Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I. Виды и роль эмоций в жизни человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Значение эмоций в жизни человека. 2. Основные функции эмоций. 3. Виды эмоциональных состояний. 4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния. Тема 2. Психологические теории эмоций.
1. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 2. Психоорганические теории Джемса — Ланге и Кеннона — Барда. 3. Активационная теория Линдсея — Хебба. 4. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера. 5. Информационная теория П. В. Симонова. Тема 3. Эмоции и личность.
1. Связь эмоций с потребностями человека. 2. Эмоции и человеческая индивидуальность. 3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство. 4. Проявление эмоций в художественном творчестве. 5. Любовь как нравственное чувство. 6. Эмоции и человеческие взаимоотношения. 7. Развитие эмоциональной сферы у человека. Темы для рефератов
1. Функции и виды эмоций у человека. 2. Теории эмоций. 3. Эмоции и современное художественное творчество. Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Функциональное назначение различных эмоций у человека. 2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций. 3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальное и творческих личностей.
ЛИТЕРАТУРА I Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.) Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.) Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.) Психология эмоций: Тексты.— М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В. Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У. Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер): 108—119. Очерк теории эмоций (Ж.-П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р. У. Липер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235—237.) Селье Г. Стресс без дистресса.— М., 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса: 31—51. Мотивация и стресс: 52—83.) Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.— М., 1981. (Что такое эмоция: 10—39.) Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Классификация основных эмоций: 12—20.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64—72.) II Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.— Казань, 1987. (Эмоции: 28—140.) Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Развитие эмоций: 116—125.) Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.— Л., 1989. (Теоретические подходы к определению эмоций: 7—19.) Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.) Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976. (Эмоциональный процесс: 61—77.) Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.— М., 1990. (Мотивация и эмоции: 82—216.) Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия и ее природа: 10—22.) Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Методы изучения эмоций: 92—116. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251— 289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313—338. Стыд и застенчивость: 339—368. Вина, совесть, мораль: 370—397.) Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Концепция стресса Г. Селье: 5—20. Психология стресса: 21—44. Психологические и поведенческие признаки стресса: 58—89.) Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (О сущности стресса:5-27.) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.) Наенко Н. И. Психическая напряженность.—М., 1976. (Понятие «психическая напряженность»: 5—20. Виды напряженности: 41—52. Ситуационные детерминанты напряженности: 53—61. Напряженность и успешность деятельности: 62—78.) Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Психологический стресс: 12—20.) Ольшанникова А. Е. Эмоции и Общая ПСИХОЛОГИЯ.— М., 1986. (Чувства: 366—384.) Ренковский Я. Экспериментальная психология эмоций.— М., 1979. (Эмоциональный процесс: 39—132. Влияние эмоций на поведение: 133—178. Эмоции и познавательные процессы: 179—232. Эмоции и поведение человека: 233—300.) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.—М., 1989. (Эмоции: 147—182.) Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии.— М., 1987. (Отражательно-оценочная и регуляторная функции эмоций: 61—86.) Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Что такое стресс: 6—24. Признаки стресса: 25—28. Подходы к изучению стресса: 55—74.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. V.— М., 1975. (Эмоции: 111—195.) Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.) Ill. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Стресс: 33—36.) Веккер Л. М. Психические процессы.—Т. 3.—Л., 1981. (Эмоции: 57—155.) Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Развитие эмпатии: 23—29.) Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987. (Психология симпатий: 44—92. Психологический анализ любви: 110—130.) Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.—М., 1990. Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Развитие эмоциональной сферы: 53—57. Любовь, вдохновение, счастье: 117—134.) Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Поведение людей при различных видах стресса: 89—139. Познавательные процессы при стрессе: 202—271. Общение в стрессовых ситуациях: 272—323. Индивидуальные различия поведения людей при стрессе, их объяснение: 324—339.) Ладанов И. Д. Управление стрессом.—М., 1989. (Управление стрессом:27—42.) Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения.—М., 1980. Механизмы памяти. Руководство по физиологии.—Л., 1987. (Эмоции и регуляция памяти: 325—351.) Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12. Явления нервно-психического напряжения: 24—48. Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.) Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Психологическая характеристика любви: 18—22.) Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Реакция организма на стресс: 32—54. Стресс и связанные с ним заболевания: 75—105. Управление стрессорными реакциями: 105—117.) Тихомиров О. К. Психология мышления.—М., 1984. (Эмоции и мышление: 87—106.) Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.—М., 1990. Глава 19. МОТИВАЦИЯ Краткое содержание Мотив и мотивация. Понятия мотива и мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков. Соотношение диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Общее строение мотивационной сферы человека. Основные параметры, по которым оценивается степень развитости мотивационной сферы. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе. Психологические теории мотивации. Краткие сведения из истории теоретической разработки проблем мотивации. Первые мотивационные объяснения поведения человека и животных. Возникновение основных направлений исследования мотивации в конце XIX в. под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина. Теория инстинктов и биологических потребностей У. Макдауголла. Бихевиористская концепция мотивации (Э. Толмен, К. Халл). Классификация человеческих потребностей по Г. Маррею и А. Маслоу. Теории мотивации, появившиеся в начале XX в. Современные направления в исследованиях мотивации поведения человека. Отличие новейших концепций мотивации от предшествующих. Общее положение дел с разработкой проблем мотивации в нашей стране. Когнитивные теории мотивации.. Понятие и теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Концепции Д. Аткинсона и Ю. Роттера. Инструментальное действие и его место в современных теориях мотивации (В. Вроом). Мотивация и деятельность. Понятие и теория каузальной атрибуции. Мотивация достижения успехов и неудач. Индивидуальные различия между людьми, ориентированными на успех и неудачу. Атрибуция успехов и неудач разными индивидами. Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач. Мотивация достижения и тревожность. Личностная и ситуационная тревожность. Модель К. Спилбергера, объясняющая влияние тревожности на результаты деятельности. Тревожность и экзаменационные испытания человека. Мотивация беспомощности. Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Потребность в общении (аффилиация). Мотив власти, его проявление. Индивидуальные различия в мотивации власти. Поведение людей с разными мотивами в экспериментальных ситуациях типа «дилеммы узника». Мотивация просоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрация. МОТИВ И МОТИВАЦИЯ
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Вторую мы уже в основном рассмотрели в предыдущих главах, а теперь обратимся к первой. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально-специфическая окрашенность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними. гак и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее. Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое повеление. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению
Рис. 64. Общее строение мотивационной сферы человека понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта.), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной Памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти. Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними и общая структура мотивационной сферы человека представлены схематически на рис. 64. Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека,— это научные и художественно-творческие изыскания. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы Получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.018 с.) |