Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Поиск

Институт психологии, социологии и социальных отношений

 

Кафедра общей и практической психологии,

Кафедра психологии развития и инноваций,

Кафедра социальной психологии,

Кафедра клинической и специальной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_________________Т.С. Иванова

«_____» ________________2013 г.

 

 

Программа

итоговой государственной аттестации

выпускников по направлению подготовки

030300.62 (прежний код -521000 ) «Психология»

 

Составители:

д.пс.н., профессор Е.С. Романова;

д.пс.н, профессор Б.Н.Рыжов;

д.пс.н, профессор Т.А. Шилова;

д.б.н, профессор Б.М.Коган;

к.пс.н, доцент С.Ю. Решетина;

к.пс.н, доцент Б.М. Абушкин;

к.пс.н, профессор А.А. Тюков;

к.пс.н, доцент С.В. Львова.

 

 

Москва 2013


Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 030300.62 (прежний код -521000 ) «Психология» утверждена на заседании Ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ от «21» февраля 2013 года протокол № 7.

 

Директор Института психологии, социологии и социальных отношений     Е.С. Романова
Ученый секретарь Ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений     Р.В.Комаров
Заведующие кафедрами:     Е.С. Романова Б.Н. Рыжов Т.А. Шилова Б. М. Коган  

 


1. Пояснительная записка

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 030300.62 (прежний код -521000 ) «Психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» и Положением о выпускных квалификационных работах студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

 

1.1. Согласно квалификационной характеристике выпускника, объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

· диагностическую и коррекционную;

· экспертную и консультативную;

· научно-исследовательскую;

· учебно-воспитательную;

 

 

Цель и задачи итоговой государственной аттестации

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО)

 

Задачей итоговой государственной аттестации является определение объема и содержания профессиональных знаний, методических и практических умений, аналитических способностей и профессионального мышления выпускников в полном соответствии с требованиями ГОС ВПО

 

Требования к организации и проведению

Итоговой государственной аттестации

 

Итоговая государственная аттестация выпускников по направлению «Психология» включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен, имеющий междисциплинарный характер.

Для проведения итоговой государственной аттестации приказом ректора Университета формируются государственные аттестационные комиссии для защит выпускных квалификационных работ и государственные экзаменационные комиссии для проведения государственных экзаменов по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования[1].

Для обеспечения работы государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий учебным отделом института готовятся следующие документы:

- приказы о составе государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий;

- приказы о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

- расписания государственных экзаменов, консультаций и графики защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные в установленном порядке;

- сводные экзаменационные ведомости;

- программы государственных аттестационных испытаний;

- экзаменационные билеты, утвержденные на заседаниях выпускающих кафедр;

- сводные ведомости о выполнении студентами учебного плана;

- книги протоколов заседания государственных комиссий о приеме итоговых экзаменов, защите выпускных квалификационных работ и присвоении степени;

- бланки дипломов о высшем профессиональном образовании и приложения к ним;

- журнал выдачи дипломов и другая первичная документация, необходимая членам государственных аттестационных комиссий.

Перед государственными экзаменами проводятся обзорные лекции и консультации выпускников по вопросам утвержденной программы государственных экзаменов.

Итоговые государственные экзамены и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях государственных комиссий с участием не менее двух третей ее состава.

Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных и аттестационных комиссий.

Выпускники, не сдавшие государственный экзамен, к прохождению последующих аттестационных испытаний не допускаются. К защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все государственные экзамены.

Решения государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Все заседания государственных комиссий оформляются протоколами, которые сшиваются в отдельные книги.

Диплом с отличием выдается выпускнику Университета на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, курсовым работам, практикам и итоговой государственной аттестации. По результатам итоговой государственной аттестации выпускник должен иметь только оценки «отлично». При этом оценок «отлично», включая оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки – «хорошо». Зачеты в процентный подсчет не входят.

Содержание итогового государственного экзамена по специальности «Психология»

Согласно требованиям ГОС ВПО, на государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

В соответствии с этим содержание междисциплинарного экзамена составлено на базе программ общепрофессиональных, базовых и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

Междисциплинарный экзамен по направлению «Психология» включает в себя разделы и темы по шести базовым учебным курсам высшего профессионального образования в системе психологических наук.

Общая психология – включает три раздела фундаментального курса психологической подготовки. В первом разделе представлены вопросы эволюционного введения в психологию, методологические и теоретические проблемы психологии. Во втором разделе темы посвящены раскрытию системы понятий и эмпирической феноменологии психических процессов и психических состояний. Раскрываются механизмы психической регуляции поведения. В четвертом разделе представлено содержание феноменологии и экспериментальной практики психологии личности и индивидуально-типологических особенностей человека.

Социальная психология – включает три раздела. В первом представлены основные направления социальной психологии в системе психологических наук. Второй раздел посвящен исследованиям взаимодействий и взаимоотношений людей в группах и организациях. В третьем разделе обсуждаются социально-психологические проблемы восприятия человека человеком и проблемы изучения механизмов социального влияния.

Клиническая психология - включает: современные представления о «норме», «патологии», «здоровье», «болезни»; о предмете клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов; типологию изменений психических функций; многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни; частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

Психология развития и возрастная психология – состоит из четырех разделов, темы которых отражают методологические, теоретические и эмпирические проблемы возрастной психологии. Первый раздел является методологическим введением в психологию развития и закрепляет ориентировку, полученную в пропедевтических курсах. Второй раздел раскрывает содержание психологических исследований по проблемам периодизации душевного развития. Представлен исторический анализ психологических разработок по проблеме возрастных кризисов развития. Третий и четвертый разделы посвящены непосредственно характеристикам возрастных особенностей психического развития детей и взрослых.

Педагогическая психология - включает пять разделов. Первый раскрывает исторические аспекты развития педагогической психологии, ее методологическую, теоретическую основу. Второй раздел посвящен психологии учебной деятельности школьника. Третий раздел раскрывает закономерности процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика. Здесь рассматриваются психологические теории обучения, психодиагностические проблемы обучения. В четвертом разделе обсуждаются проблемы психологии воспитания. Пятый раздел рассчитан на формирование у будущих психологов целостного представления о структуре педагогической деятельности и педагогических способностях.

Психодиагностика – включает три основных раздела. В первом разделе представлена история формирования психодиагностики. Второй раздел посвящен изучению проблем диагностики умственного развития. Третий раздел посвящен проблемам методической организации психодиагностики.

Программа включает в себя содержание по областям психологической науки, их разделам и темам. В программе приводится список рекомендованной литературы и список вопросов экзаменационной сессии.

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 5. Ощущения

Чувственный уровень познания. Понятие ощущений. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии ощущений.

Многообразие ощущений. Органы чувств. Критерии классификации ощущений. Специфика ощущений различной модальности. Строение анализатора как физиологической основы ощущений. Свойства ощущений: чувствительность, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, синестезия.

Измерения чувствительности. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности. Субсенсорный диапазон. Основной психофизический закон. Закон Вебера-Фехнера. Сенсорная организация человека.

Тема 6. Восприятие

Понятие восприятия, его отличие от ощущений. Физиологическая основа восприятия. Различные подходы к пониманию закономерностей формирования перцептивного образа в истории психологии (ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология). Нативизм и эмпиризм в понимании восприятия.

Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность.

Виды восприятия. Механизмы восприятия пространства, восприятие удаленности. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Социальная перцепция. Иллюзии восприятия, виды иллюзий.

Понятие апперцепции. Влияние жизненного опыта и установки.

 

Тема 7. Внимание

Понятие и основные функции внимания. Особенности внимания как психического процесса и как психического состояния. История учений о внимании в различных направлениях и школах психологии (Вундт, Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге). Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Внимание и активация. Роль внимания в регуляции других психических процессов.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Социальная природа высших форм внимания человека. Внимание как проявление активности личности (по Н.Ф.Добрынину). Внимание как действие умственного контроля (по П.Я.Гальперину). Внимание и установка.

Свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Рассеянность внимания и ее причины.

 

Тема 8. Память

Понятие памяти. Память как общий психический процесс. Физиологические основы и механизмы памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти (ассоциативные теории, теории научения, теории вытеснения и др.). Деятельностный подход в исследованиях памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов)

Процессы памяти: запоминание, сохранение воспроизведение, забывание. Виды памяти, критерии их выделения.

Память и деятельность. Произвольное и непроизвольное запоминание. Зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности Непосредственное и опосредованное запоминание. Влияние мотивации на эффективность запоминания.

Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Методы исследования памяти. Способы рационального запоминания, мнемотехники. Тренировка и развитие памяти.

Тема 9. Воображение

Понятие воображения. Воображение как преобразование реальности. Основные функции воображения. Роль воображения в мыслительном процессе. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии.

Связь воображения с действительностью. Связь с эмоциями. Физиологические основы активности воображения.

Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное. Проблема соотношения воображения и мышления. Воображение и речь. Методы исследования воображения. Психология фантазии.

Проблема творчества в психологии. Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве.

Воображение и творческие способности, креативность личности.

Тема 10. Мышление

Понятие мышления как логической формы дискурса и мышления как решения задач. Отношение мышления к чувственным формам познания

Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Специфика психологического изучения мышления. Значение интроспективной психологии и вюрцбургской школы для современного понимания процессов мышления. Вклад гештальтпсихологов в исследования продуктивного и творческого мышления. Подходы к пониманию мышления в психоанализе и бихевиоризме. Мышление как переработка информации в когнитивной психологии.

Классификации видов мышления. Виды мышления по генетическому основанию: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление.

Мышление и логика. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Историческая обусловленность познавательной деятельности человека. Операции мышления. Исследования основных операций: анализ, сравнение абстракция, обобщение, синтез, анализ через синтез (С.Л.Рубинштейн).

Мышление как процесс решения задач. Задачи и проблемные ситуации. Этапы процесса мышления.

Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Понятие интуиции. Экспериментальное изучение механизмов творческого мышления (Я.А.Пономарев).

Искусственный интеллект и мышление человека: формализуемые и неформализуемые процессы мыслительной деятельности.

Тема 11. Речь

Понятие речи как психического процесса и процесса регуляции деятельности человека. Соотношение речи и языка. Основные функции речи: коммуникативная, регулятивная, обобщающая, когнитивная, номинативная, эмоционально-выразительная. Вербальное и невербальное общение.

Нейропсихологические исследования механизмов речи и порождения высказываний.

Слово как единица мышления и речи. Значение слова как единица анализа речевого мышления. Семантика и грамматика речи. Проблема значения и смысла в психологии. Модели порождения и понимания высказываний. Методы исследования речи. Психосемантика и исследования структуры сознания.

Генетические корни мышления и речи. Виды речи и речевой деятельности: устная и письменная; диалогическая и монологическая; внешняя, внутренняя; эгоцентрическая; слушание, чтение, говорение, письмо.

Психофизиологические исследования внутренней речи.

Тема 12. Эмоции и чувства

Понятие об эмоциях и чувствах. Специфика эмоционального отражения действительности. Связь эмоций с потребностями. Физиологические механизмы и корреляты эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (В.Вундт, Ч.Дарвин, теории Джеймса-Ланге, У.Кеннона и другие). Современные психологические теории эмоций (К.Изард, Р.Плутчик, Р.Лазарус). Понятие об эмоциях и чувствах в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн,

А.Н.Леонтьев) и физиологии (П.К.Анохин, П.В.Симонов).

Эмоции как регулятор деятельности и поведения. Эмоции и познавательные процессы. Основания классификации эмоций. Особенности проявления и выражения эмоций. Переживания эмоций и чувств

Эмоции и механизмы психологической защиты. Виды эмоциональных состояний. Характеристики состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Понятия стресса и дистресса.

Свойства эмоций: амбивалентность, суммация.

Методы исследования эмоций и эмоциональных состояний. Соотношение эмоций и чувств. Виды и содержание чувств. Высшие чувства. Эмоциональная зрелость и эмоциональная культура.

 

Тема 13. Воля

Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии. Свобода воли и необходимость. Критерии волевого поведения. Связь воли с произвольной регуляцией движений и действий. Роль и функции воли. Воля и овладение собственным поведением. Проблема выбора цели, борьбы мотивов и принятия решений. Структура волевого действия.

Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия. Психологический механизм волевой регуляции через сознательное изменение смысла действий. Воля как личностный уровень регуляции. Развитие воли у человека. Волевые качества личности.

 

Тема 16. Темперамент

Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии. Темперамент как психогенетический компонент индивидуальности. (Мерлин В.С.).

Активность и эмоциональность как основные составляющие темперамента. Выделение компонентов темперамента. Выделение предметного и коммуникативного аспектов темперамента (В.М.Русалов). Интроверсия - экстраверсия и нейротизм как свойства темперамента (Г.Айзенк).

Темперамент и психическое развитие (Я.Стреляу). Понятие реактивности и ее значение для развития личности. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов). Проблема воспитания индивидуального стиля.

 

Тема 17. Характер

Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «темперамент».

Характер как динамическая система черт личности, выражающая систему отношений человека к другим людям, к миру, к самому себе. Структура характера. Характер и волевые свойства личности. Характер и мотивация поступков человека. Проблема формирования и воспитания характера.

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Отличие акцентуаций от психопатий. Понятие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.

Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром.

 

Тема 18. Способности

Понятие способностей человека. История развития представлений о природе способностей. Соотношение понятий «способности», «знания», «умения», «навыков». Проблема задатков и способностей.

Структура способностей. Общие и специальные способности. Особенности педагогических, музыкальных, математических и других видов способностей. Развитие и формирование способностей в деятельности. Взаимосвязь различных способностей. Проблема оценки способностей.

Понятия одаренности, таланта, гениальности. Различные взгляды на причины гениальности. Психологические особенности развития личности одаренных детей. Специфика работы с одаренными детьми.

Понятие интеллекта в психологии. Модели интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей.

II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

III. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА

Тема 7. Проективная техника

Понятие проекции (Л. Франк, 1939). Существенные признаки проективных техник. Метод словесных ассоциаций. Психоанализ. Группы проективных методов (Л. Франк): конститутивные (тест Роршаха); интерпретативные (Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея, Х. Моргана, Тест фрустрации Розенцвейга); конструктивные (Мира тест); катартические («Психодрама»); экспрессивные («Дом — дерево — человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Автопортрет» и др.); импрессивные (Тест цветовых выборов Люшера); аддитивные (завершение предложений). Проективные методы, используемые для диагностики мотивации.

Инструментальные ошибки. Ошибки психодиагноста. Аддитивные методики. Принципы комплексной диагностики.

Требования к знаниям и умениям выпускника.

 

Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) «Бакалавр психологии» должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации:

· участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук.

· владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога;

· вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

 

7. Требования к организации и проведению итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Психология»

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Психология» является первым видом итоговой государственной аттестации выпускников.

Форма проведения экзамена – устная

Экзаменационные билеты к итоговому государственному междисциплинарному экзамену утверждаются на заседаниях выпускающих кафедр.

Каждый экзаменационный билет содержит три теоретических вопроса:

первый вопрос билета, включает в себя разделы курса «Общая психология»; второй вопрос – отражает темы курсов «Психология развития и возрастная психология» и «Педагогическая психология»; третий – состоит из вопросов блока учебных дисциплин: «Клиническая психология», «Социальная психология» и «Психодиагностика»

Итоговые государственные экзамены проводятся на открытых заседаниях государственных комиссий с участием не менее двух третей ее состава. Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных и аттестационных комиссий.

Выпускники, не сдавшие государственный экзамен, к прохождению последующих аттестационных испытаний не допускаются.

Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

 

Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена выпускника по направлению «Психология»

При оценке ответов на итоговом экзамене учитываются:

- полнота освещения вопроса

- глубина понимания вопроса (демонстрация системы знаний);

Уровень подготовки выпускников определяется оценками:

«Отлично» - ставится, если выпускник:

- полностью ориентируется в предмете,

- имеет глубокие знания и понимание всего программного материала,

- владеет системой понятий,

- проводит умелый анализ практики применения теоретических основ дисциплины;

- грамотно и логично строит свой ответ;

- участвует в диалоге по освоенному содержанию.

 

«Хорошо» - ставится, если выпускник:

- ориентируется в предмете,

- знает программный материал, но не все позиции логично осмыслены,

- не всегда логично излагает ответ,

- определяет основные понятия, но при объяснении функций понятий испытывает затруднения;

- не допускает существенных пробелов в ответе, но способен вести только простой диалог: «вопросы-ответы».

 

«Удовлетворительно» - ставится, если выпускник:

- ориентируется в предмете не полностью,

- знает только основной материал, но не усвоил деталей,

- способен дать определение основным понятиям, но не может сформировать систему понятий;

- испытывает затруднения в поиске ответов на вопросы,

- требует в отдельных случаях наводящих с вопросов.

 

«Неудовлетворительно» - ставится, если ответ выпускника не соответствует большинству критериев оценки

Требования к выпускной квалификационной работе

 

Общие требования к ВКР определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 (прежний код -521000).

Обязательные требования к содержанию, структуре, формам представления и объему ВКР устанавливаются выпускающими кафедрами Института психологии, социологии и социальных отношений на основе ГОС ВПО и Положения о выпускных квалификационных работах студентов ГБОУ ВПО МГПУ

Общие требования к выпускной квалификационной работе:

· самостоятельность исследования

· краткость названия, точно отражающего содержание работы;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· убедительность аргументации;

· краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность полученных результатов.

Конкретные требования к ВКР в соответствии со спецификой основной образовательной программы высшего профессионального образования разрабатываются выпускающими кафедрами.

Требования к оформлению выпускных квалификационных работ:

Выпускная квалификационная работа представляется в печатном виде на русском языке Изложение текста и включенные иллюстрации и таблицы должны соответствовать общепринятым требованиям к научным работам[2].

ВКР должна быть сброшюрована и переплетена.

Текст работы начинается с титульного листа (Приложение 1).

На следующей странице дается оглавление работы с перечислением написанных глав, параграфов, разделов, приложений с указанием страниц.

Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Все листы работы, начиная с введения, нумеруются. Нумерация страниц должна быть сквозной. Список литературы также необходимо включать в сквозную нумерацию.

Каждый из разделов ВКР: Введение, каждая из глав, Заключение, Список литературы (Библиография) и Приложение – начинается с новой страницы. В начале каждого заголовка ставится соответствующий номер.

Выпускные квалификационные работы могут включать различные графические иллюстрации (карты, графики, схемы, таблицы, рисунки, фотоиллюстрации и т.п.). Они размещаются сразу же после ссылки на них в тексте работы, а при большом количестве их можно помещать в конце работы. Каждая иллюстрация сопровождается подписью.

Допускаются приложения к ВКР в виде аудио-, видео- и др. материалов, мультимедийных презентаций и т.п.

На источники и литературу, к которым выпускник обращается в тексте, делаются подстрочные ссылки (внизу страницы, под чертой) или сквозные ссылки. Ссылки делаются не только в случае прямого цитирования, когда автор ВКР дословно приводит заключенный в кавычки текст документа, но и когда излагаются тезисы, приводятся новые факты, цифровой материал, другие сведения, взятые из источников и литературы, однако передаваемые своими словами. Отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.

Список литературы (Библиография) является важной составной частью ВКР и отражает степень изучения проблемы. Рекомендуется алфавитный способ расположения материала в списке. Литература группируется по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг и статей, раздельно в русском и латинском алфавитах, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. Библиографическое описание нормируется общероссийским стандартом ГОСТ Р 7.05-2008 и правилами, принятыми в ведущих (рецензируемых) научных изданиях.

Методические рекомендации по оформлению ВКР представлены в Приложении 3.

Требования к организации и проведению защиты выпускной квалификационной работы.

Тематику ВКР разрабатывают преподаватели выпускающих кафедр Института психологии, социологии и социальных отношений в соответствии с их профилем. Тематика ВКР должна ежегодно обновляться, быть актуальной, соответствовать направлению подготовки (специальности), сфере профессиональных и научных интересов научного руководителя, а также инициативному направлению научной работы выпускающей кафедры.

Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Руководителями ВКР назначаются высококвалифицированные специалисты из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей, имеющие ученые степени и (или) звания

Функции научного руководителя:

· практическая помощь студенту в выборе темы ВКР,

· разработке плана и графика выполнения работы;

· содействие в выборе методик исследования;

· рекомендации по подбору литературы и фактического материала;

· систематический контроль за ходом выполнения ВКР в соответствии с разработанным графиком;

· квалифицированные консультации по содержанию, структуре и оформлению работы; проверка ВКР по частям и в целом;

· оценка качества работы студента над ВКР в письменном отзыве.

Темы ВКР и кандидатуры научных руководителей обсуждаются на заседании кафедр с учетом мнения студентов и с согласия руководителей, а затем утверждаются на Ученом совете ИПССО. На основании решения совета институт готовит проект приказа об утверждении тем и научных руководителей ВКР.

Утверждение проводится не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации.

Все изменения в формулировке темы и в руководстве ВКР проводятся приказом ректора по представлению директора института.

После утверждения темы и назначения научного руководителя приказом ректора студент совместно с руководителем разрабатывает календарный план выполнения работы (Приложение 2). и представляет его на кафедру для утверждения.

До защиты выпускных работ выпускающие кафедры проводят процедуры их предзащиты. На предзащиту студент обязан представить пробный вариант ВКР. По результатам предзащиты кафедра выносит решение о допуске студента к защите.

Чистовой вариант ВКР в 2-х экземплярах с визой научного руководителя, а также документация к работе (отзыв руководителя, рецензия) должны быть подготовлены не позднее, чем за 3 дня до защиты, в институте и быть доступными для ознакомления.

Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью проверки качества подготовки выпускников, их умений вести публичные дискуссии и защищать научные идеи.

Защита ВКР проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава (присутствие председателя ГАК или его заместителя обязательно), научного руководителя, рецензента (при возможности), а также всех желающих.

Председатель ГАК после открытия заседания объявляет о защите ВКР, сообщает название работы, фамилии научного руководителя и рецензента и предоставляет слово студенту. Студент делает краткое сообщение продолжительностью 10-15 минут, в котором в сжатой форме обосновывает актуальность темы исследования, ее цели и задачи, излагает основное содержание работы по разделам, полученные результаты и выводы, определяет теоретическую и практическую значимость работы.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Затем заслушивают выступления научного руководителя работы и рецензента (при их отсутствии председатель (заместитель председателя ГАК) зачитывает отзыв и рецензию). После их выступлений выпускнику дается время для ответов на замечания, приведенные в рецензии, а также сделанные в ходе защиты членами ГАК.

Продолжительность защиты выпускной квалификационной работы составляет, как правило, 30 минут.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании ГАК и оцениваются простым большинством голосов членов комиссии. Научный руководитель и рецензент пользуются правом совещательного г<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.013 с.)