Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общее представление о памяти.

Поиск

 

1. Значение памяти в жизни человека.

2. Развернутое определение памяти.

3. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Тема 2. Виды памяти и их особенности.

 

1. Основания для классификации видов памяти.

2. Разновидности памяти.'

3. Кратковременная память человека.

4. Долговременная память человека.

5. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.

Тема 3. Индивидуальные различия памяти у людей.

 

1. Количественные индивидуальные особенности памяти.

2. Качественные характеристики индивидуальной памяти.

3. Связь памяти с личностью человека.

4. Нарушения памяти (амнезии).

5. Память и мотивация (объяснение забывания).

Тема 4. Теории и законы памяти.

 

1. Ассоциативная теория памяти.

2. Гештальттеория памяти.

3. Смысловая теория памяти.

4. Психоаналитическая теория памяти.

5. Деятельностная теория памяти.

6. Информационно-кибернетическая теория памяти.

7. Законы памяти и факты из ее исследований.

8. Явление реминисценции.

Тема 5. Формирование и развитие речи.

 

1. Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

2. Теория филогенетического развития памяти П. П. Блонского.

3. Культурно-историческая теория развития памяти Л. С. Выготского.

4. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания

детей по А. Н. Леонтьеву.

5. Факторы, влияющие на развитие памяти.

6. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

Темы для рефератов

 

1. Виды памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

3. Теории памяти в психологии.

4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.

4. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

I

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М.,

1980. (Кратковременная память: 27— 52\ Теории памяти: 53—203, 273—292. Память и мышление: 362—427.)

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973. (Память

у животных: 61—72. Понятие хорошей и плохой памяти: 85. Методы изучения памяти: 73—98. Болезни и память. Нарушения памяти: 131—190. Улучшение памяти: 191—207.)

Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984. (Классификация видов памяти: 199—209.)

Лезер Ф. Тренировка памяти.— М., 1979. (Что такое память: 37—43. Основные процессы памяти. Запоминание, припоминание, забывание: 73—114.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение В ПСИХОЛОГИЮ.— М., 1974. (Виды памяти: 313—354. Память: 355—384. Механизмы памяти: 385—419.)

Лурия А. Р. Внимание и память.—М., 1975. (Память: 42—юз.)

Норман Д. А. Память и научение.— М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Сенсорная память: 15—20. Первичная память: 30—37. Вторичная память: 37—41. Забывание: 47—51.)

Роговин М. С. Проблемы теории памяти.—М., 1977. (Феноменология памяти: 23—38. Теории памяти: 38—64. Расстройства памяти: 64—71. Ассоциации и память: 90—98. Личность и память: 98—129. Структурно-уровневая концепция памяти: 161—1-80.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М.,

1989. (Память: 300—344.)

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.— М., 1966. (Теории памяти в психологии: Ш—36, 378—381. Произвольное запоминание: 37—73. Непроизвольное запоминание: 106—136. Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198.)

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.— М., 1979.

(Общие амнезии — потери памяти (Т. Рибо): 25—48. Две памяти (А. Бергсон): 61—75. Память (Ц. Флорес): 244—270.)

II

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения.—Т. II.—М., 1979. (Память и мышление: 118—341. Память. Припоминание: 341—366.)

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973. (Виды

памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.—М., 1961. (Проблема

непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141—221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Развитие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф. В. Память школьника.— М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы.—М., 1978.

(Кратковременная память: 83—159. Долговременная память: 160—215. Запоминание:216—236. Припоминание (воспроизведение): 237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М., 1983.— Т. I. (Развитие высших форм запоминания: 31—64.)

Ляудис В. Я. Память в процессе развития.— М., 1976. (Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной.mi долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—24.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии.— Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374—388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти.— М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.) Общая ПСИХОЛОГИЯ.— М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти.— М., 1989.

(Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

Развитие памяти.—Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать память: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. II.—

М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.)

III

Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие.— М., 1985. (Память: 31—юз.)

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 1980.

(Узнавание: 293—361.)

Веккер Л. М. Психические процессы.—Т. 3.—Л., 1981. (Память как

универсальный интегратор психики: 206—262.)

Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.— М.,

1982. (Функциональная структура памяти: 66—113.)

Восприятие. Механизмы и модели.— М., 1974. (Информация и память:

28—36.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982.

(Память и ее развитие в детском возрасте: 381—395.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983.

(Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239—254.)

Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.— М., 1980.

(Связь памяти и эмоций: 70—90.)

Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы.— Л., 1985. (Система зрительной памяти: 11—29.)

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61.)

Ипполитов Ф. В. Память школьника.—М., 1978. (Теории памяти:

7—15. Классификация видов памяти: 15—28.)

Истомина 3. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие.— М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.— М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом.—М., 1989. (Тренировка памяти:

69—83.)

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста.— М., 1968.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии.— Л., 1987. (Эволюция памяти. Виды памяти: 21—41. Системная организация памяти: 263—300. Нарушения памяти: 356—369.)

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения.— М., 1964. (Планы для запоминания: 132—148.)

Найссер У. Познание и реальность.—М., 1981. (Воображение и память:

141—165.)

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжение.— Л.,

1983. (Особенности памяти при нервно-психическом напряжении: 55—63.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти.— М., 1988. (Что мы знаем и чего не знаем о памяти: 22—36. Управление памятью: 84—112, 133—140.)

Норман Д. А. Память и научение.— М., 1985. (Этапы переработки

информации: 20—30.)

Познавательные процессы и способности в обучении.—М., 1990.

(Память: 61—79.)

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.— М., 1976. (Язык и память:

173—182.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. I.—

М., 1987. (Взаимоотношение образа и слова в развитии памяти: 186—203.)

Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. (Память

в структуре речемыслительной деятельности: 61—98.)

Хоффман И. Активная память.—М., 1986. (Репрезентация в памяти:

56—2П. Организация памяти: 212—252. Создание новой информации в памяти: 253—276.)

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов.— М., 1988.

Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Методические рекомендации для развития внимания, памяти, эмоциональной экспрессии и мотивации у детей 4—7 лет: 45—51.)

Шабанов П. Д., Бородкин Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция.— Л., 1989. (Принципы изучения нарушений памяти в эксперименте: 5—63. Фармакологическая коррекция нарушений памяти: 64—111.)

Глава 10.

ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.01 с.)