Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика эмоциональной сферы человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чувства – переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Чувства носят личностныйхар-р: в них отражается значимость предметов и явлений для данного чел-ка в конкр. ситуации. Но они не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую инф-цию о них. Чувства тесно связаны с потребностями Л. Отличительнойхар-кой чувств явл. их полярность. Решающей чертой чувств явл. их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, придают состоянию чел-каопредел. тип переживаний. Ещё одной важнейшей особ-стью чувств явл. их связь с жизнед-стью организма. ФУНКЦИИ ЧУВСТВ: отражательная (обобщённая оценка событий); побудительная, стимулирующая; подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечатлеваются в памяти); переключательная (конкуренция мотивов – определение доминирующей потребности); приспособительная (благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возм-сть приспособиться к окружающим условиям); коммуникативная (передача переживаний другим людям). Кора больших полушарий выполняет ведущую роль в протекании чувств (регулирует протекание и выражение эмоций). Существенную роль в эмоциональных переживаниях играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определённые мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. Чувства: положительного и отрицательного порядка. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрация (состояние чел-ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели), страсть, высшие чувства. 8. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности и остающихся постоянными в течение жизни. Основные свойства нервных процессов: - Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку. - Уравновешенность – это определенный баланс процессов возбуждения и торможения. - Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. 1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения. 2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный. 3. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»). 4. Слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Типы темперамента. Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Сангвинический темперамент. Для него обычно большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, не чувствует скованности в новой обстановке. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, то сангвиника быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми. Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много деланий, они за многое берутся, но часто не доводят до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещания. Могут легко обидеть, но быстро забывают обиды. Не злопамятны. Флегматический темперамент. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. Он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивость, устойчивость внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с этим типом темперамента ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях. У школьников – холериков – стараться путем тренировки развивать процесс торможения. Требовать спокойных обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений. В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность. На холериков лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.У сангвиников - воспитывать усидчивость, устойчивость интересов, серьезное отношение к любому делу. У меланхоликов – надо постепенно отучать от излишней робости, застенчивости, чаще спрашивать на уроках, большая роль одобрения. Развивать общительность. Мягкость, тактичность со стороны педагога. У флегматиков – следует развивать подвижность, активность. Изживать равнодушие, безразличие.
9. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1)систему его отношений к действительности; 2) привычную схему его поведения в определенной ситуации. Отдельные черты характера зависят друг от друга и связаны между собой, образуя целостное единство. Такая целостная организация называется структурой характера. Обычно принято выделять четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:1. свойства, выражающие отношения к обществу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.п.);2. свойства, выражающие отношения к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное и безответственное отношение и т.п.);3. свойства, выражающие отношения к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение и т.д.);4. свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.). Структура характера, образ поведения личности зависят не только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека. Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе Учителя, применяют такие средства воздействия на учеников, как общественное мнение класса, педагогическую оценку учебной, трудовой и общественной деятельности, используют методы внушения и убеждения. Важное значение имеет контроль за поведением школьника (поощрять хорошее, видеть плохое). Тип характера – относительно устойчивое образование, но он вместе с тем и пластичен. Под влиянием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип характера развивается и изменяется.1. Типы характера по преобладанию рассудка, воли, эмоций: - рассудочные – ко всему подходят с рациональной меркой; - эмоциональные – поступают под влиянием порыва, переживаний; - волевые – активные, целеустремленно деятельные. 2. Направленность личности на внутренний или внешний мир: - интравертированный (внутренне сосредоточенный, замкнутый, мыслитель); - экстравертированный (открытый человек, активный, чрезвычайно общительный). 3. По степени самостоятельности личности: - конформный тип (легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются власти других, имеют тенденцию выполнять предписания без критики, не способны адаптироваться в состоянии стресса); - самостоятельный тип (отличается стойкостью личных убеждений и самостоятельностью суждений и решений.Представители этого типа активны и не теряются в трудных обстоятельствах, легко мобилизуют силы в стрессовых ситуациях). 10. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. Термин "личность " - перевод с английского "personality", которое, в свою очередь, произошло от лат "persona", обозначавшее маску, которую надевали актеры в античном театре. Таким образом, с самого начала личность понималась как некая маска, как определенные роли, которые человек играет в жизни. Для социально-психологического анализа следует разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек". Наиболее общим понятием является " человек " - биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда. " Индивид " - отдельный представитель человеческой общности, существо в единстве биологических и социальных качеств. " Индивидуальность " - человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей; своеобразие психики индивида, ее неповторимость. " Личность " - социально-психологическая сущность, формирующаяся в результате усвоения человеком общественно-исторического опыта. В психологии существуют два основных подхода к пониманию личности - широкий и узкий. В широком смысле личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности, в данном случае, входят социальные, психологические и биологические характеристики. В узком смысле личность - это определенное качество, которое формируется у человека в процессе его жизни в обществе. Как правило, к чисто личностным особенностям, исходя из данного определения, можно отнести ценностно-смысловую сферу. Таким образом, узкий подход характеризует личность со стороны ценностей, мотивов, мировоззрения, самосознания. Отдельно следует рассмотреть соотношение биологического и социального в личности. · Личность формируется в обществе, в рамках человеческой культуры, в процессе взаимодействия с окружающими людьми - носителями социального опыта. · Вторым условием формирования личности является наличие полноценного с биологической точки зрения мозга. Человеческая культура построена на символическом осмыслении реальности. Для понимания и осмысления этой реальности необходим высокоразвитый мозг. Структура личности – совокупность относительно стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидом в разное время и в разных обстоятельствах. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. · Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. · Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. · Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. · Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: - темперамента (структуры природных свойств), - направленности (система потребностей, интересов, идеалов), - способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). ПОДХОДЫ: Сергей Леонидович Рубинштейн развивает объективный подход к личности, подчёркивая, что личность проявляется в деятельности и в ней формируется. Деятельностный поход к личности. Алексей Николаевич Леонтьев. Он единицами психологического анализа личности рассматривает деятельность субъекта, чем разнообразнее виды деятельности, чем они более развиты и иерархизированы, тем богаче сама личность.Он рассматривает такое понятие «личностный смысл» - это отношение целей деятельности к мотивам человека.Личность нельзя отождествлять с индивидом. Комплексный подход. Борис Герасимович Ананьев. Он подчёркивает, что личность – это продукт своей эпохи и жизни страны. Развитие личности связано со сменой её социального статуса. Когда человек готов, но нет возможности. И не готов, но это произошло.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.014 с.) |