Понятие об ощущении и восприятии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об ощущении и восприятии.



Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непо­средственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверх­ности органов чувств. Ощущение – отражение отд. чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.

Ощущения – осн. источник наших знаний о внешнем мире и собственном теле. Предметы и явления действ-сти, возд. на наши органы чувств – раздражители. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель; имеет рефлекторный хар-р как всякое психическое явление. Деятельность анализаторов – физиологический механизм ощущений. Анализаторы состоят из 3 частей: рецептор (периферический отдел, воспринимающая часть), афферентные или чувствительные нервы (проводят возбуждение в нервные центры), корковые отделы анализатора (переработка нервных импульсов).

5 основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя.

Абсолютный порог ощущения – минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Величина абс. порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. От абс. чувств-сти надо отличать относительную, или разностную чувствит-сть, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. Миним. различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, наз. порогом различения, или разностным порогом.

В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio — восприятие) в субъективном пространстве формируется образ вос­приятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, кото­рый обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится.

Свойства образа восприятия: 1. предметность, т.е. образ объекта как пространственно обособленного, от­дельного предмета; 2. целостность - организация отдельных элементов образа в единое целое; 3. обобщенность – отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивиду­альные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам; 4.к онстантность – л юбой организм живет в постоянно изменяющихся услови­ях среды.

Свойства восприятия:

1. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

2. Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной àвосприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

3. Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное.

4. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

5. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Об учете особенностей в процессе обучения:

· в процессе восприятия всё делится на фигуры и формы àнужно понимать, ЧТО ребёнок должен сейчас воспринять à возникает проблем целей - их нужно определять чётко для ребенка. Напр, для мл.школьников-цели выписывать на доске (самая информативная - прав.верхн.часть) + использовать условные знаки

· нужно выделять главное - фигура! – чтобы дети знали, что главное на уроке, с чем будем знакомиться

· нужно помнить возрастные особенности!

•в мл.шк.возрасте формируется восприятие как самостоятельнаядеятельностьть (учить воспринимать à чётко ставить цель восприятия и планировать его результат)

•в старш.школе всё интеллектуализируетсяà всё должно быть понято (школьники сами задают вопросы).

3. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ. Внимание – познават.процесс, который заключается в сосредоточении сознания на чём-либо.

Внимание бывает:

- произвольное – само формируется, при помощи взрослых (типа пальцем указать – обратит внимание). Факторы: 1) субъективный – внимание, которым МЫ управляем, наши интересы; 2) объективный – управляют другие, что-то вызывает интерес.

- непроизвольное – мы сами управляем (хочу-смотрю, хочу-не смотрю) – формирование зависит от цели (нет цели – нет внимания).

- послепроизвольное – появляется после произвольного (ребёнка заставили читать, он зачитался и сам уже дальше читает – не надо заставлять).

Характеристики внимания:

1) Объем внимания. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

2) Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

3) Распределение внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания (Юлий Цезарь - мог делать одновременно семь не связанных между собой дел). Однако человек способен выполнить только один вид сознательной деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. /рассмотреть на примере муз.школы – типа дети не могут играть по нотам – сложно и в ноты смотреть, и на клавиши, поэтому им легче выучить наизусть с рук педагога./

4) Распределение внимания является обратной стороной его переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

5) Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

6) Колебание внимания - выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Внимание в организации деят-ти школьников:

- привлечение внимания;

-удержание внимания (для этого нужно проставить цели на уроке – чёткие, в соответствии с возрастом!)

-учитываем возраст.особ-ти внимания (в школу дети приходят БЕЗ произвольного внимания).

4. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ. Мнемозина – матерь всех муз, память – основа всего. Память – процесс запечатления, сохранения, воспроизведения прошлого опыта (+ забывание информации). Память не только складирует, НО и организует наш опыт.

Виды памяти: 1) по степени волевого участия: произвольная/непроизвольная; 2) по времени хранения: долговременная, кратковременная, оперативная; 3) в звыисимости от того, ЧТО запоминаем: образная (муз., зрит., обонят.и др.), двигательная, эмоц-я, словесно-логич.

Память состоит из 4 процессов: 1) запоминание (зрит, слух и т.д.), 2) сохранение, воспроизведение, забывание (доказано, что осн.часть инфы забывается в первые часы после её получения – поэтому заниматься надо сразу после урока, а не через пару дней).

Способы запоминания: 1) составление плана; 2) сравнение текста; 3) анализ инфы. Всё это – смысловые способы запоминания, т.к. связаны с работой над текстом.

Учёт памяти в уч.деят-ти:

-обязательно учить детей приёмам запоминания;

-учитывать возрастные особ-ти: мл.школьники – НЕТ произвольной памяти – её нужно формировать;

-учить смысловому запоминанию-т.е осмысленной работе над текстом

-подростки – с ними легче, но они запоминают только то, что понимают, поэтому следует им всё хорошо разъяснять, иначе происходит просто механическое запоминание;

-старшая школа – ученики создают свои приёмы запоминания, происходит активное развитие мышления;

-воспроизведение – осн.способ запоминания для большинства детей, поэтому материал стоит не просто читать, но и воспроизводить вслух.

5. ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ И ВООБРАЖЕНИИ. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующееся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Когда человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не внешние особенности предмета, а саму сущность этого предмета. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: мышление имеет опосредованный характер – человек опирается не только на непосредственное восприятие и ощущение предмета, но и свой прошлый опыт; Мышление опирается на имеющиеся знания об общих законах природы и общества, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира; Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме (слова являются раздражителями, сигнализирующими о действительности в обобщенной форме); Мышление связано с практической деятельностью. Мышление осуществляет различные операции: анализ (помогает понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его общего осмысления); синтез (благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как о состоящем из связанных частей); сравнение (сопоставление предметов, их свойств с целью выявления общности или различий между ними); обобщение (объединение предметов по общему признаку, позволяет отразить всю сущность явления); конкретизация (движение мысли от общего к частному); абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков объекта и вычленение главного). Содержание мышления проявляется через его формы: понятие (отражение в сознании общих и существенных свойств предмета); суждение ( основная форма мышления, в процессе которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности.Суждения могут быть нашими и чужими); умозаключение (выделение из ряда суждений нового).Виды мышления: наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность (Первичной является практическая деятельность, по мере развития которой из нее выделяется мыслительная деятельность. До 3-х лет М в основном наглядно-действенное); наглядно-образное мышление – мышл., осуществ. на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше (Возникает у дошкольников в 4-7 лет. Но в этом возрасте наглядно–образное М детей подчинено их восприятию, они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета; отвлеченное мышление (теоретическое) – мышл., совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. Развивается в школьном возрасте в форме абстрактных понятий. В конце школьного обучения у детей формируется система понятий. В процессе развития понятий у учащихся огромную роль играет наглядность. Чаще всего на уроке мышление ребенка связано с вопросом учителя. Приводить примеры, учитывать возрастные особенности: применение наглядности - особенно в мл. школьн. возр.; в мл.шк.возр. – теоретическое или абстрактное мышление. Учить ребенка следует в зоне ближайшего развития – где неизвестное всегда должно содержать известное. Индивидуальные особенности мышления:самостоятельность, гибкость, быстрота. Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. С. Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Особый вид воображения – мечта как образ желаемого будущего.

 

 

6. ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодоление внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля выполняет две взаимосвязанные функциипобудительную (обеспечивает активность человека) и тормозную (выражается в сдерживании нежелательных проявлений активности.)

Волевые свойства личности:

Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Целеустремленная личность имеет отчетливые, ясные личные цели.

Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение.

Выдержка ( самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее, ставит цель. Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие. Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

Воля человека характеризуется и другими свойствами, такими, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием основных волевых качеств. Если волевые свойства приобретают устойчивость, то они отражают уровень развития воли личности. У каждого человека представлены все волевые свойства личности, но развиты они неодинаково.

Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением, игрой, человек воспитывает свою волю. В каждом виде деятельности есть элементы, вызывающие интерес, повышенное положительное эмоциональное состояние. Однако в труде, учении и даже игре немало будничного, малоинтересного, но важного, необходимого. Человек, занимаясь данным видом деятельности, преодолевает субъективные и объективные трудности, усилием воли заставляет себя продолжить и закончить начатое. Именно в этих особо трудных условиях, требующих сознательного регулирования поведения, крепнет, закаливается воля человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.02 с.)