Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология государств: подходы в науке.

Поиск

В огромном многообразии государств, существовавших на протяжении всей истории человечества и существующих на настоящий момент, большое значение имеет их научная классификация (типология). Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства проводится, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации (с лат. «formatio» – «образование»), которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. и существовали до V века н.э. (формально в некоторых странах рабство существовало и в более позднее время, например, в Саудовской Аравии рабство было юридически запрещено лишь в 60-х годах ХХ века). Рабовладельческое государство - орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. В таком государстве раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее имущество своего собственника. Следует заметить, что именно благодаря развитию частной собственности в период господства рабовладельческого строя появилась такая форма правления, как республика, а также классическое гражданское, семейное, наследственное право, которые не утратили своего значения и по сей день.

Феодальное государство – следующий исторический тип государства. Эпоха господства феодализма – V – XVIII вв., хотя и сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Феодальное государство характеризуется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне, не имеющие своей земли, обрабатывали землю своего феодала, находясь в полурабской зависимости от последнего. Феодал имел право продать землю с закрепленными за ней крестьянами, согнать их с земли. На своей земле феодал осуществлял судебную и административную власть.

Последние достижения историко-правовой науки внесли серьезные коррективы в наши представления о феодальном государстве. В частности, во время феодализма получило дальнейшее развитие договорное право – система взаимных прав сеньоров и вассалов, феодалов и зависимых крестьян, появился важнейший институт демократии – парламент.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, когда сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное.

В силу того что социалистическое государство, точнее, учение о нем было разработано лишь теоретически (ни в одной стране в полном виде оно не было реализовано), то о нем можно и нужно говорить лишь в научном плане.[53]Такое государствобазируется на общественной собственности на средства производства и имеет широкую социальную базу. По мнению представителей формационной концепции, социалистическое государство - антиэксплуататорское по своей природе, последний исторический тип государства, который в конечном итоге будет сменен бесклассовым коммунистическим обществом. Социалистическое государство возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Так как апологеты формационной типологии предполагали только революционный (насильственный) переход к социалистическому государству, этот тип государства нельзя признать легитимным.

Как можно заметить, формационная типология имеет свои сильные и слабые стороны. Среди ее достоинств обычно называют установление зависимости типа государства от типа экономики, зависимости характера государственной власти от способа производства. Формационный подход предоставляет возможности понять внутреннюю логику исторического процесса развития государственности, закономерный характер смены типов государства.

Вместе с тем абсолютизация и своеобразная канонизация этого подхода, которая имела место в нашей стране, не могли не привести к определенному упрощению и схематизму в понимании развития государственности.

В основе цивилизационной типологии государств лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представителями этой типологии являются А. Тойнби, П. Сорокин, О.Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация (от лат. «civilis» – «гражданский», «государственный») есть социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов. В зависимости от ряда признаков этой системы Тойнби выделял следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. В настоящее время последователи цивилизационного подхода сошлись во мнении, что на современном этапе существуют восемь цивилизаций: западная, исламская, китайская, индуистская, японская, православная, латиноамериканская и африканская.[54]

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.[55]

Цивилизационная типология имеет свои плюсы и минусы.

Достоинства цивилизационной типологии состоят в том, что:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях;

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатками данной классификации государств является:

1) недооценка социально-экономических факторов, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделение большого количества идеально-духовных факторов в качестве отличительных признаков цивилизаций, которыми, по сути, классифицируется общество, а не государство.[56]

Наличие доминирующих цивилизационной и формационной типологии не исчерпывает возможность иной классификации государств. Обилие классификаций государств представляет возможность привести следующий, далеко не исчерпывающий перечень типологий государств:

- с учетом степени правовой защищенности личности в обществе выделяют государства: а) западного типа, в которых конституируется человеческая индивидуальность и обеспечивается примат прав и свобод человека и гражданина; б) восточного типа, где на основе сакральных (требующих жертвенности) учений за человеком закрепляются прежде всего обязанности как члена коллектива и общества в целом; в) смешанного типа, отражающего переходный вид государственности;

- на базе особенностей природной и хозяйственной среды, в которой действует государство, можно построить ряд типологий, связанных с различением государств: а) находящихся в гармонии с окружающей природной средой и наносящих ей непоправимый ущерб; б) континентальных и островных; в) анклавных и имеющих свободный доступ кмеждународным коммуникациям; г) с рыночной экономикой и с централизованно управляемым нерыночным хозяйством; д) со значительным, с большим и с малым экономическим потенциалом;

- в зависимости от государственной идеологии: а) коммунистические; б) социалистические; в) либеральные; г) консервативные; д) националистические.

- по характеру воздействия государства на население государства бывают: а) полицейскими, которые характеризуются всеобъемлющей опекой над населением и чрезмерным развитием карательной функции, осуществляемой правоохранительными органами, армией, тайной полицией и т.д.; б) правовыми, где властные притязания государства ограничиваются правом таким образом, что гарантируется свобода, справедливость, достоинство человека, его защищенность.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.[57] Кроме приведенных выше типологий, порожденных различными оценками сущности и содержания государства, в теории государства и права имеются типологии форм государств. Следует отметить, что исследователи более единодушны в отношении формы государства (совокупности способов организации, устройства и реализации государственной власти). Среди типологий форм государства можно выделить теологическую, социальную и элементную.

Теологическая типология формы государства строится на соотношении светской и духовной власти: светская форма государства предполагает свободу совести и отделение церкви от государства (Россия); клерикальная – концентрацию власти в руках духовных деятелей и наличие общеобязательной религии (Исламская Республика Иран).

Социальная типология формы государства характеризуется степенью доступности властных структур для общества, соотношением гонорантов и суфражистов.[58] Гонорант – лицо, приобретающее государственную власть. Суфражист – лицо, отчуждающее государственную власть. По мнению одного из основоположников такой типологии - В.Е. Чиркина, существуют монократические государства, власть в которых находится в руках одного человека, сегментарные, где власть принадлежит группе лиц, и поликратические – государства, в которых все члены общества имеют равный доступ к власти.[59]

Наиболее распространенной типологией формы государства является элементная типология, предусматривающая деление формы государства на форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Остановимся на ней подробнее.

 

Форма правления.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти - порядок формирования и функционирования высших органов власти.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом (монархия) или же она принадлежит коллективному органу (республика).

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть формально или реально принадлежит единоличному правителю – монарху, занимающему свой пост по наследству.[60] Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах); занятие престола по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном, формальные черты монархического правления.

Выделяются следующие виды монархий: абсолютная (неограниченная), дуалистическая, парламентарная[61] (конституционная).

При абсолютной монархии власть монарха неограниченна. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В неограниченной монархии воля монарха - один из источников права. В настоящее время абсолютные монархии сохранились в Саудовской Аравии, Брунее.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Он обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, «монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними».[62]

Здесь мы охарактеризовали своего рода модель дуалистической монархии. Но в силу определенного исторического стечения обстоятельств она обретает в тех или иных странах несколько видоизмененный характер.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Российской Империи (1905-1917гг.), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарной монархии правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Он «царствует, но не правит». Формально парламентарная монархия не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. Примерами таких монархий могут служить Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, представляет чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами. Существование парламентарной монархии обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиций, особенность политического противоборства различных политических сил, приверженность общества старым обычаям своей страны и др.)

Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства и др.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, в наше время наполнилась демократическим содержанием. Сейчас республиканская форма правления является самой распространенной в мире – примерно из 200 существующих ныне государств более 140 - республики.

Современные республики делятся на три вида: парламентарные, президентские и смешанные.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.

Отдельные авторы (В.Н. Хропанюк, С.А. Комаров) утверждают, что глава государства в парламентарной республике обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.[63] Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделяется большими полномочиями, однако на практике он не оказывает столь значительного влияния на осуществление государственной власти.

На самом деле, в парламентарной республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. В этой связи можно согласиться с известным российским правоведом Ю.А. Дмитриевым, который пишет: «Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр (в ФРГ - канцлер)».[64]

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, парламентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Есть основание утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовую законность.

Примеры парламентарных республик – ФРГ, Израиль, Италия, Индия, Швейцария, ЮАР.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; формирование правительства президентом; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом и др.

В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

Президентская республика существует в США, Сирии, Аргентине, Бразилии.

Кроме парламентарной и президентской республик, существует смешанная (президентско-парламентарная или полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не соответствующих ни одному признаку из рассмотренных выше типов республики.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в Португалии, России, Франции, Польше).

Анализ форм правления позволяет сделать вывод о том, что в процессе исторического развития республиканская форма правления становится все более распространенной. Однако в современных условиях мы встречаемся и с «гибридными» формами правления, среди которых можно назвать «монархические республики», когда в условиях тоталитарных систем появляются республики, которым присущ один из главных элементов монархии - пожизненное властвование главы государства. Например, пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых других государства.

Помимо «монархических республик» в теории государства и права также выделяются теократические республики, где власть сконцентрирована в руках духовных лидеров (Иран, Ватикан), республики советов, вся полнота власти в которых осуществляется иерархической системой представительных органов (КНДР, Китай, Куба), республиканские монархии, где стремятся преодолеть недемократичность монархии путем выборности монарха (Малайзия, ОАЭ).

В целом, однако, следует отметить, что республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.011 с.)