Психологическая характеристика эмоциональной сферы человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика эмоциональной сферы человека.



Чувства – переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Чувства носят личностныйхар-р: в них отражается значимость предметов и явлений для данного чел-ка в конкр. ситуации. Но они не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую инф-цию о них. Чувства тесно связаны с потребностями Л. Отличительнойхар-кой чувств явл. их полярность. Решающей чертой чувств явл. их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, придают состоянию чел-каопредел. тип переживаний. Ещё одной важнейшей особ-стью чувств явл. их связь с жизнед-стью организма.

ФУНКЦИИ ЧУВСТВ: отражательная (обобщённая оценка событий); побудительная, стимулирующая; подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечатлеваются в памяти); переключательная (конкуренция мотивов – определение доминирующей потребности); приспособительная (благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возм-сть приспособиться к окружающим условиям); коммуникативная (передача переживаний другим людям).

Кора больших полушарий выполняет ведущую роль в протекании чувств (регулирует протекание и выражение эмоций).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определённые мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено.

Чувства: положительного и отрицательного порядка.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрация (состояние чел-ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели), страсть, высшие чувства.

8. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности и остающихся постоянными в течение жизни.

Основные свойства нервных процессов:

- Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку.

- Уравновешенность – это определенный баланс процессов возбуждения и торможения.

- Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим.

Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения.

2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный.

3. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»).

4. Слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.

Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента.

Типы темперамента. Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе.

Сангвинический темперамент. Для него обычно большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, не чувствует скованности в новой обстановке. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, то сангвиника быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми. Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много деланий, они за многое берутся, но часто не доводят до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещания. Могут легко обидеть, но быстро забывают обиды. Не злопамятны. Флегматический темперамент. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. Он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивость, устойчивость внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с этим типом темперамента ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

У школьников – холериков – стараться путем тренировки развивать процесс торможения. Требовать спокойных обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений. В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность. На холериков лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.У сангвиников - воспитывать усидчивость, устойчивость интересов, серьезное отношение к любому делу. У меланхоликов – надо постепенно отучать от излишней робости, застенчивости, чаще спрашивать на уроках, большая роль одобрения. Развивать общительность. Мягкость, тактичность со стороны педагога. У флегматиков – следует развивать подвижность, активность. Изживать равнодушие, безразличие.

 

 

9. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1)систему его отношений к действительности; 2) привычную схему его поведения в определенной ситуации.

Отдельные черты характера зависят друг от друга и связаны между собой, образуя целостное единство. Такая целостная организация называется структурой характера.

Обычно принято выделять четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:1. свойства, выражающие отношения к обществу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.п.);2. свойства, выражающие отношения к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное и безответственное отношение и т.п.);3. свойства, выражающие отношения к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение и т.д.);4. свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.).

Структура характера, образ поведения личности зависят не только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека.

Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе Учителя, применяют такие средства воздействия на учеников, как общественное мнение класса, педагогическую оценку учебной, трудовой и общественной деятельности, используют методы внушения и убеждения. Важное значение имеет контроль за поведением школьника (поощрять хорошее, видеть плохое).

Тип характера – относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип характера развивается и изменяется.1. Типы характера по преобладанию рассудка, воли, эмоций: - рассудочные – ко всему подходят с рациональной меркой; - эмоциональные – поступают под влиянием порыва, переживаний; - волевые – активные, целеустремленно деятельные. 2. Направленность личности на внутренний или внешний мир: - интравертированный (внутренне сосредоточенный, замкнутый, мыслитель); - экстравертированный (открытый человек, активный, чрезвычайно общительный).

3. По степени самостоятельности личности: - конформный тип (легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются власти других, имеют тенденцию выполнять предписания без критики, не способны адаптироваться в состоянии стресса); - самостоятельный тип (отличается стойкостью личных убеждений и самостоятельностью суждений и решений.Представители этого типа активны и не теряются в трудных обстоятельствах, легко мобилизуют силы в стрессовых ситуациях).

10. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. Термин "личность " - перевод с английского "personality", которое, в свою очередь, произошло от лат "persona", обозначавшее маску, которую надевали актеры в античном театре. Таким образом, с самого начала личность понималась как некая маска, как определенные роли, которые человек играет в жизни.

Для социально-психологического анализа следует разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек". Наиболее общим понятием является " человек " - биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда. " Индивид " - отдельный представитель человеческой общности, существо в единстве биологических и социальных качеств. " Индивидуальность " - человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей; своеобразие психики индивида, ее неповторимость. " Личность " - социально-психологическая сущность, формирующаяся в результате усвоения человеком общественно-исторического опыта.

В психологии существуют два основных подхода к пониманию личности - широкий и узкий. В широком смысле личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности, в данном случае, входят социальные, психологические и биологические характеристики. В узком смысле личность - это определенное качество, которое формируется у человека в процессе его жизни в обществе. Как правило, к чисто личностным особенностям, исходя из данного определения, можно отнести ценностно-смысловую сферу. Таким образом, узкий подход характеризует личность со стороны ценностей, мотивов, мировоззрения, самосознания.

Отдельно следует рассмотреть соотношение биологического и социального в личности.

· Личность формируется в обществе, в рамках человеческой культуры, в процессе взаимодействия с окружающими людьми - носителями социального опыта.

· Вторым условием формирования личности является наличие полноценного с биологической точки зрения мозга. Человеческая культура построена на символическом осмыслении реальности. Для понимания и осмысления этой реальности необходим высокоразвитый мозг.

Структура личности – совокупность относительно стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидом в разное время и в разных обстоятельствах.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.

· Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

· Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

· Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

· Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

ПОДХОДЫ:

Сергей Леонидович Рубинштейн развивает объективный подход к личности, подчёркивая, что личность проявляется в деятельности и в ней формируется.

Деятельностный поход к личности. Алексей Николаевич Леонтьев. Он единицами психологического анализа личности рассматривает деятельность субъекта, чем разнообразнее виды деятельности, чем они более развиты и иерархизированы, тем богаче сама личность.Он рассматривает такое понятие «личностный смысл» - это отношение целей деятельности к мотивам человека.Личность нельзя отождествлять с индивидом.

Комплексный подход. Борис Герасимович Ананьев. Он подчёркивает, что личность – это продукт своей эпохи и жизни страны. Развитие личности связано со сменой её социального статуса. Когда человек готов, но нет возможности. И не готов, но это произошло.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.022 с.)