Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Введение в психологиюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы, история. Объект и предмет научного познания. Психология как наука. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Житейские и научные психологические знания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Классификация психических явлений: процессы, свойства и состояния. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии.
Тема 2. Становление предмета психологической науки Исторический подход к пониманию предмета психологии. Представления о душе в античной философии. Психологические воззрения в натурфилософии. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и законы ассоциаций представлений сознания. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного метода исследования. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии. Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии. Естественный эксперимент в психологии. Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии. Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Психология единства деятельности и сознания в предметах отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности).
Тема 3. Методы психологической науки Понятие метода научного исследования. Развитие методов исследования: наблюдение, эксперимент, формирующий эксперимент, методы психоанализа. Проблема объективных и субъективных методов психологии. Организация и планирование исследования. Классификация методов в психологии (по Б.Г.Ананьеву). Эмпирическое исследование в психологии. Научное наблюдение и эксперимент, их виды и особенности. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Метод экспериментальной беседы (Ж.Пиаже). Метод рассуждения вслух (К.Дункер). Опрос, анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. Психодиагностические методы, метод тестов. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. Формы и виды психотехник. Тема 4. Происхождение и развитие психики в филогенезе Психика в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект животных. Гипотеза А.Н. Леонтьева о чувствительности в определении критерия психического отражения. Стадии отражения и формы поведения: инстинкт, навык, ручной интеллект. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики. Человеческая деятельность: целенаправленность, социальный характер, орудийная опосредованность, продуктивность. Особенности общения животных и коммуникации человека. Значение языка для передачи культурно-исторического опыта. Типы деятельности: игра, учение, труд. Их структурная характеристика. Соотношение мотивационной, предметной и операциональной компонент в различных видах человеческой деятельности.
РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Тема 5. Ощущения Чувственный уровень познания. Понятие ощущений. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии ощущений. Многообразие ощущений. Органы чувств. Критерии классификации ощущений. Специфика ощущений различной модальности. Строение анализатора как физиологической основы ощущений. Свойства ощущений: чувствительность, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, синестезия. Измерения чувствительности. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности. Субсенсорный диапазон. Основной психофизический закон. Закон Вебера-Фехнера. Сенсорная организация человека. Тема 6. Восприятие Понятие восприятия, его отличие от ощущений. Физиологическая основа восприятия. Различные подходы к пониманию закономерностей формирования перцептивного образа в истории психологии (ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология). Нативизм и эмпиризм в понимании восприятия. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность. Виды восприятия. Механизмы восприятия пространства, восприятие удаленности. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Социальная перцепция. Иллюзии восприятия, виды иллюзий. Понятие апперцепции. Влияние жизненного опыта и установки.
Тема 7. Внимание Понятие и основные функции внимания. Особенности внимания как психического процесса и как психического состояния. История учений о внимании в различных направлениях и школах психологии (Вундт, Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге). Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Внимание и активация. Роль внимания в регуляции других психических процессов. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Социальная природа высших форм внимания человека. Внимание как проявление активности личности (по Н.Ф.Добрынину). Внимание как действие умственного контроля (по П.Я.Гальперину). Внимание и установка. Свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Рассеянность внимания и ее причины.
Тема 8. Память Понятие памяти. Память как общий психический процесс. Физиологические основы и механизмы памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти (ассоциативные теории, теории научения, теории вытеснения и др.). Деятельностный подход в исследованиях памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) Процессы памяти: запоминание, сохранение воспроизведение, забывание. Виды памяти, критерии их выделения. Память и деятельность. Произвольное и непроизвольное запоминание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности Непосредственное и опосредованное запоминание. Влияние мотивации на эффективность запоминания. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Методы исследования памяти. Способы рационального запоминания, мнемотехники. Тренировка и развитие памяти. Тема 9. Воображение Понятие воображения. Воображение как преобразование реальности. Основные функции воображения. Роль воображения в мыслительном процессе. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии. Связь воображения с действительностью. Связь с эмоциями. Физиологические основы активности воображения. Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное. Проблема соотношения воображения и мышления. Воображение и речь. Методы исследования воображения. Психология фантазии. Проблема творчества в психологии. Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве. Воображение и творческие способности, креативность личности. Тема 10. Мышление Понятие мышления как логической формы дискурса и мышления как решения задач. Отношение мышления к чувственным формам познания Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Специфика психологического изучения мышления. Значение интроспективной психологии и вюрцбургской школы для современного понимания процессов мышления. Вклад гештальтпсихологов в исследования продуктивного и творческого мышления. Подходы к пониманию мышления в психоанализе и бихевиоризме. Мышление как переработка информации в когнитивной психологии. Классификации видов мышления. Виды мышления по генетическому основанию: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Мышление и логика. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Историческая обусловленность познавательной деятельности человека. Операции мышления. Исследования основных операций: анализ, сравнение абстракция, обобщение, синтез, анализ через синтез (С.Л.Рубинштейн). Мышление как процесс решения задач. Задачи и проблемные ситуации. Этапы процесса мышления. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Понятие интуиции. Экспериментальное изучение механизмов творческого мышления (Я.А.Пономарев). Искусственный интеллект и мышление человека: формализуемые и неформализуемые процессы мыслительной деятельности. Тема 11. Речь Понятие речи как психического процесса и процесса регуляции деятельности человека. Соотношение речи и языка. Основные функции речи: коммуникативная, регулятивная, обобщающая, когнитивная, номинативная, эмоционально-выразительная. Вербальное и невербальное общение. Нейропсихологические исследования механизмов речи и порождения высказываний. Слово как единица мышления и речи. Значение слова как единица анализа речевого мышления. Семантика и грамматика речи. Проблема значения и смысла в психологии. Модели порождения и понимания высказываний. Методы исследования речи. Психосемантика и исследования структуры сознания. Генетические корни мышления и речи. Виды речи и речевой деятельности: устная и письменная; диалогическая и монологическая; внешняя, внутренняя; эгоцентрическая; слушание, чтение, говорение, письмо. Психофизиологические исследования внутренней речи. Тема 12. Эмоции и чувства Понятие об эмоциях и чувствах. Специфика эмоционального отражения действительности. Связь эмоций с потребностями. Физиологические механизмы и корреляты эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (В.Вундт, Ч.Дарвин, теории Джеймса-Ланге, У.Кеннона и другие). Современные психологические теории эмоций (К.Изард, Р.Плутчик, Р.Лазарус). Понятие об эмоциях и чувствах в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и физиологии (П.К.Анохин, П.В.Симонов). Эмоции как регулятор деятельности и поведения. Эмоции и познавательные процессы. Основания классификации эмоций. Особенности проявления и выражения эмоций. Переживания эмоций и чувств Эмоции и механизмы психологической защиты. Виды эмоциональных состояний. Характеристики состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Понятия стресса и дистресса. Свойства эмоций: амбивалентность, суммация. Методы исследования эмоций и эмоциональных состояний. Соотношение эмоций и чувств. Виды и содержание чувств. Высшие чувства. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура.
Тема 13. Воля Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии. Свобода воли и необходимость. Критерии волевого поведения. Связь воли с произвольной регуляцией движений и действий. Роль и функции воли. Воля и овладение собственным поведением. Проблема выбора цели, борьбы мотивов и принятия решений. Структура волевого действия. Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия. Психологический механизм волевой регуляции через сознательное изменение смысла действий. Воля как личностный уровень регуляции. Развитие воли у человека. Волевые качества личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.011 с.) |