Сравнительный анализ типологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ типологий



 

Рассмотрим известные типологии в сравнении с авторской типологией.

Приведем критический анализ известных типологий на примере наиболее ярких представителей двух подходов: умозрительного и объективного.

1. Типология представителя умозрительного подхода к классификации психотипов К.Юнга и его последователей - Майерс-Бриггс и Айзенка.

2. Типология представителя объективного подхода к классификации психотипов - И.П.Павлова.

Для сравнительного анализа целесообразно привести схему левополушарных и правополушарных свойств с указанием соответствующих психотипов Юнга (с учетом смысла, который вкладывал Юнг в свои психотипы).

 

Левополушарное свойство: Правополушарное свойство:

 

 


Таким образом, основные свойства псхотипов Юнга легко делятся на две группы на основе левополушарных и правополушарных свойств. Это обстоятельство облегчает проекцию психотипов Юнга на указанную выше таблицу. А именно, позволяет расположить в таблице все восемь типов Юнга (рис.1.11): 1.Мыслительный экстравертный 2.Мыслительный интровертный 3.Чувствующий экстравертный 4.Чувствующий интровертный 5.Ощущающий экстравертный 6.Ощущающий интровертный 7.Интуитивный экстравертный 8.Интуитивный интровертный.

Как видно из рис.1.11, все психотипы Юнга расположились по горизонтальной оси (логики - интуиции). Таким образом, по смыслу, который Юнг вкладывает в психотипы, они не выходят за рамки лево-правополушарных представлений (доминирования полушарий). При этом логическому (левополушарному) типу соответствуют 2 типа: экстравертный ощущающий и экстравертный мыслительный. Интуитивному (правополушарному) типу соответствуют еще 2 типа Юнга: интровертный интуитивный и интровертный чувствующий. Остальные 4 типа расположились в центре таблицы и не могут быть дифференцированы, т.к. в равной мере содержат левополушарные и правополушорные свойства. Для их разделения потребуется введение дополнительного параметра - стабильности связи между полушариями. Тогда мыслительные и чувствующие (чувствительные) расположатся по вертикальной оси. Тем не менее, 2 типа останутся неопределенными: экстравертный интуитивный и интровертный ощущающий, т.к. они содержат взаимоисключающие свойства. Экстравертный интуитивный звучит как лево-правополушарный, а интровертный ощущающий - как право-левополушарный. При этом в этих 2-х типах нет признаков о степени стабильности (дестабильности). Поэтому они не могут быть дифференцированы по преимущественному проявлению каких-либо из перечисленных свойств.

 
 

Рис.1.11. Проекция 8 психологических типов Юнга на таблицу авторской типологии.

 

 

Типология Юнга не обладает логической полнотой и однозначностью, хотя в свое время сыграла большую роль в развитии типологии в целом.

Книга Юнга "Психологические типы" (700 стр.) носит повествовательный характер. В этой книге не проводится систематизация и формализация знаний, нет однозначных обобщений, т.е. не хватает теории, научного подхода. Книга не выдержана также с точки зрения философии. Она не содержит какую-нибудь философскую или духовную систему. В ней изложены рассуждения, размышления и умозрительные заключения автора без строгой систематизации.

Из последователей Юнга отличаются мать и дочь Майерс-Бриггс, которые усовершенствовали типологию Юнга и она получила однозначный системный характер, хотя, видимо, сами это не поняли и не довели типологию Юнга до системности - не создали систему. Если Майерс-Бриггс свои 16 типов привели бы в систему, то они поняли бы, что для получения 16 типов нет необходимости обозначать каждый тип 4-мя понятиями (4-мя буквами). Вопрос можно было бы решить проще.

Например, можно показать, что на приведенной выше таблице 49 типов легко располагаются 16 психологических типов Майерс-Бриггс. При этом становится ясным как именно можно получить 16 типов, применяя для каждого типа только три понятия, а не четыре. Можно также показать возможность образования 49 типов на основе понятий Майерс-Бриггс.

Ниже на рис.1.12. представлена таблица 49 типов с проекцией 16 типов, каждый из которых состоит из 3-х символов Майерс-Бриггс.

 
 

Рис. 1.12. Таблица 16 (упрощенных) типов Майерс-Бриггс.

 

Для сравнения ниже приводится проекция 16 обычных типов (из 4-х символов) Майерс-Бриггс на таблицу 49 типов.

Из этой таблицы (рис.1.13.) видно, что автоматически образовались 4 группы из 16 психотипов Майерс-Бриггс, соответствующие 4-м известным темпераментам Гиппократа-Галена.

1. Сангвиники - ESTJ, ESTP, ENTJ, ENTP.

2. Холерики - ESFJ, ESFP, ENFJ, ENFP

3. Флегматики - ISTJ, ISTP, INTJ, INTP

4. Меланхолики - ISFJ, ISFP, INFJ, INFP

Отсюда очевидно, что для сангвиников общими являются буквы ЕТ, что означает экстраверсию(Е) и мыслительность(Т). Экстраверсия соответствует логическому (левополушарному) типу, а мыслительность соответствует стабильности. Поэтому ЕТ соответствует Логическому стабильному типу - сангвинику.

Для холериков общими являются буквы EF, что означает экстраверсию(Е) и чувствительность(F). Экстраверсия соответствует логическому (левополушарному) типу, а чувствительность (к раздражителям) соответствует дестабильности. Поэтому ЕF соответствует Логическому дестабильному типу - холерику.

Для флегматиков общими являются буквы IТ, что означает интроверсию (I) и мыслительность(Т). Интроверсия соответствует интуитивному (правополушарному) типу, а мыслительность соответствует стабильности. Поэтому IТ соответствует Интуитивному стабильному типу - флегматику.

 


Рис.1.13. Проекция 16 типов Майерс-Бриггс на таблицу 49 типов

 

Для меланхоликов общими являются буквы IF, что означает интроверсию (I) и чувствительность(F). Интроверсия соответствует интуитивному (правополушарному) типу, а чувствительность (к раздражителям) соответствует дестабильности. Поэтому IF соответствует Интуитивному дестабильному типу - меланхолику.

Таким образом устанавливается соответствие авторской типологии с 4-мя темпераментами Гиппократа-Галена и типологией Майерс-Бриггс, что можно изобразить следующим образом.

 
 

 

 


В литературе последователи Бриггса (например Кригер) неоднократно публиковали неудачные варианты деления приведенных выше 16 типов на четыре темперамента. Причина неудач заключается в несистемном подходе.

Системный подход позволяет легко получить 49 психологических типов, используя обозначения Майерс-Бриггс.

Для этого приведем таблицу соответствия авторской типологии (49 типов) с типологией Майерс-Бриггс. Из двух предыдущих таблиц (рис.1.8 и 1.9) получается 32 (16+16) соответствия. Остальные 17 промежуточных состояний можно вычислить по аналогии. При этом можно найти соответствия для всех 49 типов. Нужно исходить из содержания психотипов. Например, ES означает преобладание экстраверсии и сенсорности (ощущения). Оба эти свойства относятся к левополушарным функциям и усиливают друг друга. Экстраверсия Е усиливается сенсорностью S. Поэтому ES соответствует L80 - очень сильному доминированию левого полушария (на 80%). EN означает экстраверсию и интуитивность. В данном случае экстраверсия Е - левополушарное свойство ослабевается интуицией N - правополушарным свойством. Поэтому, ES следует отнести к левополушарному типу с небольшим доминированием над правым полушарием - L60 (на 60%). По аналогии можно показать, что экстраверсия Е в чистом виде (не усиленная и не ослабленная) соответствует промежуточному состоянию между L60 и L80, т.е. - L70. TJ означает мыслительность (сначала думает, потом делает) и решительность (планирует). Оба эти свойства относятся к стабильности. Мыслительность (обдумывание) усиливается планированием. Поэтому, TJ означает очень высокую стабильность S80 (80%). TP означает, что стабильность, вызванная мыслительностью(Т) ослабевает восприимчивостью (Р - импульсивностью). Поэтому соответствует - S60. FP означает чувствительность и импульсивность. Оба эти свойства относятся к дестабильности. Поэтому FP соответствует очень сильной дестабильности - D80. Для остальных типов справедливы аналогичные рассуждения. В результате получаем следующую таблицу соответствия обозначений, которую можно использовать как алгоритм для нахождения всех 49 соответствий психотипов.

 

L60 = EN I60 = IS S60 = TP D60 = FJ

L70 = E I70 = I S70 = T D70 = F

L80 = ES I80 = IN S80 = TJ D80 = FP

 

Ниже на рис.1.14 приводится таблица 49 типов, на которую спроецированы вычисленные по вышеуказанному алгоритму 49 типов по Майерс-Бриггс.

Таким образом можно усовершенствовать (уточнить) и объективизировать типологию Майерс-Бриггс. Например, из таблицы видно, что INFG соответствует I80D60. Это означает, что INFJ является интуитивным дестабильным типом, у которого очень сильно - в 4 раза (80%) доминирует правое полушарие над левым (20%), а стабильность связи между полушариями слегка нарушена (дестабильность 60%). По аналогии можно показать, что L60D80 соответствует ENFP и является логическим дестабильным типом, у которого слегка доминирует левое полушарие, а стабильность связи между полушариями нарушена сильно. Исходя из этого, можно подкорректировать соответствующие характеристики Майерс-Бриггс. Например, указать, что INFJ и ENFP больше склонны к искусству, а не - творчеству. В частности, INFJ склонен к иррациональному искусству (изобретательству, чудачеству), а ENFP - исполнительскому искусству (психологическому автоматизму).

 

 
 

Рис.1.14. Формирование 49 типов с использованием обозначений Майерс-Бриггс.

 

Следует отметить, что Майерс-Бриггс разработали 16 психотипов для обозначения которых использовали 8 букв. Такое большое количество букв не позволяет построить систему, т.к. 8 букв образуют 4 пары и требуется построение 4-х мерной системы, что представить и изобразить невозможно. Достаточно было бы использование 4-х букв, так как по содержанию 4 пары букв дублируют друг друга. Например, N обозначает интуицию, а I - интроверсию. На самом деле, оба эти понятия соответствуют одному содержанию и являются функциями правого полушария. Точно также, Е - экстраверсия и S - сенсорность (ощущение) являются функциями левого полушария и могут быть сведены к одному параметру. Например, вместо EN и ES можно ввести меру E1 и E2. При этом, 4 буквы могут быть заменены на цифры и из остальных 4 букв можно построить двумерную схему (таблицу) и соответствующую систему, теорию, связанную с объективными данными. Но последователи Юнга и Бриггса увлекаются составлением подробных психологических характеристик для 16 типов, исходя из жизненных наблюдений, а не из теории. При этом для одной части психотипов (TJ, стабильных) дают адекватные характеристики, а для другой части психотипов (FP, дестабильных) допускают грубые ошибки. В описательной части характеристик все детали изложены правильно, но ошибку допускают при обобщениях, т.к. не имеют эталонов для сравнения (нет системы, теории). Например, наблюдением за менеджерами выяснили, что среди них большинство относится к ISTJ и этот тип назвали менеджером. Это обобщение означает, что если вы - ISTJ, то вы - менеджер. Это утверждение является адекватным прогнозом, т.к. касается стабильного типа. Относительно дестабильных типов их обобщения являются ошибочными. Например, наблюдением за школьными учительницами установили, что среди них преобладает психологический тип ENFP и назвали его педагогом (или журналистом). Дело в том, что ENFP соответствует крайнему состоянию логического дестабильного типа - L60D80 и квалифицируется как истероидная психопатия или маниакально-депрессивный синдром в легкой маниакальной фазе. Такой человек неосознанно стремится быть в центре внимания любыми средствами. Это - человек зеркало. Окружающую психологическую атмосферу отображает в себе зеркально. Чужие эмоции воспринимает как свои и переживает как собственные. Поэтому с детьми хорошо играет, становится еще одним ребенком. Это создает впечатление хорошего педагога. На самом деле, такой человек обладает психологией разрушения, является бездуховным и в экстремальной ситуации не задумываясь пожертвует жизнью ребенка. Следует отметить, что в книге Кригера ("16 дорог любви") о таком типе говорится, что "иногда может оставить больного ребенка в беспомощном состоянии". Авторы видимо наблюдали такие факты проявления явной бездуховности, но не смогли осознать и обобщить. Для них важно, что среди учителей множество таких и, поэтому, если в результате тестирования человек оказался ENFP, то его назовут творческим человеком и педагогом, а не истероидным психопатом, склонным к бездуховным поступкам.

Айзенк сумел построить систему для 4-х психотипов Галена. Он изобразил психологическое состояние человека в виде функции двух аргументов (степени невротики и экстраверсии-интроверсии) и построил двумерную схему (круг Айзенка). Для сравнения допустим, что экстраверсия соответствует логике (левополушарному свойству); интроверсия соответствует интуиции (правополушарному свойству); низкая степень невротики соответствует стабильности; высокая степень невротики соответствует дестабильности. При этом, если круг Айзенка отобразим сверху вниз и слева направо, то получим точное соответствие с авторской типологией на основе асимметрии мозга в упрощенном виде (рис 1.15).

 
 

 

Рис.1.15. Сравнительный анализ "Круга Айзенка".

 

Роль круга в схеме Айзенка не ясна. Можно было бы все рассуждения Айзенка отобразить в прямоугольных координатах. Может быть Айзенк интуитивно почувствовал, что крайности сходятся и прямоугольные координаты искривляются в крайних значениях этих 2-х параметров. Если Айзенк развил бы эту идею, то пришел бы к идее сходимости крайностей и нашел бы еще 4 психологических типа, которые как раз являются основными, а также смог бы описать необычные состояния людей (см. раздел: "Основы характеристик психологических типов").

Обобщение известных типологий и сведение их к одной схеме (рис.1.16) на основе авторской типологии наглядно показывает, что известные типологии представляют собой частные случаи одной общей закономерности, которая легко выводится на основе доминирования одного из полушарий головного мозга и степени стабильности связи между ними.


Рис. 1.16. Таблица сравнительной типологии

 

Из попыток построения объективной типологии следует выделить работы И.П. Павлова. В.типологии Павлова, основанной на равновесии или не равновесии двух сигнальных систем, выделяется три "специально человеческих" типа: мыслительный, художественный и средний. Он же, исходя из различия в свойствах возбудительного и тормозного процессов, выделял четыре типа, соответствующих четырем темпераментам по Гиппократу-Галену:

сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

сильный, неуравновешенный - холерик;

слабый - меланхолик.

По поводу трех типов Павлова нужно сказать следующее. Видимо, Павлов предполагал, что мыслительный и художественный являются противоположными типами. Поэтому допускает существование третьего типа - среднего между ними. Это предположение делается по аналогии логики и интуиции. Мыслительность относят к логике, а художественность - интуиции (Юнг считает также). На самом деле, в этих рассуждениях допущены неточности принципиального характера.

Художественность относится к творчеству и является одним из двух основных проявлений творчества - научного и художественного. Механизм творчества един. Творчество заключается в сотворении нового на основе описания на логическом (символьном) языке интуитивно воспринятых образов реального мира. Творческий процесс является одинаковым для научного творчества и для художественного творчества. Разница проявляется только на этапе описания (оформления) результата сотворения на конкретном логическом языке. Например, на языке математики или на языке нот. Таким образом, для творчества (в том числе художественного) требуется гармоническое сочетание логики и интуиции, гармония личности. Поэтому, художественное творчество (художественность) не может быть определено как свойство интуиции и противопоставлено логике (мыслительности).

В свою очередь, мыслительность вовсе не является функцией логики (левого полушария). Мыслительность заключается в обдумывании планов, планировании (вначале думает, потом делает) и, поэтому, связана со стабильностью психических процессов, гармонией личности, гармоническом сочетании логики и интуиции. Мыслительность связана с творчеством и обеспечивает творческий процесс, в частности художественный творческий процесс (не путать с иррациональным искусством).

Таким образом, мыслительность и художественность являются свойствами одного направления. Оба эти свойства характеризуют гармоничного, творческого человека (стабильного типа) и не могут служить достаточным основанием для деления людей на различные психологические типы.

По поводу 4-х типов Павлова нужно сказать следующее.

Сангвиника действительно можно считать сильным, уравновешенным и подвижным (тактиком);

Флегматика также можно считать сильным, уравновешенным и инертным (стратегом);

Холерика действительно можно считать неуравновешенным, но вряд ли можно его считать сильным. Холерик является раздраженным, импульсивным, агрессивным. Но эти свойства вовсе не указывают на сильную личность. Внешняя агрессия является результатом внутреннего (вытесненного в подсознание) страха. В сознании у него появляется обратное чувство превосходства над другими. Это чувство толкает его на поиски преимущества, что приводит к агрессии и столкновениям. Холерик имеет низкую степень гармонии личности и подвержен жизненным потрясениям и болезням. Ум у него распущен, а дух подавлен. Распущенный ум (изворотливый, изощренный, дерзкий) создает впечатление силы, но это всего лишь иллюзия. У холерика нет собственных устойчивых принципов и чувства индивидуальной ответственности за прошлое. Он не является индивидуумом, субъектом, личностью. Он является слабым как личность. Поэтому, определение холерика как сильного типа недостоверно.

Меланхолика можно считать слабым, но этого определения совершенно не достаточно для его характеристики. Меланхолик и холерик являются одинаково слабыми людьми по степени гармонии личности. Но, меланхолик является индивидуумом. Он способен на достижение нового и оригинального результата. Слабость меланхолика заключается в том, что его идеи нереальны, иллюзорны, иррациональны. Поэтому в практической жизни он не может проявить быстроту ума, хватательный рефлекс и здравый смысл. Он способен на иррациональное искусство. Меланхоликов нередко считают сильными личностями из-за оригинальности в иррациональном искусстве. Например, художников абстракционистов и импрессионистов.

В целом в типологии И.П.Павлова не хватает однозначности и системности, но он заслуживает благодарности и уважения за попытку объективизировать типологию на основе изучения деятельности мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.023 с.)