Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и функции теории государства и права.

Поиск

Теория государства и права, как и всякая наука, обладает специфической, присущей только ей методологией и выполняет определенные функции.

Методология науки - это совокупность познавательных принципов, приемов, средств и способов, используемых ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Методология теории государства и права – чрезвычайно сложное явление, включающее в себя мировоззрение и общетеоретические концепции, всеобщие законы и категории, общенаучные и частнонаучные методы. В этой связи ряд авторов предлагает рас­сматривать методологию теории государства и права как многоуровневую систему: главные направления и общие принципы познания в целом (высший уровень); общенаучные способы и приемы, используемые при познании однотипных объектов (средний уровень); частнонаучные методы, применяемые в процессе исследования особенно­стей отдельного объекта (низший уровень).[6]

Высший уровень средств и методов познания теории государства и права составляет набор парадигм, т.е. познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений. Государст­венно-правовые явления отличаются многозначностью. Для их описания исследователю необходимо наличие концептуальных объяснений природы и сущности государства и права, то есть теоретических подходов, форми­рующих изначальные критерии и установки на определенное понимание государственно-правовых явлений, соответствующий подбор и интерпре­тацию эмпирического материала, обобщение и систематизацию знания.

Теория государства и права допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию государства и права, интер­претации их природы, сущности, источников и форм. Эти различия ос­нованы на попытках их объяснения через решающее влияние какого-либо одного фактора: природно-климатического, экономического, социаль­ного, психологического и т.д. Сами парадигмы формировались в грани­цах тех или иных школ, направлений в социальной философии.

Так, теологическая парадигма, представителем которой был Ф.Аквинский, интерпретировала го­сударство и право как сверхъестественное проявление Божественной во­ли.

Французский исследователь Ж. Боден отстаивал в своих трудах натуралистическую парадигму. Он полагал, что все государственно-правовые явления находятся под доминирующим влиянием природных факторов: климата, географической среды, врожденных инстинктов человека и т.д.

Естественно-правовая парадигма, сформулированная в трудах раннебуржуазных исследователей Г. Гроция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, трактовала государственно-правовые явления как справедливые установления свободных людей.

Нельзя не отметить роль социальной парадигмы (К. Маркс, Е. Дюринг, М. Вебер и др.), объясняющей приро­ду государства и права влиянием социально-экономических и социокуль­турных факторов.

Нормативистская парадигма, оформленная в трудах Г. Кельзена, определяла государство и право как принудительно установленный общественный порядок.

Естественным недостатком парадигм является известное упрощение, огрубление сложной системы государственно-правовых процессов. Одна­ко их достоинство состоит в том, что они указывают на связь юридиче­ских теорий с концепциями более высокого уровня, в частности фило­софскими, социологическими, социокультурными, открывают возмож­ность пользоваться их достижениями.

Именно из научных направлений высокого уровня теория государства и права черпает наиболее общие принципы познания и логические приемы, позволяющие более адекватно выражать природу и сущность государственно-правовых явлений. В совокупности они составляют средний уровень познавательных средств в методологии теории государства и права. Эти принципы образуют группу общенаучных методов, носящих универсальный характер и используемых всеми науками.

Среди них следует отметить принцип историзма, предполагающий исследование процесса развития государства и права во времени и пространстве, позволяющий выявить изменения, происходившие с государством и правом в конкретные периоды их эволюции в различных странах.

Наряду с этим, теория государства и права как наука должна стре­миться к постижению истины, объективному отражению государственно-правовой действительности, закономерностей ее возникновения, тенден­ций развития, что составляет содержание принципа объективности. При этом сложность процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, не должна преодолеваться путем сведения всего многообразия к раз и навсегда заданным значениям.

Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных сторон, уважение иной точки зрения. В этом находит свое выражение принцип плюрализма. Он позволя­ет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.

Несмотря на то что теория государства и права является общетеоретической наукой, свои обобщения и выводы она строит на основе точ­ного учета тех факторов и условий, в которых функционируют государст­во и право в конкретный момент. В этом находит свое проявление прин­цип конкретности, благодаря которому достигается единство теории и практики.

Процесс реконструкции знания и формирования концепции предпо­лагает использование различных логических приемов, с помощью кото­рых общенаучные принципы применяются к исследованию реального объекта. Поскольку государственно-правовые явления достаточно слож­ны и многофункциональны, то используется аналитический метод (анализ), позволяющий мысленно раскладывать явление на составные части и определять характер взаимосвязи между ними. Так, государство можно представить в качестве взаимосвязанных элементов: территории, населения, публичной власти.

Противоположный анализу прием - синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе разроз­ненных формальных признаков права (например, нормативности, фор­мальной определенности, общеобязательности и т.д.) создается общее представление о праве.

В теории государства и права используется и другая пара приемов - индукция и дедукция. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает исследование, направленное от ча­стного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Например, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

Наконец, третий, низший уровень методологии теории государства и права, составляют частнонаучные методы, которые представляют собой средства непосредственного получения конкретного знания. Среди них в теории государства и права используются системный, структурно-функциональный, статистический методы, правовой эксперимент, метод правового моделирования, компаративный метод и т. д.

Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обра­щается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на им­пульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются.

Системный метод дополняется структурно-функциональным, кото­рый исходит из того, что государственно-правовые явления имеют струк­туру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает неудовлетворительно.

В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом меха­низме неэффективна деятельность правоохранительных органов или раз­вит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоя­нии обеспечивать законность и правопорядок.

Все большее значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе - выяв­ления преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т.д. Это позволяет определить гра­ницы и возможности перенесения зарубежного опыта правового разви­тия в конкретный регион, государство.

Широкое распространение в связи с изменениями, происходящими в настоящее время в государственно-правовой сфере России, получает метод правового моделирования и правовой эксперимент. Правовое моделирование представляет собой теоретический поиск оптимальных путей развития государственно-правовых явлений. В свою очередь, для правового эксперимента характерен эмпирический (опытный) поиск таких путей.[7]

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и праваэто основные направления ее деятельности, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Понятие «функция», применительно к теоретической систе­ме, как и к любой системе, дает нам описание, характеристику именно ее требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки, как и функ­цию любой системы, следует отличать от реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоре­тической системы.

Теории государства и права, как и любой науке, безусловно, присуща гносеологическая (теоретико-познавательная) функ­ция, которая заключается в исследовательской разработке свое­го предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализа­ции данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-по­знавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется специ­фикой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой шла речь выше, применительно к теории государства и права, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее.

Другой важнейшей функцией теории государства и права, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологичес­кая функция. Научный метод можно трактовать как знание, ис­пользуемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые теорией государства и права, по своему характеру тако­вы, что в основном своем объеме они используются как сред­ство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как теории государства, так и теории права вы­являются общеправовые и общегосударственные закономерно­сти, разрабатываются общие понятия и конструкции.

Методологическое значение теории государ­ства и права обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разра­батываются проблемы методологии правоведения в целом, т. е. проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции, строится определенная система такой методологии.

Большое значение имеет идеологическая функция теории государства и права. Она объективно присуща ей, как и любой об­щественной науке. А в рамках правоведения - в большей сте­пени, чем другой юридической науке. Теория государства и права как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический харак­тер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно велико значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становле­ние новой социальной и правовой идеологии.

Близка к идеологической воспитательная функция теории государства и права. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе стро­ится соответствующая учебная дисциплина. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере госу­дарственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

В литературе называют и прогностическую функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нор­мативно-правовых решений, то есть речь идет о функции науч­ного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории государства и права связана с непосредственным ее выходом на практику - правотвор­ческую и правореализующую. Осуществление этой функции со­стоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по со­вершенствованию законодательства, его систематизации и ре­шении других вопросов практического характера.

Некоторые правоведы, помимо рассмотренных выше функций, часто называют и другие функции теории государства и права. Например, онтологическую, эвристическую, научно-консультативную, организаторскую и др.[8] Однако мы не считаем необходимым разбирать их подробно, ибо они, по существу, являются разновидностями функций проанализированных нами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.009 с.)