Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ануашвили А.Н. Основы психологии – УДК.007.15.001.57 Издательство Международного института управления, психологии и психотерапии. Варшава, Москва, 2002

Поиск

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

2-е издание

дополненное и переработанное

Научные и философские основы психологии:

- физическая модель мозга;

- модель психики человека на основе асимметрии мозга;

- модель взаимодействия человека с окружающим миром;

- объективная типология на основе колебательных процессов в мозге;

- женское и мужское начало;

- психология антисоциальных явлений;

- философские основы психологии;

- абсолютные и относительные ценности;

- духовность, творчество, наука;

- видео-компьютерная психодиагностика и психокоррекция.

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

(МОСКВА)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

(ВАРШАВА)

 

ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА учрежденный ИПУ РАН

(МОСКВА)


А.Н. Ануашвили

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

2-е издание

дополненное и переработанное

Москва, Варшава, 2002

Ануашвили А.Н. Основы психологии – УДК.007.15.001.57 Издательство Международного института управления, психологии и психотерапии. Варшава, Москва, 2002

В книге дается обобщение, систематизация и формализация знаний в области психологии, физики и философии с применением основополагающих положений теории информации и управления с целью создания научных основ психологии (объективной психологии).

Разработаны: модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром, объективная типология и объективные психологические характеристики. Исследованы вопросы формы и содержания психики человека, женского и мужского начал и психологии антисоциальных явлений.

Исследованы: закономерности восприятия информации человеком и механизм психологической защиты человека от информации, причины возникновения хаоса в обществе и личности.

Установлены: закономерная связь между колебательными процессами в мозге и психологическим типом человека, закономерность отражения на фазовом портрете человека состояния двух полушарий головного мозга и свойство психо-физиологической саморегуляции человека на основе зрительной биологической обратной связи.

Рассмотрены философские понятия: степень гармонии личности, сущность человека, обязанности, данные человеку от природы, абсолютные и относительные ценности, цель жизни человека, духовность, наука, творчество. Сформулированы непреходящие общечеловеческие ценности, как способы гармонического сочетания человека с окружающим миром.

Приведено описание видео-компьютерной системы психодиагностики и психокоррекции и ее практического применения в госслужбах, медицинских центрах, космосе.

Книга может представлять интерес для специалистов по теории информации и управления, психологии, психотерапии, психо-физиологии, биофизике, философии, медицине, педагогике, а также для широкого круга читателей.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение  
ГЛАВА 1. Научные основы психологии  
1.1. Модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром  
1.1.1. Волновая модель мозга  
1.1.2. Модель психики человека на основе функциональной асимметрии мозга  
1.1.3. Модель взаимодействия человека с окружающим миром  
1.1.4. Анализ формы и содержания психики с учетом психологической установки Узнадзе и бессознательного психического Фрейда  
1.2. Объективная типология на основе закономерной связи между психологическим состоянием человека и состоянием двух полушарий его головного мозга.  
1.2.1. Краткий обзор известных типологий  
1.2.2. Объективная типология и "Способ определения психологического типа по Ануашвили"  
1.2.3. Варианты устройств определения психологического типа по вышеизложенному способу  
1.2.4. Основы характеристик психологических типов с учетом логического и интуитивного начал и созидающих и разрушающих сил природы  
1.2.5. Разработка универсальной таблицы психологических типов  
1.2.6. Сравнительный анализ типологий  
1.3. Закономерности восприятия информации человеком  
1.3.1. Два канала восприятия информации человеком из внешнего мира  
1.3.2. Психологическая защита человека от информации  
1.3.3. Примеры психологической защиты человека от информации  
1.3.4. Психологический иммунитет  
1.3.5. Восприятие времени  
1.3.6. Ощущение готовности к знанию и умению различными психологическими типами  
1.4. Психология антисоциальных явлений  
1.4.1. Склонность различных психологических типов к антисоциальным явлениям  
1.4.2. Психология агрессии  
1.4.3. Психология террора  
1.4.4. Мошенники и жертвы  
1.4.5. Стремление к преимуществу над другими людьми: зависть – месть – жадность – честь  
1.5. Психологические причины возникновения хаоса в личности и обществе  
1.5.1. Идолопоклонство  
1.5.2. Преувеличение роли личности  
1.5.3. Главный наркотик и наркомания с точки зрения психологии  
1.6. Два начала человека – женское и мужское  
1.6.1. Содержание и форма мужского и женского начал  
1.6.2. Объяснение уклада жизни женщины и мужчины  
1.6.3. Заблуждения по поводу женского и мужского начал  
1.6.4. Сотворение материи будущего при гармоническом сочетании мужского и женского начал (семья, дети, воспитание)  
1.7. Управление и психология.  
1.7.1. Связь между управлением и психологией  
1.7.2. Задача управления в психологии  
1.7.3. Необычность человека, как объекта управления  
Выводы к гл.1  
ГЛАВА 2. Философские основы психологии  
Введение к философским основам психологии  
2.1. Непреходящие общечеловеческие ценности  
2.1.1.Философская формула жизни и абсолютные ценности на основе теории восприятия информации и управления  
2.1.2 Абсолютные принципы жизни  
2.2. Духовные аспекты психологии  
2.2.1. Что такое духовность  
2.2.2. Возможно ли определение Бога и изучение технологии иного мира с помощью науки  
2.2.3. Духовность и наука  
2.2.4. В чем заключается главный выбор человека  
2.2.5. Склонность различных психологических типов к семи смертным грехам  
2.3. Творчество и искусство  
2.3.1. Проекция творчества и искусства на схему психологических типов  
2.3.2. Как отличить реалистическое творчество от иррационального искусства и ремесла  
2.3.3. Научное творчество  
2.3.4. Состав творческого коллектива с точки зрения психологических типов  
Послесловие к гл.2  
ГЛАВА 3. Метод видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции (ВКП)  
3.1 Сущность метода видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции и его практическое применение  
3.2. Образец психологической характеристики, прогнозов и рекомендаций, выдаваемых компьютером в результате ВКП  

 

Введение

 

В психологии, психотерапии не существует единого системного подхода к созданию модели психики человека на основе объективных данных с учетом закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой, другими людьми. Не существует также универсальной, объективной типологии.

Существуют различные психологические школы. Часто последователи одной школы не признают исследования других школ. Учения разных школ противоречивы друг другу и противоречивы внутренне. Эти учения не выстроены строго логически, не систематизированы и не приведены к единому началу. Они основываются на наблюдениях, умозрительных заключениях и попытки их обобщения не привели к построению единой теории.

Президент Европейской ассоциации психотерапии В.В.Макаров в своей книге пишет следующее: «Каждая школа психотерапии, создавая свои метафоры, разрабатывает специфический язык, особую карту психологического пространства… Каждая из многочисленных школ твердо держится за свои методы. Взаимообогащение идеями наблюдается в редких случаях» (В.В.Макаров. Психотерапия нового века. Москва, ОППЛ, 2001).

Получается, что существует множество эталонов для оценки человека. Но понятие человека подразумевает наличие единой сущности, т.к. все люди находятся под воздействием одних и тех же законов природы. Законы природы не противоречат друг другу, а гармонически сочетаются между собой. Это означает, что все закономерности имеют одно общее начало – закономерное начало природы.

Указанный выше кризис в психологии и психотерапии обусловлен недостаточным использованием объективных методов исследования и возможностей обобщения предыдущего опыта на основе научного творчества. Другими словами, эти проблемы связаны с недостаточным использованием научных методов исследования, физических и математических моделей, системного подхода, из-за чего психология и психотерапия больше напоминают искусство или ремесло, чем науку.

Известно, что наука изучает закономерности природы. Для того, чтобы психологию и психотерапию поставить на фундаментально-научную основу, необходимо человека рассматривать как часть природы и взаимодействие человека с окружающим миром - как закономерности природы.

В данной книге применен интегрированный подход к построению модели психики человека и его взаимодействия с окружающей средой. Психические процессы и процессы взаимодействия человека с окружающей средой рассмотрены как информационные процессы и процессы управления с использованием физического, математического, биологического (биологической обратной связью), медицинского, психологического, философского и духовного аспектов.

В частности, предложены: модель взаимодействия человека с окружающей средой, отображающая наличие осознанного и неосознанного каналов получения информации, модель психики человека на основе асимметрии мозга, волновая модель мозга, объективная типология и др. Указанные модели объясняют процесс получения качественной информации человеком через неосознанный канал путем осознания на языке логики интуитивно воспринятых образов реального мира. Пояснены следующие понятия: логика, интуиция, гармония, цензура сверхсознания, образы, информация и др. Поясняется причина искажения получаемой информации в виде психологической защиты человека от информации. Все модели соединены в систему взаимодействия психологических типов с природными силами в зависимости от согласованности двух начал человека – логики и интуиции.

Исходя из физико-математических моделей, выведено понятие «степень гармонии личности» как степень психологического иммунитета человека от жизненных потрясений и болезней. Трехмерное компьютерное моделирование этого понятия позволило наглядно представить изменение степени гармонии личности в зависимости от доминирования одного из полушарий головного мозга человека и стабильности связи между полушариями. Это позволило определить основные психологические типы и их характеристики.

Кроме научных основ, рассматриваются философские и духовные основы психологии. На основе разработанных моделей и общих представлений об управлении, сформулированы абсолютные ценности, как способы гармонического сочетания человека с окружающим миром. Сформулированы понятия духовности, науки, творчества и определена взаимосвязь между ними. Поясняется назначение жизни человека на земле с точки зрения физики, психологии, философии и духовности. Пояснены причины возникновения хаоса в личности человека и обществе на основе таких явлений, как идолопоклонство и психологическая защита человека от информации (подмена информации социальной пищей).

Установлены: закономерность проявления на лице человека состояния двух полушарий головного мозга и свойство психофизической саморегуляции человека.

На основе созданной теории разработаны технические решения для объективного определения доминирования одного из полушарий головного мозга, согласованности колебательных процессов в полушариях и психологического типа человека. В частности, создан первый в мире объективный инструмент для психолога и психотерапевта - видео-компьютерная система психодиагностики и психокоррекции, которая успешно используется в России и за рубежом в государственных службах, в медицинских клиниках, психологических центрах и в космосе.

Введение

При разработке моделей мозга обычно основываются на изучении его физиологии и морфологии. Изучение электрических свойств нейрона позволило разработать его электронную модель и принципиальную электрическую схему - электронную ячейку, аналог нейрона. Осталось только соединить между собой несколько миллиардов таких ячеек и получится аналог мозга человека - электронный мозг, искусственный интеллект, искусственный человек, антропоморфный робот. В 70-х годах ученые предполагали, что такой робот, обладающий искусственным интеллектом, будет способен полностью воспроизвести человеческие творческие способности, заменить человека творца - сочинять классическую музыку, стихи, литературные произведения, делать научные открытия, т.е. сотворять духовные ценности, духовное наследие человечества. Но, как показало время, все эти "проволочные" модели мозга не могут объяснить неосознанные психические процессы, функциональную асимметрию мозга, подсознание, сверхсознание, интуицию, без которых невозможно объяснить механизм творческого процесса. С помощью "искусственного интеллекта" возможно создание играющих логических автоматов с конечным числом вариантов, например шахматный компьютер, но невозможно объяснить получение человеком принципиально новой информации (которой нет в книгах и головах других людей).

Известные модели психики человека учитывают ее различные структуры: осознанное психическое и бессознательное (Фрейд), архетипы и коллективное бессознательное (Юнг), психологическую установку (Узнадзе), трехуровневую структуру психики - сознание, сверхсознание, подсознание (Симонов). Но, при этом не установлены четкие взаимосвязи между всеми элементами указанных структур, они не выстроены логически и не приведены в единую, универсальную систему, основанную на объективных исследованиях с учетом асимметрии мозга.

При исследовании взаимодействия человека с окружающим миром целесообразно учесть, что человек является частью природы и необходимо рассмотреть взаимодействие человека с окружающим миром как закономерности природы.

В данном разделе представлены: физическая (волновая) модель мозга на основе теории колебаний, модель психики человека с учетом сознания, сверхсознания, подсознания, формы и содержания психики, а также модель взаимодействия человека с окружающим миром.

 

Волновая модель мозга

Известно, что человеческий мозг генерирует волны (колебания). В частности, мозг излучает электромагнитные волны и это явление используется в электроэнцефалографии.

В предлагаемой модели два полушария головного мозга человека рассматриваются как два самостоятельных генератора колебательных процессов (волн).

(1)   (2)
 
 

Колебательные процессы, происходящие в полушариях, запишем следующим образом:

В формулах (1) и (2)

 
 

 

- амплитуда колебаний, соответственно, в левом и правом полушариях,
A
A
l
r
и

 
 

       
   

 
 
l

 


 
Условия когерентного пересечения двух колебательных процессов, выраженных формулами (1) и (2), подразумевает перемножение сопряженных величин при совпадении частот -

 
 

Мгновенное значение результата когерентного пересечения колебательных процессов (1) и (2) запишется как

 
 
(3)


 
В формуле (3)

                       
   
=
 
f
 
       
-
       
l
 
 

 

 


и представляет собой разность фаз колебательных процессов, происходящих в левом и правом полушариях.

С физической точки зрения, при пересечении двух когерентных колебаний возникают т.н. стоячие волны интенсивности. Эти волны представляют собой пространственную интерференционную структуру, которая при регистрации в чувствительной среде образует голограмму.

I
c
– представляет собой интенсивность интерференционной структуры и определяет ее контраст (эффективность).

Степень когерентности колебательных процессов в полушариях определяется как среднее значение интенсивности указанной интерференционной структуры (когерентная компонента).

(4)      

В (4) Т есть время усреднения, значение которого соответствует времени экспозиции (времени формирования интерференционной структуры в чувствительной среде).

Если в процессе формирования интерференционной структуры (за время усреднения Т) параметры двух колебательных процессов не меняются и разность фаз является

постоянной величиной -

Df = const,


 
то среднее значение интенсивности (когерентная компонента) будет равняться ее мгновенному значению, будет максимальной (для данного значения разности фаз) и постоянной:

Если же параметры двух колебательных процессов меняются за время усреднения (Т), то когерентная компонента будет уменьшаться. Например, если фазы колебательных процессов в левом и правом полушариях меняются случайно, то разность фаз тоже будет случайной величиной.

Это обстоятельство может привести к случайному знакопеременному изменению подынтегрального выражения в (4) и когерентная компонента - С будет стремиться к нулю.

В статье: Anuashvili A. N. New Principle of Moving Object Image Reception. (CIS Selected papers: Coherent Measuring and Data Processing Methods and Devices. Volume 1978, pp.147-155. Published by SPIE - The International Society for Optical Engineering, Bellingham, Washington, USA, 1993) приведен вывод математической формулы, отражающей характер уменьшения интенсивности голограммы в зависимости от изменения разности фаз опорной и предметной волн за время экспозиции. Как следует из указанной статьи, когерентная компонента в результате изменения разности фаз будет уменьшаться от своего стабильного значения до значений, близких к нулю по синусоидальному закону:

 
 

Изменение разности фаз, согласно данной модели, связано с движением источника колебаний внутри полушария. Максимальное значение С и стабильность разности фаз имеет место в том случае, когда источники колебаний обоих полушарий расположены стабильно в центре мозга в месте соединения двух полушарий в непосредственной близости друг от друга. Из этого исходного положения источник колебаний может начать движение к периферии полушария. При этом разность фаз будет меняться и значение С уменьшится вследствие нарушения когерентности колебаний в двух полушариях.

Если в данном полушарии источник колебаний движется и, соответственно, отдаляется от исходного положения к периферии, то в формировании когерентной компоненты (С) доминировать будет другое полушарие, т.к. амплитуда колебаний данного полушария уменьшится в области формирования стоячих волн (в области биомембраны). Другими словами, интенсивность стоячих волн в большей степени будет определяться другим полушарием.

(5)
 
Доминирование одного из полушарий может быть определено величиной перемещения источника колебаний за время экспозиции или пропорциональной величиной - разностью амплитуд колебательных процессов, происходящих в полушариях (в области формирования стоячих волн интенсивности):

 
 

Таким образом, в волновой модели мозга выделяются два основных параметра:

Доминирование одного из полушарий (разность амплитуд),

Стабильность связи между полушариями (когерентность).

При этом, второй параметр, как это будет показано

ниже, имеет гораздо более существенное значение для психики человека, чем первый.

 

Примеры психологической защиты человека от информации.

 

Приведем несколько примеров психологической защиты человека от информации.

Вспомним басню Эзопа «Лиса и виноград». Лиса смотрит на виноград. Виноград зрелый. Но, лиса не воспринимает эту информацию. Она воспринимает искаженную информацию: «Виноград не зрелый. Если я съем, то у меня будет расстройство желудка». И лиса уходит под благородным мотивом сохранения своего здоровья. Мы же с вами знаем, что лиса не может достать виноград – у нее не хватает энергии. В этой древней басне заложен механизм психологической защиты от информации.

Приведем пример из медицинской практики. Женщина привела свою трехлетнюю дочь вечером в больницу. Врач говорит: у вашей дочки признаки воспаления легких, советую оставить ее в больнице; пусть ночь проведет под присмотром врачей; утром приходите, и решим вопрос, где лечить, в больнице или дома. Мать приходит утром. Врач выходит и говорит: ваша дочка ночью умерла. Мать отвечает: пойду на рынок, куплю фрукты дочке, она фрукты любит и, как раз, через час вернусь. И ушла. В этом примере также присутствуют: искажение информации, благородный мотив для действий и неадекватное поведение.

Вот еще один пример психологической защиты путем перехода в мир иллюзий. Одна женщина не имела детей. У нее были болезни органов. Но, она очень хотела иметь детей. Однажды утром она заявила своим родным: «Я ночью родила ребенка». Ее поместили в сумасшедший дом. Через 3 месяца врач психиатрической клиники говорит: она чувствует себя хорошо, все болезни прошли. Утром она приходит ко мне в кабинет и говорит: врач, я ночью родила ребенка. Мы говорим: какой у вас хороший ребенок! Она весь день ходит счастливая, ночью хорошо спит, а утром опять приходит и говорит: я ночью родила ребенка. Из приведенного примера видно, что эта женщина перешла в мир иллюзий, так как реальная действительность невыносима для нее. Она может находиться в мире иллюзий долгое время только в условиях искусственного физического мира в виде психиатрической клиники. Если ее быстро перевести из мира иллюзии в реальный мир, то может произойти катастрофа – какое-нибудь разрушение или саморазрушение. Например, если ей сказать: «Дура! Где у тебя ребенок – ты в психиатрической больнице!», то она может осознать свое состояние и покончить жизнь самоубийством или вас убить.

Выше были приведены крайние примеры для наглядности. В повседневной жизни психологическая защита встречается часто в более простых проявлениях. Каждый обычный человек периодически нуждается в простых психологических защитах и частично находится в мире иллюзий.

 

Психологический иммунитет.

 

Психологическую защиту иногда путают с психологическим иммунитетом. Психологическая защита показывает слабость человека, нехватку энергии и поэтому оберегает человека от информации (в особенности от качественной информации). Психологический иммунитет является свойством сильного, гармоничного человека. Психологический иммунитет обеспечивает защиту человека от жизненных потрясений и болезней не путем блокировки информации и неадекватного поведения, а наоборот – путем восприятия реалистической информации из окружающего мира и выработки адекватного поведения. Психологический иммунитет в основном связан с повышенной способностью распознавания качества ситуации, прозрением, предвидением, стратегическим планированием и управлением.

Если человек обладает сильным психологическим иммунитетом и высокой степенью гармонии личности, то он проявляет сильный дух, большой практический ум и способен на реалистическое творчество, созидательный труд и гармонизацию окружающего мира. Он может воспринимать качественную информацию по интуитивному каналу, количественную информацию по логическому каналу, осознавать свою интуицию своей логикой, выработать адекватную тактику, стратегию и гармонически сочетаться с окружающей средой и другими людьми, обществом.

Чем сильнее общество, тем больше информации и тем меньше требуется защиты от информации, тем меньше конспирации и тайн. В то же время известно, что если сила тайная, то она увеличивается в 10 раз. Поэтому, слабые люди прибегают к конспиративным действиям, тайнам, укрываются от реальной действительности в тайных структурах и сектах, прячутся от информации и истины, создают хаос, т.к. боятся ответственности перед истиной (Истина есть информация о закономерном устройстве окружающего мира).

 

Восприятие времени

Рассмотрим восприятие настоящего времени, ответственность за прошлое и чувство долга перед будущим для различных психологических типов.

На рис. 1.16. приводится таблица 8 основных психологических типов, на которой обозначены сведения о восприятии времени различными психологическими типами.


Рис.1.16. Схема восприятия времени различными психологическими типами (цифры указывают проценты).

На рис.1.16. цифры указывают способность восприятия времени в процентах.

Как видно из рис.1.16.:

Логические лучше других воспринимают настоящее время,

Интуитивные больше других чувствуют ответственность за прошлое,

Стабильные больше других чувствуют ответственность перед будущим.

Исходя из этого, можно проанализировать другие психологические типы. Например, рассмотрим два психологических типа: Интуитивный стабильный и Логический дестабильный.

Интуитивный стабильный тип чувствует большую ответственность за прошлое и такую же большую ответственность перед будущим. Настоящее время он воспринимает очень слабо. Это означает, что он стремится создать будущее на основе прошлого опыта, а настоящее время ускользает от него. Для него не так важно все то, что происходит сейчас и здесь. Детали окружающего мира его не очень волнуют. Он нацелен на восприятие принципиальных событий. Такие люди являются стратегами, научными идеологами, настроены философски, инерционны и медлительны.

Логический дестабильный тип очень хорошо чувствует настоящее время, все то, что происходит сейчас и здесь. Он воспринимает детали окружающего мира в реальном масштабе времени и реагирует на них импульсивно, исходя из сиюминутных задач. При этом для него не так важно, что было вчера или что будет завтра. Он не думает о прошлом или о будущем, он действует в настоящем. У него нет памяти о прошлом с точки зрения ответственности, хотя детали прошлого может помнить хорошо. Его мало волнуют последствия своих действий с точки зрения абсолютных принципов жизни, но может учитывать детали будущих событий с непременного выполнения инструкции. Такой человек является прекрасным исполнителем, и может проявить высшее исполнительское искусство в выполнении инструкции, при условии постоянного силового обеспечения и контроля со стороны структуры, в которую он входит в настоящее время.

Таким образом, указанные два психологических типа с одной стороны противоположны, а с другой стороны хорошо дополняют друг друга. Они неосознанно стремятся друг к другу, так как вместе составляют полный психологический тип. При понимании этой ситуации они вместе могут добиться успехов и создать будущее на основе прошлого через настоящее. В практической жизни, как правило, эта ситуация ими не осознается и противоположность склонностей делает их совместную деятельность невыносимой.

Аналогичным образом можно провести сравнительный анализ других психологических типов, что позволяет составить характеристики и рекомендации для психологической совместимости различных типов.

Ниже на рис.1.17 приводится схема 49 психологических типов с указанием их способности восприятия прошлого, настоящего и будущего времени в процентном соотношении. При этом принято, что прошлое и настоящее дополняют друг друга и в сумме составляют 100%. Восприятие будущего времени зависит от согласованности восприятия прошлого и настоящего и вычисляется по формуле гармонии личности (является пропорциональной величиной степени гармонии личности).

 
 

Рис.1.17. Восприятие времени различными психологическими типами

(цифры обозначают проценты).

 

Б – будущее (ответственность перед будущим).

Н – настоящее (восприятие настоящего времени).

П – прошлое (ответственность за прошлое).

 

Психология агрессии

 

Как видно из схемы (рис.1.19.) психология агрессии связана с подавлением функций правого полушария головного мозга при нарушении связи между полушариями. На схеме агрессор располагается слева и снизу там, где находится бандитизм и садизм. Агрессия развивается в результате дальнейшего движения логического дестабильного типа к бездуховности (движение ума без духа).

Агрессор неосознанно боится выполнить назначение жизни человека на земле – развитие духа умом, т.к. нарушена связь между духом и умом. Невозможность выполнения назначения жизни человека на земле порождает у него чувство страха и собственной негодности, которое вытесняется в подсознание. В сознании же появляется обратное чувство – «Я лучше всех». Вся оставшаяся жизнь посвящается доказательству этого. Отсюда – агрессия. Если бандит грабит, то для него важным является не овладение материальными ценностями, а унижение владельца. Грабеж для него игра, при котором он получает преимущество и побеждает. Если с ним не играть, то у него пропадет желание вас грабить. Если вы не хотите пострадать, то вы не должны иметь по отношению к бандиту, хулигану никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. То есть вы не должны представлять собой противоположную сторону и игра станет невозможной, вы останетесь незамеченным.

Так как у агрессора чувство собственной негодности сидит в подсознании, оно ведет его к самоубийству – уничтожению негодного. Агрессор неосознанно стремится к таким жизненным ситуациям, в которых легко можно погибнуть. При этом, самоубийство происходит неосознанно, с удовольствием, чувством превосходства и благородным мотивом. Например, террорист захватил заложников, в руке держит гранату и требует освобождения борцов за свободу. В результате террорист погибает и, таким образом, добивается своей главной неосознанной цели. Это явление связано с мазохизмом, а путают с героизмом.

В связи с тем, что у агрессивного человека страх вытеснен в подсознание, в сознании у него возникает обратное чувство - чувство бесстрашия. На самом деле вытесненный страх является настоящим страхом, так как действует постоянно и незаметно. Это есть страх перед выполнением обязанностей человека, данных ему от природы (Бога). Это – страх перед истиной.

Настоящее мужество заключается в познании истины. Поэтому бесстрашными и мужественными являются как раз те люди, которые познают истину, открывают тайны природы (например, скромные ученые).

Внешняя агрессия есть результат внутреннего страха.

 

Психология террора

 

Как видно из схемы, две группы антисоциальных явлений, одна из которых основана на бездуховности, а другая - на безумии, стремятся к единению. Они сходятся в хаосе.

Самое страшное бывает тогда, когда носители безумных идей соединяются с бездуховной массой. В результате этого, происходят масштабные разрушения и наступает всеобщий террор (как это бывает во время революций).

Таким образом, указанные две группы явлений, сходятся в терроре (рис.1.20).

Терроризм соединяет разрушение и саморазрушение. Террорист одержим гордыней, и является одновременно садистом и мазохистом, бандитом и сектантом, убийцей и самоубийцей. Он разрушает себя и окружающий мир.


Рис.1.20. Схематическое изображение возникновения терроризма с точки зрения психологии

 

Из схемы (рис.1.20) видно, что все антисоциальные типы, включая террористов, отличаются тем, что находятся под преимущественным воздействием разрушающей силы природы и имеют низкую степень гармонии личности. Террорист имеет естественную внешнюю маскировку, но его достаточно легко можно распознать с помощью данного метода определения психологического типа, позволяющего также вычислить степень гармонии личности. Террорист замаскирован даже от самого себя и действует под благородным мотивом. Поэтому он является "невидимым врагом" для себя и окружающих.

Террорист находится под исключительным воздействием разрушающей силы природы и, поэтому, получает огромную разрушающую силу. Он находится в необычном состоянии и является хаотичным психологическим типом (см. раздел "Основы психологических характеристик"). У него одновременно распущены ум и дух. Это означает, что свободный дух порождает у него иллюзорную, сверхценную идею, а свободный ум толкает его к немедленной реализации этой "благородной" идеи. Продвигаться к реализации иллюзорной идеи террорист будет свободным умом - быстрым, изобретательным, изворотливым, изощренным и дерзким. Поэтому, террорист способен сделать все то, что человек может себе представить, а также все то, что человек себе представить не может. Он действует на основе психоло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.012 с.)