Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие восприятия. Свойства восприятия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие социальной перцепции. Основные понятия: ощущение, виды ощущений, восприятие, виды восприятия, афферентные нервные пути, эфферентные нервные пути, анализатор, пороги ощущения, сензитивность, сенсибилизация, синестезия, галлюцинация, иллюзия, адаптация, компенсация, время реакции, психофизика, апперцепция, свойства образа восприятия, приписывание, установка, когнитивный диссонанс, социальная перцепция.
Литература 1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3. / Л. М. Веккер. – Л., 1981. – С. 285 – 325. 2. Величковский, Б М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М., 1973. 3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1988. – С. 64 – 95, С. 162 – 189. 4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. I. / А. В. Запорожец. – М., 1986. – С. 112 – 153. 5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – Т. I. / С. Л. Рубинштейн. – М, 1989. – С. 146 – 156.
1. Понятие ощущения. Мы уже знаем, что такое психика, какими методами её изучают, как она развивается. Теперь предстоит самое главное – разобраться в основных блоках, частях, из которых построен внутренний мир человека. Мы знаем, что психика – это сложная отражательная деятельность мозга. Но окружающий мир может отражаться человеком по-разному. О форме предмета мы узнаём, взглянув или ощупав его, а для проникновения в структуру атома надо провести длительные исследования и построить сложную систему рассуждений. В первом случае говорят о непосредственном отражении, во втором – об опосредованном. В первом случае результатом отражения будет наглядный образ, во втором – понятия и умозаключения. Существует немало попыток создать классификацию психических явлений. Издавна принято, например, деление психики на познание, чувства и волю. Познание, познавательная деятельность, подразделяется, в свою очередь, на самостоятельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение и мышление – и сквозные: память, внимание и речь. Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие, многие другие качества, признаки, свойства окружающих предметов и явлений мы познаём благодаря особому психическому процессу – ощущению. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность и непосредственность. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Впрочем, в реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: красное знамя, прохладный ветерок, душистая роза, сладкий мёд и т. д. Ощущение – познавательныйпсихический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Из курса анатомии и физиологии вы знаете, что физиологическим аппаратом ощущений служат анализаторы, или сенсорные системы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка, и т.д.), афферентных и эфферентных нервных путей и соответствующего отдела коры мозга. Характеризуя комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ц.н.с. Афферентные нервные пути – проводниковый отдел – передают восходящие импульсы возбуждения, возникшие в рецепторе, к соответствующему отделу коры головного мозга. Эфферентные нервные пути проводят импульсы от центра к периферии, т.е. к гладкой мускулатуре, и эндокринной системе. Для возникновения ощущений необходимо: 1) чтобы было, что ощущать: какой-то предмет, явление, 2) предмет должен воздействовать на рецептор своим определённым свойством – цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом. Воздействие может быть контактным (вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладёте его на язык) или дистантным (вы видите далёкие звёзды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря). Однако оно обязательно раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение – физиологический процесс, который по афферентным нервным волокнам передаётся в соответствующий участок мозга. Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определённой силы, определённой величины. Порог ощущения – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П. О. Верхним абсолютным П. О. называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, превращаясь в болевое. Разностный, или дифференциальный, порог ощущения показывает минимальное различие между двумя раздражителями. Между абсолютной чувствительностью и её порогом существует обратная пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность (сензитивность). Основными органами чувств являются зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.
2. Виды ощущений. Со времён Аристотеля традиционно выделяют 5 видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. Однако установлено, что существует много других ощущений, сложные механизмы обеспечивают постоянное взаимодействие органов чувств между собой. Например, восприятие вкуса основано на тесном взаимодействии рецепторов ротовой и носовой полостей. Нарушение взаимодействия между органами зрения и равновесия приводит к «морской» и «автомобильной» болезни.
Классификация ощущений I. По модальности (качественному своеобразию): – зрительные (световые, цветовые: 1) световые ощущения обусловлены восприятием световых волн путём поглощения «квантов энергии», называемых фотонами, световой стимул тем интенсивнее, чем больше фотонов соответствует той или иной частоте, световое зрение обеспечивают палочки, расположенные по периферии сетчатки, они помогают различать чёрные, серые и белые тона; 2) цветовое зрение обеспечивают колбочки, сосредоточенные в центральной области сетчатки, каждая колбочка содержит фотопигмент одного из 3-х типов, чем и определяется её чувствительность к световым волнам той или иной длины – к красному, зелёному или синему цвету); – слуховые (раздражителем для слухового анализатора являются звуковые волны, продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука, виды слуховых ощущений: речевые, шумы, музыкальные); – вкусовые (вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворённых в слюне или воде, традиционно различают 4 типа вкусовых ощущений: сладкое, кислое, солёное и горькое, которые воспринимаются определёнными участками языка с помощью примерно тысячи вкусовых сосочков, рецепторы клетки обновляются в среднем через каждые 7 дней); – обонятельные (органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости, раздражителями для обонятельного анализатора служат частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом; различают 7 основных групп запахов: эфирный (ацетон), камфорный (нафталин), мускусный (мускус), цветочный (запах розы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный (запах тухлого яйца); – кожные ощущения: 1) тактильные – возникают в результате передачи информации различными кожными рецепторами при их контакте с предметом, например: скольжение руки по гладкой или шероховатой поверхности ведёт к возбуждению лишь определённой группы рецепторов, в результате чего мозг получает информацию о характерных особенностях поверхности предмета; 2) температурные – на теле человека имеются точки, чувствительные только к теплу или только к холоду; 3) вибрационные – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха; – органические ощущения (это ощущения голода, жажды, сытости, тошноты и т. д., рецепторы находятся в стенках внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника); – ощущения равновесия и положения головы (благодаря рецепторам во внутреннем ухе); – кинестетические и чувство положения конечностей (мышечно-суставные ощущения, степень растяжения или сокращения мышцы, расположение различных частей тела); – осязательные ощущения (комбинация, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов); – болевые ощущения (имеют различную природу: 1) существуют специальные рецепторы, расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах; 2) при действии сверхсильного раздражения на любой анализатор; – химическое чувство (информирующее о структурных особенностях молекул, растворённых в слюне (вкус и обоняние) или взвешенных в воздухе (слух) (способность к восприятию звуковых волн, связанных с колебанием молекул воздуха), и т.д.
II. По расположению рецепторов: – органические (в организме – ощущение голода, холода, жажды), – дистантно-контактные (свет далёкой звезды, запах цветка).
III. По направлению воздействия раздражителя: – экстероцептивные (извне) – зрительные, вкусовые, осязательные и т.д., – интероцептивные (изнутри) – действие раздражителя идёт от внутренних органов, – проприоцептивные – источник раздражения идёт из мышечно-суставных тканей. Основные свойства ощущений 1. Сенсибилизация – (от лат. sensibilis – чувствительный) повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Например, если ежедневно по 15 минут заниматься сольфеджио, можно развить очень хороший слух. Любой водитель (автомобиля, самолёта) по звуку мотора «определяет» его состояние.н овные свойства ощущений:из мышечно-сустаных тканей.лебанием молекул воздуха взвешенные в воздухе, т.е. аней), шцыы,ных особен 2. Синестезия – (от греч. synaisthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств (например: 1) цветной слух у Вагнера, А. Скрябина, Н.А. Римского-Корсакова; 2) скрип тормозов ночью на пустынном шоссе: основное ощущение – слуховое, добавочное ощущение – кинестетическое – «мурашки по коже»). 3. Простое взаимодействие – мы одновременно воспринимаем действительность на разного рода рецепторы. Для обеспечения психического здоровья человеку необходимо достаточное количество ощущений. Недостаток ощущений может вызвать сенсорную депривацию (голод, подавление) и галлюцинации. Чрезмерное количество ощущений также может вызвать галлюцинации и пресыщение. Галлюцинация (от лат. hallucination – бред, видение) обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Если образ сохраняет реальность в отсутствии предмета, то он называется галлюцинацией. Галлюцинаторные образы, лишенные реальности (т.е. образы, также возникающие в отсутствие предмета, но субъективность которых осознается) называются псевдогаллюцинациями. Наблюдаются при психических заболеваниях. Их следует отличать от иллюзий. Иллюзия (от лат. illusio – обман) искажённое восприятие действительности, обман восприятия. 1. Иллюзия как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (например, оптические иллюзии). 2. Иллюзии, обусловленные особым состоянием психики (например, страхом, снижением тонуса психической деятельности). Наличие ложно воспринимаемого реального объекта отличает иллюзии от галлюцинаций, человек всегда может проверить своё восприятие, обратившись к реальному объекту. 3. Ложные представления, связанные с определёнными социальными установками индивида. 4. Несбыточные надежды. Психика – целостная система. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации – сохранившиеся органы ощущений частично берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряется слух, осязание, обоняние. Люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию. С потерей органа чувств не просто выпадает какая-то часть из спектра переживаний, но перестраивается вся личность, все её жизненные отношения к окружающим людям (например, жизнь оглохшего Л. ван Бетховена, слепоглухонемой О. И. Скороходовой). Органы чувств человека в процессе жизнедеятельности адаптируются к внешним и внутренним раздражителям. Кстати, сенсорная депривация может возникнуть и по вине адаптации, то есть в результате приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Адаптация – это строго психофизиологическое явление. Например, что происходит, когда из ярко освещённой комнаты человек выходит в тёмную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а потом начинает различать окружающие предметы. Точно такое же явление, но с обратным знаком наблюдается и при переходе от сумеречного освещения к яркому свету – сначала свет слепит глаза, а потом наш глаз перестраивает свою деятельность, чувствительность понижается, и человек нормально воспринимает окружающее. В первом случае говорят об адаптации к темноте, во втором – об адаптации к свету. Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. К проявлениям биологической адаптации относится ряд психофизиологических процессов, например: световая адаптация. У человека адаптация к таким условиям осуществляется не только в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, но и в связи с использованием разнообразных вспомогательных средств, являющихся продуктами его деятельности (жилище, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и т.д.). Интерес представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом. Психологический аспект адаптации частично перекрывается понятием адаптации социальной. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций. Явления адаптации существуют во всех сферах психической жизни человека. Грозна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, приводило в восторг, сегодня уже оставляет равнодушным, безразличным. И чтобы вновь всколыхнуться, нужны новые и более сильные раздражители. 3. Понятие восприятия. Ощущения входят в структуру более сложного психического процесса – восприятия. Восприятие – познавательный психический процесс, который заключается в отражении предметов и явлений действительности в совокупности их свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связная картина реальности, относятся ограничения, связанные с органами чувств, состояние сознания, предшествующий опыт, «культурное моделирование». Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть. Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур. Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся: Принцип фигуры и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств. Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии. Принцип близости: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму; сходства: в единую форму легче объединить схожие элементы; непрерывности: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление; симметрии: форма будет воспринята как «правильная», если она имеет одну или несколько осей симметрии. Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.015 с.) |