Возрастные особ-сти психического развития в детском возрасте (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особ-сти психического развития в детском возрасте (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст).



МЛАДЕНЧЕСТВО:

Вед.вид д-сти (д-сть, в кот. происходит развитие на данном этапе) – эмоциональное общение во взрослыми (потребность общения со взрослыми – развитие вед. д-сти – формирование псих. функций). Потребность в новых ощущениях.

Новообразования: сознание «про – мы» (псих.общность со взрослым). Через взрослого ребёнок расширяет круг отношений с действ-стью.

Соц.ситуация: полная биологическая беспомощность. Отсутствие речи.

Познавательнаяд-сть: развитие кожной, вкусовой, обонятельной чувст-сти, слуха. Реакция на интонацию голоса. Возр. цветовая чувствительность, предметное восприятие, фиксация взгляда на предмете, навык хватания – координация между зрением и движением. Наглядно-образное мышление. Слов.запас – 5-12 слов до 20-45.

Эмоц. сфера: развитие и становление связано с окружающей средой воспитания (родители, бабушка, дедушка, родственники).

Личность: появляется потребность в эмоц. общении со взрослым.

Волевая сфера: легко формир. новые инд. формы поведения.

Основные условия развития: наследственность, соц. среда.

РАННЕЕ ДЕТСТВО:

Вед.вид д-сти: предметно-манипулятивная д-сть - формирование предметных действий (вкл. в совместную д-сть со взрослыми) - усвоение функций предмета и функций орудий. Быстро развивается познавательная сфера.

Новообразования: речь – появление осмысленности восприятия, формируется его контрастность, предметность (вопросы Что это? Кто это?): образы восприятия – внутренний план – форм.устойчиваякартина мира. Слово и предмет ещё не разделены (1 слово=много значений). Бессловесное восприятие – словесное восприятие – выделение фигуры на фоне. Речь меняет структуру восприятия.

Соц.ситуация: Взрослый – эталон, образец действий. Очень значима оценка его поведения взрослым. Появление речевого общения (ситуативно-делового).

Познавательнаяд-сть: развитие восприятия связано с интериоризацией внешней соц. д-сти и освоением сенсорных эталонов (названия цветов). Память – процесс узнавания. Речь – к 2 годам словарный запас 250-300 слов, овладение сложными предложениями, всеми звуками кроме р, л, с, з, ж, ш. Речевое мышление – связь речи и мышления. Мышление наглядное.

Эмоц. сфера: эмоции носят бурный, но нестойкий хар-р; быстрый переход от одного состояния к другому (влияние возникающих чувств и желаний); легко привлечь к чему-нибудь внешними стимулами. Ярко выраженный индивидуализм (ориентация на самого себя); в д-сти преобладает личностный интерес, отсутствие чувства вины и стыда.

Личность: выделение своего «Я» среди других людей. Форм-ние самостоятельности.

Волевая сфера: упрямство (по отношению ко взрослым).

Основные условия развития: семья.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

Вед.вид д-сти: сюжетно-ролевая игра – формируется сотрудничество детей. Организационные занятия – продукт д-сти (взрослый руководит д-стью) – формирование отношения к воспитателю как к учителю. Д-стьсвязана с выполнением разнообразных пережитых моментов.

Новообразования: формирование обобщений (план общих представлений). Общение принимает надситуативныйхар-р. Смысловое поведение. Появл. творч. виды д-сти (лепка, рисование). Осн. новообразование – ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ. Готовность к школе.

Соц.ситуация: новые отношения ребёнка со взрослым – взрослый нач. выд. как особый объект, формируются правила поведения как надситуативные образования. Общение приобретает внеситуативно-личностный хар-р (реакция на требования и запреты взрослого). Тип поведения – личностный (копирует). Важно не кач-во выполнения д-сти, а принятие на себя опред. соц. роли.

Познавательная д-сть: формирование представления, видения чего-либо в соответствии со взятой ролью – развитие рефлексии. Операционный интеллект, формирование символической функции мышления через замещение. Развитие речи: причинные, целевые, следственные связи в предложениях, освоение фонетики, активный словарь – 2-3 тыс. слов (пас. – 14 тыс.). Общение со сверстниками – возникновение групп - дифференциация (появление лидеров, ведущих, ведомых).

Эмоц. сфера: самосознание, развитие эстетического и нравственного чувств.

Личность: осознание роли учителя своей собственной функции учиться, формирование самооценки, самолюбия, регуляция поведения. СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ (ВАЖНО ПОСТУПАТЬ ПО ПРАВИЛАМ) – «ПЕРВОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ».

Волевая сфера: развитие произвольности всех процессов, волевое поведение обусловлено усвоением нравственных установок и эстетических норм. Капризы и упрямство свид. о слабом развитии и воли.

Основные условия развития: среда определяет развитие ребёнка через переживания среды и д-сти самого ребёнка (Д.Б. Эльконин).

20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с обучением его в начальной школе. В этот период происходит становление ребенка как личности. Активно формируются многие психические процессы: воля, память, творческое воображение, абстрактное мышление. Проявляются чувства (переживания, стыда, любви, долга, ответственности и многие другие). Существенную роль начинает играть становление действий в игре, труде, рисовании, повышается уровень произвольного управления своим поведением, осознание речи, интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления. В этом возрасте у ребенка закладываются основы логического мышления, появляется способность обобщения. Для детей характерна большая эмоциональность, потребность самовыражения.

Процесс ощущения у детей младшего школьного возраста проходит в тесном взаимодействии с процессом восприятия. У детей этого возраста довольно хорошо развита речь, что обеспечивает осмысленность восприятия. В этот период жизни ребенок способен к обобщению свойств предметов и явлений окружающего мира путем их словесного обозначения. Для младших школьников характерно восприятие окружающего мира в форме восприятия пространства, времени, сложных звуков, речи. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других предметов.

Воображение младшего школьника отличает яркость, эмоциональность, наглядность, конкретность, подвижность и изменчивость, широта, разнообразие, целенаправленность.

Для детей младшего школьного возраста характерно наличие элементов воссоздающего, творческого воображения, проявляющихся в игровой, трудовой, учебной деятельность. Следует подчеркнуть, что именно в младшем школьном возрасте начинают развиваться «высшие» чувства: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Посредством чувств ребенок не только воспринимает свое окружение, но и вырабатывает свое отношение к нему.

Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организованно особым образом. Оно должно быть сродни игре, ведь ребенок играет потому что ему хочется, это деятельность ради нее самой.

Основные новообразования младшего школьного возраста:

Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Рефлексия интеллектуальная. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

 

 

21. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (11-16 лет). Ведущая деятельность в подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования:

Формирование «Мы» - концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это скорее поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только их связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия ограничены.

Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1). Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, т.к. ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. 2). Новое отношение к учебе. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. 3). Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). 4). Внешний вид и манера одеваться.

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческими и эмоциональными.Эмоциональные расстройства преобладают у девочек. Это депрессия, страхи, тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.028 с.)