Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика типов темпераментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 2
У каждого типа темперамента свои «отношения» со временем (Б. И. Цуканов): – у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлён вперёд, в будущее (прошлое его не интересует), испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость; – у сангвиника субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени. Постоянное стремление вперёд (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Этот тип тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени, – для меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нём. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и при отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствуют внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти», – у флегматика субъективное время отстаёт от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. Он ориентирован в прошлое, к изменениям привыкает медленно и с большим трудом. Человек, как правило, представляет собой смесь, сочетание всех типов темперамента при доминанте одной из составляющих, к которой как бы «стягиваются» свойства всех остальных типов. Прикладное значение учения о темпераменте заключается в первую очередь в применении этого знания к самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, свойств, которые дают о себе знать в собственном поведении. Если свои «плюсы» необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то относительно недостатков может быть одна рекомендация – постоянно держать руку на собственном пульсе, не выпуская из-под контроля свои «минусы». Холерику надо всё время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть посерьёзнее; флегматику – не забывать, что желательно всё-таки действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов. Человек производит первую «грубую» оценку другого человека на базе извлечения информации только о его темпераменте, но не о характере. Недопустимо свойства темперамента рассматривать как черты характера, потому что тогда нормальная импульсивность холерика начинает быстро квалифицироваться как агрессивность; живость сангвиника – как легкомысленность; пассивность флегматика – как тупость; тревожность меланхолика – как психопатия. Мы в первую очередь «считываем» темперамент другого человека, а чтобы понять характер, надо долго изучать человека. Можно напомнить, что темперамент не переделать, его свойства обладают некоторой пластичностью, но это пластичность стали. Надо не бороться с темпераментом, а найти способы, обеспечивающие возможность реализации достоинств каждого темперамента на деле, а также методы, обеспечивающие кооперацию и взаимопонимание между людьми. Чисто формально, без учёта индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику – с меланхоликом, меланхолику – с флегматиком. Бурные эмоциональные реакции и непоседливость холерика – следствие его темперамента, а не невоспитанности. С возрастом и воспитанием, с усиливающимся самоконтролем растущего ребёнка сглаживаются все эти проявления, становятся не такими выраженными. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчинённые, ведь вы очень надёжны. Если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения; а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит тёплый солнечный свет, что также необходимо людям в нашей жизни. И этих положительных потенциалов личности, заложенных в любом типе темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек. Темперамент – это свойство, придающее неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и подчеркнуть Самость, то есть то, что отличает каждого человека от других. Темперамент представляет собой некий универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства воспринимающего организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющий и придающий личностную окраску всему многообразию внешних воздействий (Д. Кейрси). Следует заметить, что в работах К. Г. Юнга, создавшего теорию для описания шестнадцати психологических портретов, нет четких определений ни для «портретов», ни для «типов темперамента». Юнг описал уверенно лишь три пары основных противоположных факторов: экстраверсию – интроверсию (E – I, от англ. Extravertion – Introvertion), здравомыслие – интуицию (S – N, от англ. Sensation – iNtuition), логичность – чувствование (T – F, от англ. Thinking – Feeling) и варианты их сочетания. Экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить общение или поддержать беседу, в то время как интроверту после определенного периода интенсивного общения с окружающими необходимо уединиться, обработать полученную информацию, «подзарядить батареи». Экстравертов в общей популяции США около 75 из 100%, интровертов – 25%. Люди, относящиеся к N-категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Для S-людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критериями для принятия решений. S-людей в США 75%, N – 25%. Люди, предпочитающие опираться на T-характеристику в обработке информации и принятии решений, считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям присущи субъективизм, гуманность; они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T – F единственная, в которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин – T-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60% относят себя к F-категории. О «психологических портретах», то есть о шестнадцати вариантах типичного для разных людей поведения, рассуждали Майерс и Бриггс, добавившие новую пару противоположных качеств: рассудительность – импульсивность (J – P, от англ. Judging – Perceiving). Люди со стойким J-предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. P-люди стараются сохранить как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Им свойственно стремление собрать максимум информации до того момента, когда нужно будет принимать решение. Их действия часто бывают достаточно импульсивными. В США популяция по шкале J – P делится в равных соотношениях – 50:50. Считаем необходимым специально остановиться на проблеме распространённости психологических типов среди нашего населения и его отдельных категорий. В России в 4 раза меньше представителей типа Дионисий, чем в Америке. В то же время доля одухотворённых личностей типа Аполлон в России в 3-4 раза больше, чем в США [5, с. 226–227]. Обследование мальчиков и девочек в Санкт-Петербурге показало, что среди мальчиков преобладает тип Эпиметей, среди девочек – Аполлон. Типы SP – Дионисий и NT – Прометей являются среди нашей молодёжи «психологическими меньшинствами». Дионисии весьма прохладно относятся к получению высшего образования. Среди офицеров преобладают представители типа Эпиметей, люди долга и порядка. В последнее десятилетие проходили российско-американские транскультурные психологические исследования по данной методике, результаты которых будут очень интересны для обеих сторон и лучшего понимания друг друга. Заслуга Д. Кейрси состоит в том, что он сумел выделить, детально описать и с успехом использовать на практике категории более крупные и емкие, чем психологические портреты. Он назвал их четырьмя «типами темперамента», обращая особое внимание на устойчивость, долгосрочность, наследуемость и фундаментальность этих типов: SP – тип темперамента Дионисий, SJ – тип темперамента Эпиметей, NF – тип темперамента Аполлон, NT – тип темперамента Прометей. Каждый из четырех типов подразделяется на четыре психологических портрета: Эпиметей подразделяется на Торговца (Гюго), Хранителя традиций (Драйзера), Администратора (Штирлица), Опекуна (М. Горького); Дионисий – на Тамаду (Наполеона), Художника (Дюма), Антрепренера (Жукова), Мастера (Габена); Прометей – на Изобретателя (Дон Кихота), Архитектора (Бальзака), Фельдмаршала (Дж. Лондона), Исследователя (Робеспьера); Аполлон – на Журналиста (Гексли), Романтика (Есенина), Педагога (Гамлета), Предсказателя (Достоевского). В основе различий этих типов лежат разнонаправленные мотивы и ценности (табл. 3).
Таблица 3
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.014 с.) |