нельзя не отметить роль социальной парадигмы (К. Маркс, Е. Дюринг, М. Вебер и др.), объясняющей природу государства и права влиянием социально-экономических и социокультурных факторов. Нормативистская парадигма, оформленная в трудах Г. Кельзена, определяла государство и право как принудительно установленный общественный порядок. Естественным недостатком парадигм является известное упрощение, огрубление сложной системы государственно-правовых процессов. Однако их достоинство состоит в том, что они указывают на связь юридических теорий с концепциями более высокого уровня, в частности философскими, социологическими, социокультурными, открывают возможность пользоваться их достижениями. Именно из научных направлений высокого уровня теория государства и права черпает наиболее общие принципы познания и логические приемы, позволяющие более адекватно выражать природу и сущность государственно-правовых явлений. В совокупности они составляют средний уровень познавательных средств в методологии теории государства и права. Эти принципы образуют группу общенаучных методов, носящих универсальный характер и используемых всеми науками. Среди них следует отметить принцип историзма, предполагающий исследование процесса развития государства и права во времени и пространстве, позволяющий выявить изменения, происходившие с государством и правом в конкретные периоды их эволюции в различных странах. Наряду с этим, теория государства и права как наука должна стремиться к постижению истины, объективному отражению государственно-правовой действительности, закономерностей ее возникновения, тенденций развития, что составляет содержание принципа объективности. При этом сложность процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, не должна преодолеваться путем сведения всего многообразия к раз и навсегда заданным значениям. Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных сторон, уважение иной точки зрения. В этом находит свое выражение принцип плюрализма. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов. Несмотря на то что теория государства и права является общетеоретической наукой, свои обобщения и выводы она строит на основе точного учета тех факторов и условий, в которых функционируют государство и право в конкретный момент. В этом находит свое проявление принцип конкретности, благодаря которому достигается единство теории и практики. Процесс реконструкции знания и формирования концепции предполагает использование различных логических приемов, с помощью которых общенаучные принципы применяются к исследованию реального объекта. Поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, то используется аналитический метод (анализ), позволяющий мысленно раскладывать явление на составные части и определять характер взаимосвязи между ними. Так, государство можно представить в качестве взаимосвязанных элементов: территории, населения, публичной власти. Противоположный анализу прием - синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе разрозненных формальных признаков права (например, нормативности, формальной определенности, общеобязательности и т.д.) создается общее представление о праве. В теории государства и права используется и другая пара приемов - индукция и дедукция. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает исследование, направленное от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Например, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности. Наконец, третий, низший уровень методологии теории государства и права, составляют частнонаучные методы, которые представляют собой средства непосредственного получения конкретного знания. Среди них в теории государства и права используются системный, структурно-функциональный, статистический методы, правовой эксперимент, метод правового моделирования, компаративный метод и т. д. Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод дополняется структурно-функциональным, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает неудовлетворительно. В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок. Все большее значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе - выявления преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т.д. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство. Широкое распространение в связи с изменениями, происходящими в настоящее время в государственно-правовой сфере России, получает метод правового моделирования и правовой эксперимент. Правовое моделирование представляет собой теоретический поиск оптимальных путей развития государственно-правовых явлений. В свою очередь, для правового эксперимента характерен эмпирический (опытный) поиск таких путей.[7] Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права – это основные направления ее деятельности, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Понятие «функция», применительно к теоретической системе, как и к любой системе, дает нам описание, характеристику именно ее требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки, как и функцию любой системы, следует отличать от реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Теории государства и права, как и любой науке, безусловно, присуща гносеологическая (теоретико-познавательная) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой шла речь выше, применительно к теории государства и права, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее. Другой важнейшей функцией теории государства и права, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Научный метод можно трактовать как знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые теорией государства и права, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как теории государства, так и теории права выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Методологическое значение теории государства и права обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, т. е. проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции, строится определенная система такой методологии. Большое значение имеет идеологическая функция теории государства и права. Она объективно присуща ей, как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Теория государства и права как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно велико значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии. Близка к идеологической воспитательная функция теории государства и права. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции. В литературе называют и прогностическую функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез. Прикладная функция теории государства и права связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. Некоторые правоведы, помимо рассмотренных выше функций, часто называют и другие функции теории государства и права. Например, онтологическую, эвристическую, научно-консультативную, организаторскую и др.[8] Однако мы не считаем необходимым разбирать их подробно, ибо они, по существу, являются разновидностями функций проанализированных нами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.009 с.) |