Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Психология личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 13. Введение в психологию личности.........
Общее представление о личности........ История исследований личности......... Современные теории личности......... Формирование и развитие личности....... Проблема устойчивости личности........ Глава 14. Способности................ Понятие о способностях........... Способности, задатки и индивидуальные различия людей Природа человеческих способностей....... Развитие способностей............ Глава 15. Темперамент............... Типы темпераментов............. Свойства темперамента........... Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.. Темперамент и личность............ Глава 16. Характер.................
Определение характера............ Типология характеров............ Формирование характера........... Личность и характер человека.........
Г лава17.Воля Понятие о воле Теории воли Волевая регуляция поведения.......... Развитие воли у человека........... Глава 18.Эмоции................. Виды и роль эмоций в жизни человека....... Психологические теории эмоций......... Эмоции и личность............. Глава 19. Мотиивация............... Мотив и мотивация............. Патологические теории мотивации........ Мотивация и деятельность........... Мотивация и личность Раздел 4. Псхология человеческих взаимоотношений.....
Глава 20. Общение.................
Понятие и виды общения........... Роль общения в психическом развитии человека... Техника и приемы общения.......... Развитие общения............. Глава 21.Малая группа и коллектив........... Понятия малой группы и коллектива....... Феноменология малых групп.......... Межличностные отношения в группах и коллективах....... Эффективность групповой деятельности............. Глава 22. Личность в группе........................
Положительное воздействие общности на индивида....... Отрицательное влияние группы на личность........... Восприятие и понимание людьми друг друга.......... Самочувствие личности в группе............... Глава 23. Интимные межличностные отношения.............. Дружба............................ Любовь............................ Вражда........................... Одиночество......................... Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии.........
Возникновение психологических знаний............ Развитие психологии с эпохи Возрождения до серединыXIX в. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в....................... Становление и современное состояние психологии в нашей стране............................. Словарь основных психологических понятий...............
[1] В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.
[2] В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.
[3] Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.— М., 1990.
[4] Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т. е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.
[5] Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30 — 60-е годы XX века. Тексты.— М., 1986.
[6] В этой главе автор опирается на данные и пользуется несколько видоизмененными рисунками, имеющимися в двух книгах: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.— М., 1988.
[7] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 36. [8] Там же.— С. 37.
[9] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы//Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975. [10] Там же.— С. 40. 36
[11] Бернштейн Н. А. Природа навыка и тренировки // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.— С. 82.
[12] Там же.С.38 [13] Хохберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 45. [14] См.: Николаенко Н. Н., Черниговская Т. В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга//Вопросы психологии.—1989.—№ 1.
[15] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 141—142.
[16] Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т.— Т. 3. Эволюция человека. Генетика поведения. Практические аспекты.— М., 1990.— С. 27. [17] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты.— М., 1982.— С. 107. . [18] Там же.— С. 119 [19] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 28.
[20] Опыты описаны по следующим публикациям: Вудвортс Р. Решение проблем животными Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981; Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян.— Там же.
[21] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.— М., 1987.— С. 60.
[22] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.—• М., 1991.—С. 25.
[23] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.— М., 1989.— С. 15.
[24] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.—Т. II.—М., 1989.—С. 29.
[25] Гершуни Г. В., Соколов Е. Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 227.
[26] Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 223. [27] Ярбус А. Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.
[28] См.: Самойлов А. Ф. И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975. [29] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.—С. 174.
[30] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии//Хрестоматия по ощущению и восприятию.-М.,1975.-С.177-178. [31] См.: Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
[32] См.: Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.
[33] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. С. 71-79
[34] Узнадзе Д. Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 266.
[35] См.: Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
[36] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.—С. 186.
[37] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 205. [38] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.— С. 302
[39] См.: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.
[40] Там же.
[41] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989. С. 318
[42] Фрейд 3. Забывание иностранных слов // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979. [43] Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979 [44] Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.—М., 1979.—С. 161.
[45] Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.—С. 166.
[46] Там же.— с. 167. [47] Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981.—С. 37.
[48] Теплое Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.—С. 147.
[49] Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.— С. 73.
[50] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М., 1989. С. 369—370.
[51] Тихомиров О. К. Психология мышления.— М., 1984.— С. 98.
[52] Блейлер Э. Аутистическое мышление//Хрестоматия по общей психологии: М., 1981.—С. 113. Психология мышления. 238
[53] Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.—С. 122.
[54] Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.—С. 98.
[55] Там же.— С. 107. [56] Линдсей Г.. Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[57] Данные по книге: Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1989.
[58] Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М, 1981.—С. 47.
[59] Более подробно теории развития детского интеллекта, включая концепцию Пиаже, рассматриваются во втором томе учебника.
[60] Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[61] См.: Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[62] См.: Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981. [63] Электромиограмма — техническая запись движений голосовых связок.
[64] См.: Соколов А. Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981. [65] Мейли Р. Факторный анализ личности//Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.
[66] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты,— М„ 1982.— С. 110.
[67] Там же.
[68] Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал.— 1987.—Т. 8.—№ 4.
[69] Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.—С. 32.
[70] Там же.— С. 33.
[71] Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 9. [72] Русалов В. М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал.— 1988.— Т. 1.— № 2.
[73] Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий- Тексты — М 1982.—С. 25.
[74] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 110.
[75] Там же.
[76] Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.—С. 149.
[77] Кант называл ощущениями то, что в современной психологии чаще называется чувствами.
[78] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1.—С. 12.
[79] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1. [80] См.: Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты.—М., 1982.
[81] Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий.—М:, 1982.—С. 238—349.
[82] Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий.— М., 1982.— С. 290.
[83] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 290.
[84] См.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты.—М., 1982.
[85] Там же.— С. 49.
[86] [87] Фромм Э Бегство от свободы.-М., 1990.-С. 124-125 [88] Там же.-С. 155. [89] Фромм Э. бегство от свободы.— М., 1990.— С. 168. [90] См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
[91] Там же.- С. 200. [92] Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).
[93] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 187.
[94] Джемс У. Научные основы психологии.— СПб., 1902.— С. 363.
[95] См.: Калин В. К. На путях построения теории воли//Психологический журнал.—Т. 10.— 1989.—№ 2.
[96] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М., 1989.— Т. II.—187.
[97] См.: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций:Тексты.—.М. 1984.
[98] Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Там же.— С. 14. [99] Анохин П. К.. Эмоции // Психология эмоций: Тексты.— М., 1984.— С. 173.
[100] Вилюнас В. К..- Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций.— С. 9.
[101] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 176.
[102] Вундт В. Психология душевных волнений//Психология эмоций: Тексты.-М., 1984.— С. 49—50. [103] О физиологических аспектах теорий Джемса — Ланге и Кеннона — Барда более подробно см. гл. 2, § 3.
[104] Крюеер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 108.
[105] Здесь и далее приводятся цитаты из работы Б. Спинозы «О происхождении и природе аффектов» (Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 36—39).
[106] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.— С. 247.
[107] Теология- совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных
[108] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 322.
[109] Цит. по: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 338.
[110] См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.—М., 1991.—С. 7— 50.
[111] Франкл В. Человек в поисках смысла.—М., 1990.—С. 200—201.
[112] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990—С. 200—201.
[113] В дальнейшем для сокращения мы будем говорить только о выборах, хотя все сказанное относится и к ответам на остальные три вопроса.
[114] См.: Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи //Вопросы психологии.— 1989.—№ 1.
[115] См. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
[116] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.— М., 1990.—С. 40 510
[117] Фромм Э. Искусство любить..—С. 76.
[118] Фромм Э. Искусство любить...—С. 114—115. Там же.— С. 18. [119] Там же.— С. 18. [120] Фромм Э. Искусство любить...— С. 19.
[121] См., например, описание человеческих страстей и порождаемой ими вражды людей в произведениях Шекспира. Они, как две капли воды, похожи на страсти и отношения современных людей. Попытки насильственно, революционным путем изменить все это в истории человечества неизменно кончались крахом. Таковы были итоги Французской буржуазной революции конца XVIII в., точно так же бесславно завершилась в наши дни Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. Основная психологическая причина неудачи этих революций заключалась в том, что изменить природу человека мерами принуждения в принципе невозможно не только за год или два, но и за три четверти века. Острота социальных, межнациональных, межпартийных и межличностных конфликтов, свидетелями которых мы явились в начале 90-х годов XX в. в нашей стране, демонстрирует не меньше вражды, чем семьдесят, сто, двести и более лет назад.
[122] См.: Аристотель. О душе//Соч.: В 4 т.—М., 1976.—Т. 1.
[123] Уотсон Д. Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х—середина 30-х годов XX в.—М., 1980.—С. 35—36.
[124] Толмен Э. Поведение как молярный феномен//Хрестоматия по истории психологии.— С. 54.
[125] Вертгеймер М. О. О гештальттеории//Хрестоматия по истории психологии.- С. 86 534
[126] Дильтей В. Понимающая психология//Хрестоматия по истории психологии.— С. 261.
[127] Найсер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии: 30—60-е годы: Тексты.—М., 1986.—С. 116. [128] См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.178 (0.009 с.) |