Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Приёмы и правила конструктивного слушания. Для того чтобы грамотно слушать, необходимо избегать помех, колкостей и резкостей в разговоре. Избегать реплик «Повторите ещё раз! Я что-то вас не понял»; поучений: «Это неправильно», «Этого не следует делать»; наставлений: «В вашем-то возрасте так рассуждать»; вопросов типа допроса: «Кто это сказал, кто вас надоумил»; ухода от существа проблемы: «Давайте поговорим об этом в другой раз»; иронической похвалы: «Ты умный парень, но со мной твои шутки не пройдут»; обвинений-унижений: «То, что вы сказали, сущая глупость»; предупреждений-угроз: «Кого-кого, а меня вам вокруг пальца не обвести!». В развитии способностей активного слушания и эффективного общения нет мелочей: важно, чтобы тема разговора была взаимно интересна и важна для всех, поощрять собеседника на разговор о нём самом, быть искренним, не быть навязчивым, уметь вовремя остановиться и прекратить разговор, важное значение имеет и внутренняя культура и даже чувство юмора, выбор места встречи. Внимательно слушайте и не спешите говорить сами! Ставьте вопросы, требующие уточнения, разъяснения, обоснования чего-либо. Постарайтесь понять позицию противоположной стороны, но понять – ещё не значит согласиться. Иногда можно воспользоваться репликами типа: «Ваши доводы убедительны, но …», «Каковы ваша цель, способ, средства и т. д.». Ваши собственные жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушания, не надо делать вид, что вы поняли, если такого понимания нет. Активное слушание предполагает, что вы обращаете внимание не только на то, что говорят, но и как говорят, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Важен факт вашей заинтересованности, что вы стремитесь понять собеседника, стремитесь вникнуть в суть проблемы. Сознательно можно использовать и диаметрально противоположную тактику: демонстрировать безразличие, не проявлять излишний интерес, но последствия такого поведения вы должны просчитать заранее. Всегда мотивированно показывать, с чем согласны, а с чем – нет, а затем развёртывать свою аргументацию и предлагать более конструктивные идеи. В процессе общения (ведения спора) важно уделять одинаковое внимание всем участникам. Учитывать тип взаимоотношений, который сложился у вас уже с данным конкретным лицом ранее. Необходимо постоянное стремление совершенствовать эти качества, чтобы это было главным мотивом вашего саморазвития, самоактуализации. Определите цель собеседника. Не перебивайте и не говорите: «Я и так всё знаю…». Ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное. Выучить язык жестов, мимики и телодвижений. Бестактный и невнимательный человек – главный источник конфликта!
4. Процесс принятия решений. По определению А. Маслоу, креативность коррелирует со способностью человека со значительным мужеством и доверием выдерживать недостаток структурированности (упорядоченности), нехватку времени, отсутствие предсказуемости и контроля, с терпимостью к нечёткости и неплановости. Лица, принимающие важные управленческие решения, зачастую действуют в неопределённых условиях, с нечёткими критериями качества принятого решения, с изменяющимися во времени критериями оптимальности. Для отечественных управленцев осложняющим условием является также коллегиальность принятия решений. Необходимость учёта мнений всех участников процесса принятия решения, отсутствие формалированных процедур генерации кооперативного решения, некомпетентность в части психологических знаний затрудняют, если не делают невозможной вообще, выработку группового решения. Согласно постулатам структурного анализа личности Э. Бёрна, решения для стандартных задач принимает эго-состояние «Взрослый» на основе его способности запрашивать, получать, перепроверять, перерабатывать и использовать информацию, актуальную в рамках решения поставленной задачи. Берном указывалось, что креативные, творческие, новаторские решения могут приниматься только при участии эго-состояния «Свободный ребёнок», которое характеризуется высокой самооценкой, уверенностью в собственных силах, отсутствием априорных опасений неудачи, игнорированием предыдущих способов решений. Таким образом, в транзактном анализе подчёркивается важность создания комфортной психологической обстановки для группы, вырабатывающей совместное решение. Подобное же условие было установлено ещё А. Осборном для проведения «мозгового штурма». Процедура принятия решения включает в себя ряд этапов, на которых участники должны: 1) определить проблему в письменном виде; 2) рассмотреть ситуацию, в которой возникла проблема; 3) снова сформулировать проблему, если её действительно необходимо решить; 4) сгенерировать альтернативные решения проблемы (метод «мозгового штурма»); 5) выбрать одну альтернативу; 6) подвергнуть публичной защите выбранное решение (всеми участниками группы); 7) реализовать выбранное решение; 8) проанализировать – решена ли проблема? Задача принятия решения структурируется на: – ситуацию, в которой возникла проблема, – цель, которую необходимо достигнуть, – средства, которыми располагают лица, принимающие решение. Для принятия решения можно использовать четыре листа бумаги либо четыре части доски, они получают следующие заголовки: ситуация, цель, средства и предложения. Происходит сбор информации от всех участников группы, а кто-либо из участников ведёт записи под заголовком ситуация. После получения полного описания ситуации участники группы приступают к заполнению раздела цель, в которой формулируются одна или две (не более) цели. После заполнения раздела цель участники группы заполняют раздел средства, в котором перечисляют все имеющиеся в наличии средства к достижению цели. Во все эти три раздела вносится информация, против которой никто не возражает (на основании правила консенсуса). Раздел предложения заполняется по правилам проведения «мозгового штурма»: ведущий записи участник группы записывает в этот раздел любые предложения, заявленные как способ достижения желаемой цели в конкретной ситуации при наличии описанных выше средств. При этом фаза сбора информации не должна переходить в фазу оценки сгенерированных предложений (допускаются самые безумные на первый взгляд идеи). Важным условием является также отсутствие спешки в движении к решению проблемы через предложения: группа должна полностью отработать имеющуюся информацию и сгенерировать определённый объём предложений, который подлежит дальнейшей обработке. Основной сутью метода «мозговой штурм» является генерирование любых, самых невероятных, фантастических, парадоксальных идей без всякой критики с последующим их анализом, оценкой, сопоставлением и выбором наилучшего варианта решения. Условия и правила проведения «мозгового штурма»: – недопустима критика по поводу выдвигаемых идей на этапе их генерирования: мгновенная критика – враг идей, в каком бы виде она не проявлялась (в жестах, взглядах, мимике, это губит идею); – все участники группы равны, нет приоритета и персонального авторства, не важно, кто сказал, важно, что сказано; – уход в сторону от решения поставленной проблемы не допускается; – высказывания не должны дублировать друг друга и повторяться, но возможны и желательны комбинации, обобщение и развитие высказанных идей; – выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются; – время выступления каждому – не более 3 минут; – все стремятся к установлению непринуждённой атмосферы, благоприятной для генерирования идей. В результате отбора внесённых предложений и формируется план действий. При этом могут быть распределены роли исполнителей или ответственных за реализацию определённых предложений. На этой стадии важно учесть степень вовлечённости каждого участника группы, внесшего то или иное предложение. Необходимо фиксировать все случаи игнорирования высказать своё мнение либо отказ участников группы защищать своё мнение. В заключение проводится обсуждение проделанной работы. Члены группы рассказывают о том, что помогло им в работе и что мешало или не способствовало их работе по принятию решения. Показатели креативности: беглость (количество порождённых идей); гибкость (их разнообразие); оригинальность (редкость, нетривиальность решений); степень разработанности, детализации решений. Мотивация творчества способствует развитию способности человека к самоактуализации как процессу реализации своих способностей. Талантливым будет не тот, кто родился талантливым, а тот, кто хочет быть талантливым (Роло Мэй). Награда за творчество – само творчество. Знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее, по мнению М. Уилсона, просто добросовестной работы над любой проблемой. Качества креативности: а) зоркость в поисках проблемы – это способность видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного или ожидаемого. Видение, правильная постановка проблемы часто важнее решения поставленной задачи (М. Вертгеймер). Умение видеть проблему – свидетельство высокой степени умственного развития (Т. В. Кудрявцева); б) видение новых проблем в стандартных, обычных условиях – способность видеть познаваемое в таком ракурсе, который нельзя обосновать в данный момент и правильность которого выявится лишь впоследствии. Чтобы стать творчески думающим и действующим человеком, недостаточно находиться в нужном месте, с нужным человеком и в нужное время. Важно уметь кому, когда, где, что и как говорить; в) боковое мышление – способность, используя постороннюю информацию (чтобы творить, надо видеть «около»), увидеть окольный путь к решению. «Латеральное мышление» (Э. Боно) – выход намерений за рамки допустимого – работает с информацией совершенно иначе, нежели мышление логическое (вертикальное). Человек, мыслящий латерально, отдаёт предпочтение наименее очевидным вариантам. Его отличает готовность исследовать самые нехоженые тропы, на которых нет даже надежды найти счастье, в то время как при логическом мышлении необходима правильность каждого шага; г) умение синтезировать ранее известные способы решения проблемы в новые способы (агглютинация); д) критичность мышления – не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных качеств в явлениях; склонность подвергать сомнению «очевидное», общепризнанное, проявляется в строгой оценке своих действий; е) неотступное думание как предпосылка инсайта (озарения); ж) пластичность (отсутствие стереотипности и консервативности) и подвижность мышления: разновекторность и быстрота мысли; з) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, бедность ассоциаций является свидетельством достаточно низкого интеллектуального уровня; и) диалогичность мышления – все проносящиеся в нашем сознании вопросы важно фиксировать, в них заключены возможности новых решений; нужно научиться вести внутренний диалог и задавать себе вопросы – это залог развития собственного интеллекта; есть 7 вопросов античной риторики, способных упорядочить пестроту внутреннего диалога: Что? Кто? Где? Какими средствами? Почему? Как? Когда? Они близки алгоритму Цицерона: кто – что – где – чем – зачем – как – когда. Для усвоения содержания темы необходимо также знать следующие понятия. Стереотип – упрощенное, зачастую искаженное представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.). Установка – субъективные ориентации индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие индивиду определенные социально принятые способы поведения. Включает три измерения: когнитивное, аффективное, поведенческое. Предубеждение – обобщенное представление, которого придерживаются члены одной группы относительно другой вместе с суждением «хороший», «плохой», которое выносится другим людям. Трансфер – перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).
Вопросы для повторения 1. Что такое общение? 2. Какие коммуникативные умения Вы знаете? 3. Какие существуют приёмы и правила конструктивного слушания? 4. Расскажите о принятии решения как одном из основных процессов непосредственного взаимодействия людей. Какие условия и правила проведения «мозгового штурма»Вы знаете? 5. Какие показатели и качества креативности необходимы для принятия решения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.011 с.) |