Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стремление к преимуществу над другими людьми: зависть – месть – жадность - честьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Написание данного раздела не входило в мой план. Он написан по случаю. Мой младший сын - Арчил учится в 5-м классе. У него возникли трудности в написании задания по граждановедению. Я начал читать учебник, и был поражен содержанием разделов «Зависть», «Честь», «Жадность» и др. («Граждановедение». Я.В.Соколов, 5 класс, М., 1998). Приведем частичный анализ этого учебника и, заодно, поясним понятия: Зависть, месть, жадность, честь и связи между ними. Очевидно, что задача граждановедения связана со следующими понятиями: конституция, гражданство, гражданское общество, гражданские обязанности, права и свободы. В частности, с помощью учебника нужно научить детей как жить безопасно в гражданском обществе на основе общего закона (конституции) путем осознания гражданских (в том числе детских) обязанностей, прав и свобод. Судя по учебнику, автор не понимает эту задачу. Учебник представляет собой религиозно-философскую кашу из идолопоклонства, язычества и философских цитат сомнительной ценности. Создается впечатление, что автор хочет удивить детей и педагогов своей философской эрудицией. Как бы хочет сказать: «Вы ничего не поймете, но я скажу». Автор, увлеченный этой сверхценной идеей, местами излагает исключительно опасные для детской психики мысли. Например, в разделе «Честь дороже жизни» проповедуется языческое жертвоприношение в виде самоубийства. Честь связывается с гордыней, а мазохизм – с героизмом. Ставится под сомнение ценность жизни. Жизнь объявляется относительной ценностью. Детям внушается, что есть множество ситуаций, когда жизнь обесценивается и, поэтому, свою жизнь можно и нужно принести в жертву этой ситуации. На фоне увеличения числа детского самоубийства, что наблюдается в нынешней России, такое внушение может усугубить проблему. В целом в книге, по всей вероятности, ставится задача морального воспитания детей. Проповедуются некие моральные принципы. Следует отметить, что школа не должна заниматься проповедью морали детям. Не важно какой: языческой, христианской, мусульманской, иудейской, буддистской, коммунистической, общинной, или «сборной солянкой» из моралей, как это сделано в учебнике. Мораль является относительной ценностью. Она относится к форме психики человека, то есть – укладу жизни предков и формируется в течение веков. Форма психики достается человеку по наследству, ее невозможно изменить быстро, можно только сломать. Это – корни человека. Невозможно объединить людей путем объединения корней. В лесу много деревьев. У каждого дерева собственные корни, а общее у них - свет. Так и люди. У каждого человека или социума есть своя форма психики (свои корни), а общее у всех людей – общечеловеческие непреходящие ценности (свет). Единство содержания существует при разнообразии форм. Так устроена природа. Содержанием психики всех людей на земле является истина, абсолютные ценности жизни. Человеку не дано полностью постичь абсолютную истину, но некоторые абсолютные ценности известны и к ним, безусловно, относится жизнь человека. Объединение людей с помощью конкретной морали имеет место в некоторых религиозных государствах. Это нередко приводит к фанатизму и экстремизму. Фашистские режимы также основывались на общинной морали. В цивилизованных странах люди стараются объединиться с помощью общего закона – конституции, а не с помощью относительной морали какого-нибудь этноса. Россия относится к цивилизованным странам. Поэтому, лучше приобщить детей к основному закону страны – конституции, гражданским обязанностям, правам и свободам. А также объяснить законные способы самозащиты и безопасности жизни. Именно в этом заключается предмет граждановедения. Данный учебник нередко предлагает детям в качестве эталона весьма сомнительные ценности. Например, в качестве эталона для подражания детям предлагается философия Шопенгауэра. Если дети поверят в это и изучат философию Шопенгауэра, то они могут принять для подражания, например, следующее утверждение Шопенгауэра о женщинах: «Уже вид женской фигуры учит, что женщина не пригодна ни к большой духовной, ни к физической работе… Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый и коротконогий пол может быть назван прекрасным только затуманенным половым инстинктом мужским интеллектом; с большей справедливостью женский пол можно назвать неэстетичным; только чистое обезьянничание для удовлетворения их кокетства…» (Schopenhauer, 1908). Любопытно, как изменится после этого отношение детей к своим матерям и учительницам? В учебнике есть множество заблуждений. Рассмотрим некоторые из них. Жадность. В учебнике жадность представлена как стремление к овладению материальными ценностями, накопительству (ассоциируется со скупостью). На самом деле жадность характеризуется не только и не столько желанием овладеть материальными ценностями. Целью жадности является получение преимущества над кем-то или над чем-то путем надругательства, поглощения, порчи, разрушения. Символом жадности является волк, который может испортить сто овец и не съесть ни одной (только выдирает глотку). Жадный вовсе не является скупым. Скупой копит, а жадный портит. Например, скупым может быть ростовщик, который тихо, тайно наслаждается накопленными деньгами, а жадным является бандит или разбойник, который может испортить награбленное, растранжирить, раздарить, нагло и надменно демонстрируя свое преимущество. Когда бандит грабит, его главной целью является не овладение материальными ценностями, а унижение владельца, надругательство над ним, получение преимущества, одержание победы в игре. Грабеж для него, в первую очередь, игра, в которой он должен победить. Если вы не хотите стать жертвой бандита, насильника (жадного человека), то не играйте с ним. Не будьте противоположной стороной. Тогда игра станет невозможной, и бандит потеряет (не проявит) к вам интереса. Не имейте по отношению к нему никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. К жадности не следует иметь никакого отношения. Психологическим основанием жадности является неосознанное чувство собственной неполноценности и внутренний страх, порождающий внешнюю агрессию. Зависть. В учебнике не приводится пояснение зависти (нет формулировки). Говорится только о том, что зависть – это плохое качество, причиной которой является бедность. Это сильное заблуждение. Зависть может возникнуть и у богатого человека по отношению к бедному. Например, богатый человек не желает, чтобы у другого появилось хоть какое-то имущество потому, что завидует его честности. Бедность не может быть причиной зависти, а только следствием и то, далеко не всегда. Здесь причина подменяется следствием. Точнее сказать, автор видит только одно из возможных следствий зависти и не может вникнуть в причину. Приведем определение зависти. Зависть есть желание лишить другого человека преимущества над собой. Здесь подразумевается лишение не только материального преимущества, а, главным образом, морального. В пассивной форме зависть связана с депрессией, уныньем. В активной форме зависть связана с местью. Месть есть реализация зависти. Зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми: Зависть - желание лишить преимущества. Месть - процесс лишения преимущества. Жадность - свойство получать преимущество. Зависть - состояние. Месть - процесс. Жадность - свойство. Отсюда вытекает взаимосвязь: Человек входит в состояние зависти, совершает месть и обретает жадность. Из вышесказанного следует правило: У духовно нищего человека вначале возникает зависть, т.е. - желание лишить другого преимущества, потом путем мести лишает другого преимущества и, наконец, при многократном повторении первых двух этапов, обретает свойство жадности - необходимость постоянного получения преимущества путем разрушения (маниакальное состояние). Зависть связана с осознанным страхом собственной неполноценности. Месть возникает после вытеснения этого страха в подсознание. При этом в сознании возникает обратное чувство: я лучше всех! После этого начинается театральное, демонстративное поведение, агрессия. Зависть – это пассивное состояние страха перед будущим, чувство неуверенности и социальной неполноценности по сравнению с другими людьми. Зависть ослепляет человека и лишает его будущего. Человек не может осознать собственное состояние зависти: если его обвинить в проявлении зависти, то он объяснит свое поведение благородным мотивом. Поэтому, зависть является коварной и незаметно разъедает сущность человека изнутри. Есть старая философская притча, поясняющая зависть. Бог спустился с неба на землю и оказался в одной стране. Видит: сидит человек и плачет. - Почему плачешь? - У соседа есть деньги, золото. - Чего хочешь? - Сделай так, чтобы у меня тоже было. С тех пор у жителей этой страны есть богатство. Пошел Бог дальше и пришел в другую страну. Видит: сидит человек и плачет. - Почему плачешь? - У соседа есть хлеб, вино, гостей принимает. - Чего хочешь? - Сделай так, чтобы у меня тоже было. С тех пор у жителей этой страны есть хлеб-соль и они гостеприимны. Пошел Бог дальше и пришел в третью страну. Видит: сидит человек и плачет. - Почему плачешь? - У соседа есть хорошая изба, коровы, куры. - Чего хочешь? - Сделай так, чтобы у него тоже не было. С тех пор жители этой страны живут бедно. В этой древней притче раскрыта сущность зависти. Это - желание лишить другого преимущества над собой. Она показывает, что бедность является следствием зависти, а не ее причиной. Настоящей причиной зависти является слабость человека, его духовная нищета. К зависти ведет подавление здравого смысла и практического ума, что, в свою очередь, приводит к появлению нереальных идей. Таким образом, зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми для компенсации чувства собственной неполноценности, а не для того, чтобы реализоваться в жизни. Для того, чтобы реализоваться в жизни и выполнить назначение жизни человека на земле не требуется получение преимущества над другими. Разве Бетховен создавал музыку для того, чтобы получить преимущество над другими? Разве Ньютон открывал законы природы для того, чтобы получить преимущество над другими? Разве Чехов писал рассказы для того, чтобы получить преимущество над другими? Они стремились познать гармонию окружающего мира и сотворить духовное наследие человечества – жизненную энергию будущего, в чем, собственно говоря, и заключается смысл жизни человека на земле. Многие люди выполняют свое назначение и создают жизненную энергию будущего при помощи более простого и естественного способа: путем воспроизводства себе подобных и воспитания детей как гармоничных личностей, а также благотворительностью, проявлением жалости к беспомощным и творением добра. Все это приравнивается к творческому труду. Честь. Честь есть заранее присвоенное чувство преимущества, поддерживаемое данным обществом. Человеку оказывают (отдают) честь и этим подтверждают его преимущество по сравнению с другими людьми (уважают его). Как уже было отмечено, жадность – это свойство, при котором постоянно требуется получение преимущества над другими путем разрушения, порчи. Но, если преимущество над другими людьми присвоено заведомо и закреплено определенными чинами и регалиями, то это создает честь – чувство преимущества. При этом может сформироваться свойство честолюбия. Честолюбивым является человек, который любит честь. Точнее – который любит, чтобы ему оказывали (отдавали) честь. Честь (чувство преимущества) требует постоянного поддержания, одобрения, признания, уважения со стороны других людей, т.е. – социальной пищи (см. раздел: главный психологический наркотик). Как уже было отмечено, желание компенсировать чувство собственной неполноценности порождает желание получить преимущество над другим человеком, т.е. – зависть. Процесс этой компенсации есть месть, а компенсация – жадность. Если честолюбивому человеку не оказали честь, т. е. не дали ему почувствовать заранее присвоенное преимущество, то у него может возникнуть чувство неполноценности и необходимость его компенсации. Он может прибегнуть к активным способам получения преимущества. У него может возникнуть желание получить преимущество (зависть), далее он может начать поиск и реализацию преимущества (месть) и, наконец, он может приступить к получению преимущества путем разрушения (жадность). То есть, он может вернуться к предыдущим состояниям получения преимущества, стать агрессивным и вернуть честь путем разрушения, порчи, уничтожения. Получаются следующие этапы: Зависть - желание преимущества. Месть - поиск преимущества. Жадность - получение преимущества. Честь - чувство преимущества.
Зависть - состояние. Месть - процесс. Жадность - свойство. Честь - чувство.
Честь (чувство преимущества) ошибочно связывают с честностью. Честность есть готовность творить добро при помощи истины, совести, гармонии, любви и веры. Для творения добра не требуется чувство преимущества над другими людьми. Поэтому честь непосредственно не связана с честностью. Честь обычно отождествляют с достоинством. Но, это – заблуждение. Достоинство есть ощущение в себе человеческой сущности. Говорят «Честь дороже жизни». Но достоинство - не дороже жизни. Достоинство есть жизнь. Достоинство человеку нужно для того, чтобы жить достойно и выполнить свое назначение, а не погибнуть. Честь нуждается в подтверждении путем предоставления преимущества со стороны других людей. Достоинство есть внутреннее состояние, ощущение в себе общечеловеческих обязанностей, непреходящих ценностей, истины. Поэтому, достоинство связано с совестью. Достоинство не нуждается в подтверждении со стороны других людей. Оказание чести есть подтверждение преимущества. Если человеку не оказали честь, не подтвердили его честолюбие, то он лишается чести. Но, человек не лишается достоинства, если нет подтверждения извне. Честь больше связана с гордыней. Честолюбием человек подтверждает свое социальное положение (преимущество). Для сохранения достоинства человеку не обязательно требуется общественное положение. Достоинство помогает человеку быть человеком в любых обстоятельствах и положениях. Человек может потерять честь в определенной ситуации, но сохранить достоинство и продолжить творческий, созидательный труд. Приведем примеры. У Чижевского отняли честь – посадили в тюрьму. Но, он не потерял человеческое достоинство и продолжил трудиться творчески. Находясь в заключении, он сотворил духовное наследие в виде научных открытий, которыми сегодня пользуется все человечество. Выражение «Честь дороже жизни» отражает нехватку практического ума. Пушкину сказали: за твоей женой ухаживает Дантес. Это оскорбляет твою честь. Пушкин, движимый принципом «Честь дороже жизни», вызвал Дантеса на дуэль. Так был спровоцирован и убит великий русский поэт. Великий английский физик Ньютон, как-то вечером, гулял по улицам Лондона. Неожиданно ему дорогу преградил пьяный верзила и грозно сказал: - Я, дуракам, дорогу не уступаю! - А, я – наоборот. Сказал Ньютон и уступил ему дорогу. Может быть, Пушкину надо было уступить дорогу жадному Дантесу и недостойной Наталии. Говорят, что умный человек всегда найдет выход из опасной для жизни ситуации, а мудрый – не попадет в нее. К великому сожалению для всего человечества, у Пушкина в той трудной ситуации не хватило мудрости, чтобы не ввязываться в драку и не хватило ума, чтобы убить Дантеса. Можно ли сказать, что Ньютон, упустив честь в той дорожной ситуации, перестал быть достойным человеком? Таким образом, можно сделать вывод: - возможно потерять честь, но сохранить достоинство, - возможно сохранить честь, но потерять достоинство. Например, если бы Ньютон убил того человека, который не уступил ему дорогу и назвал его дураком, то он сохранил бы честь, но потерял бы достоинство. Между честью и достоинством есть определенная связь. Честь есть чувство ложного достоинства. Если человек потерял достоинство, то он не сможет вернуться к достоинству с помощью чувства преимущества (чести), а только – с помощью чувства гармонии (любви). Изложенное выше понятие чести человека, может быть распространено на группы людей, общины, государство и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.008 с.) |