Раздел 3. Психология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Психология личности



Глава 13. Введение в психологию личности.........

 

Общее представление о личности........

История исследований личности.........

Современные теории личности.........

Формирование и развитие личности.......

Проблема устойчивости личности........

Глава 14. Способности................

Понятие о способностях...........

Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Природа человеческих способностей.......

Развитие способностей............

Глава 15. Темперамент...............

Типы темпераментов.............

Свойства темперамента...........

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности..

Темперамент и личность............

Глава 16. Характер.................

 

Определение характера............

Типология характеров............

Формирование характера...........

Личность и характер человека.........

 

Г лава17.Воля

Понятие о воле

Теории воли

Волевая регуляция поведения..........

Развитие воли у человека...........

Глава 18.Эмоции.................

Виды и роль эмоций в жизни человека.......

Психологические теории эмоций.........

Эмоции и личность.............

Глава 19. Мотиивация...............

Мотив и мотивация.............

Патологические теории мотивации........

Мотивация и деятельность...........

Мотивация и личность

Раздел 4. Псхология человеческих взаимоотношений.....

 

Глава 20. Общение.................

 

Понятие и виды общения...........

Роль общения в психическом развитии человека...

Техника и приемы общения..........

Развитие общения.............

Глава 21.Малая группа и коллектив...........

Понятия малой группы и коллектива.......

Феноменология малых групп..........

Межличностные отношения в группах и коллективах.......

Эффективность групповой деятельности.............

Глава 22. Личность в группе........................

 

Положительное воздействие общности на индивида.......

Отрицательное влияние группы на личность...........

Восприятие и понимание людьми друг друга..........

Самочувствие личности в группе...............

Глава 23. Интимные межличностные отношения..............

Дружба............................

Любовь............................

Вражда...........................

Одиночество.........................

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии.........

 

Возникновение психологических знаний............

Развитие психологии с эпохи Возрождения до серединыXIX в.

Преобразование психологических знаний с середины XIX в.

до второй половины XX в.......................

Становление и современное состояние психологии

в нашей стране.............................

Словарь основных психологических понятий...............

 

 


[1] В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.

 

[2] В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.

 

[3] Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.— М., 1990.

 

[4] Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т. е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

 

[5] Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30 — 60-е годы XX века. Тексты.— М., 1986.

 

[6] В этой главе автор опирается на данные и пользуется несколько видоизмененными рисунками, имеющимися в двух книгах: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.— М., 1988.

 

[7] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 36.

[8] Там же.— С. 37.

 

[9] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы//Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.

[10] Там же.— С. 40. 36

 

[11] Бернштейн Н. А. Природа навыка и тренировки // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.— С. 82.

 

[12] Там же.С.38

[13] Хохберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 45.

[14] См.: Николаенко Н. Н., Черниговская Т. В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга//Вопросы психологии.—1989.—№ 1.

 

[15] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 141—142.

 

[16] Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т.— Т. 3. Эволюция человека. Генетика поведения. Практические аспекты.— М., 1990.— С. 27.

[17] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты.— М., 1982.— С. 107.

.

[18] Там же.— С. 119

[19] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 28.

 

[20] Опыты описаны по следующим публикациям: Вудвортс Р. Решение проблем животными Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981;

Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян.— Там же.

 

[21] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.— М., 1987.— С. 60.

 

[22] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.—• М., 1991.—С. 25.

 

[23] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.— М., 1989.—

С. 15.

 

[24] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.—Т. II.—М., 1989.—С. 29.

 

[25] Гершуни Г. В., Соколов Е. Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 227.

 

[26] Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 223.

[27] Ярбус А. Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.

 

[28] См.: Самойлов А. Ф. И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.

[29] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.—С. 174.

 

[30] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии//Хрестоматия по ощущению и восприятию.-М.,1975.-С.177-178.

[31] См.: Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

 

[32] См.: Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.

 

[33] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

С. 71-79

 

[34] Узнадзе Д. Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 266.

 

[35] См.: Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

 

[36] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.—С. 186.

 

[37] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 205.

[38] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.—

С. 302

 

[39] См.: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.

 

[40] Там же.

 

[41] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.

С. 318

 

[42] Фрейд 3. Забывание иностранных слов // Хрестоматия по общей психологии:

Психология памяти.— М., 1979.

[43] Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979

[44] Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.—М., 1979.—С. 161.

 

[45] Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.—С. 166.

 

[46] Там же.— с. 167.

[47] Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981.—С. 37.

 

[48] Теплое Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии:

Психология мышления.—М., 1981.—С. 147.

 

[49] Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.— С. 73.

 

[50] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М., 1989. С. 369—370.

 

[51] Тихомиров О. К. Психология мышления.— М., 1984.— С. 98.

 

[52] Блейлер Э. Аутистическое мышление//Хрестоматия по общей психологии: М., 1981.—С. 113. Психология мышления. 238

 

[53] Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии:

Психология мышления.—М., 1981.—С. 122.

 

[54] Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.—С. 98.

 

[55] Там же.— С. 107.

[56] Линдсей Г.. Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.

 

[57] Данные по книге: Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1989.

 

[58] Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М, 1981.—С. 47.

 

[59] Более подробно теории развития детского интеллекта, включая концепцию Пиаже, рассматриваются во втором томе учебника.

 

[60] Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.

 

[61] См.: Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.

 

[62] См.: Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.

[63] Электромиограмма — техническая запись движений голосовых связок.

 

[64] См.: Соколов А. Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.

[65] Мейли Р. Факторный анализ личности//Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.

 

[66] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты,— М„ 1982.— С. 110.

 

[67] Там же.

 

[68] Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал.— 1987.—Т. 8.—№ 4.

 

[69] Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.—С. 32.

 

[70] Там же.— С. 33.

 

[71] Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 9.

[72] Русалов В. М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал.— 1988.— Т. 1.— № 2.

 

[73] Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий- Тексты — М 1982.—С. 25.

 

[74] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 110.

 

[75] Там же.

 

[76] Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.—С. 149.

 

[77] Кант называл ощущениями то, что в современной психологии чаще называется чувствами.

 

[78] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1.—С. 12.

 

[79] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1.

[80] См.: Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты.—М., 1982.

 

[81] Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий.—М:, 1982.—С. 238—349.

 

[82] Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий.— М., 1982.— С. 290.

 

[83] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 290.

 

[84] См.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты.—М., 1982.

 

[85] Там же.— С. 49.

 

[86]

[87] Фромм Э Бегство от свободы.-М., 1990.-С. 124-125

[88] Там же.-С. 155.

[89] Фромм Э. бегство от свободы.— М., 1990.— С. 168.

[90] См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. М., 1982.

 

[91] Там же.- С. 200.

[92] Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).

 

[93] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 187.

 

[94] Джемс У. Научные основы психологии.— СПб., 1902.— С. 363.

 

[95] См.: Калин В. К. На путях построения теории воли//Психологический журнал.—Т. 10.— 1989.—№ 2.

 

[96] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М., 1989.— Т. II.—187.

 

[97] См.: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций:Тексты.—.М. 1984.

 

[98] Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Там же.— С. 14.

[99] Анохин П. К.. Эмоции // Психология эмоций: Тексты.— М., 1984.— С. 173.

 

[100] Вилюнас В. К..- Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций.— С. 9.

 

[101] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 176.

 

[102] Вундт В. Психология душевных волнений//Психология эмоций: Тексты.-М., 1984.— С. 49—50.

[103] О физиологических аспектах теорий Джемса — Ланге и Кеннона — Барда более подробно см. гл. 2, § 3.

 

[104] Крюеер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 108.

 

[105] Здесь и далее приводятся цитаты из работы Б. Спинозы «О происхождении и природе аффектов» (Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 36—39).

 

[106] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.— С. 247.

 

[107] Теология- совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных

 

[108] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 322.

 

[109] Цит. по: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 338.

 

[110] См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.—М., 1991.—С. 7— 50.

 

[111] Франкл В. Человек в поисках смысла.—М., 1990.—С. 200—201.

 

[112] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990—С. 200—201.

 

[113] В дальнейшем для сокращения мы будем говорить только о выборах, хотя все сказанное относится и к ответам на остальные три вопроса.

 

[114] См.: Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи //Вопросы психологии.— 1989.—№ 1.

 

[115] См. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

 

[116] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.— М., 1990.—С. 40 510

 

[117] Фромм Э. Искусство любить..—С. 76.

 

[118] Фромм Э. Искусство любить...—С. 114—115. Там же.— С. 18.

[119] Там же.— С. 18.

[120] Фромм Э. Искусство любить...— С. 19.

 

[121] См., например, описание человеческих страстей и порождаемой ими вражды людей в произведениях Шекспира. Они, как две капли воды, похожи на страсти и отношения современных людей. Попытки насильственно, революционным путем изменить все это в истории человечества неизменно кончались крахом. Таковы были итоги Французской буржуазной революции конца XVIII в., точно так же бесславно завершилась в наши дни Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. Основная психологическая причина неудачи этих революций заключалась в том, что изменить природу человека мерами принуждения в принципе невозможно не только за год или два, но и за три четверти века. Острота социальных, межнациональных, межпартийных и межличностных конфликтов, свидетелями которых мы явились в начале 90-х годов XX в. в нашей стране, демонстрирует не меньше вражды, чем семьдесят, сто, двести и более лет назад.

 

[122] См.: Аристотель. О душе//Соч.: В 4 т.—М., 1976.—Т. 1.

 

[123] Уотсон Д. Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х—середина 30-х годов XX в.—М., 1980.—С. 35—36.

 

[124] Толмен Э. Поведение как молярный феномен//Хрестоматия по истории психологии.— С. 54.

 

[125] Вертгеймер М. О. О гештальттеории//Хрестоматия по истории психологии.- С. 86 534

 

[126] Дильтей В. Понимающая психология//Хрестоматия по истории психологии.— С. 261.

 

[127] Найсер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии: 30—60-е годы: Тексты.—М., 1986.—С. 116.

[128] См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.127 с.)