Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента.

Поиск

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Тип высшей нервной деятельности – своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов: их силы, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов – показатель работоспособности, выносливости нервных клеток по отношению к сильным и длительным раздражителям.

Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, если процесс возбуждения по силе равен процессу торможения; и неуравновешена, если один процесс сильнее, чем другой.

Подвижность – скорость смены процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов выделили четыре типа высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенным сочетанием свойств нервных процессов: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2 ) сильный, неуравновешенный; 3) сильный, уравновешенный, инертный; 4) слабый. Эти типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех типов темперамента – сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. Психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним свойством нервной системы, а с их сочетанием, т.е. типом нервной системы.

В психологической характеристике темперамента выделяют следующие свойства: 1) сенситивность – повышенное реагирование на эмоциональные раздражители; сенситивные люди высокочувствительны, у них возникают ощущения при незначительной силе раздражителя; 2) реактивность определяется силой эмоционального ответа; реактивный человек – впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия; 3) активность проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на мир (упорство в преодолении препятствий, настойчивость, сосредоточенное внимание); 4) соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько зависят от поставленных перед собой целей и задач; 5) темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), речи, двигательных реакций; 6) пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям среды; ригидность – инертностью, стереотипностью поведения, неспособностью быстро приспосабливаться к изменениям; 7) экстраверсия выражается в обращении человека преимущественно во внешний мир образов, мыслей, чувств; интроверсия – во внутренний мир; от этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общения (контактность или замкнутость). Все названные свойства в сложном взаимодействии проявляются в каждом типе темперамента.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – тип темперамента, характеризующийся высокой активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Человек с этим типом общителен, стремится к смене впечатлений. Он легко и быстро переживает свои неудачи, у него сильные, уравновешенные и подвижные нервные процессы.

Флегматик – тип темперамента, определяющийся невысоким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, устойчивостью интересов и стремлений. Человек с этим типом трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке.

Холерик – тип темперамента, проявляющийся в высоком уровне психической активности, энергичности действий, резкости, стремительности движений, их быстром темпе, порывистости; в резкой смене настроения, неуравновешенности, истощаемости. Человек с этим типом вспыльчив, нетерпелив.

Меланхолик (от гр. melas – черный + chole – желчь) – тип темперамента, отличающийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Для человека с этим типом характерны высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, у него преобладают отрицательные эмоции, он часто раним, замкнут, отчужден.

Тип темперамента в целом зависит от наследственности. Отдельные свойства темперамента в определенных пределах могут изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Изменения могут происходить под влиянием перенесенных заболеваний, глубоких переживаний, условий деятельности.

Основные свойства конкретного темперамента проявляются у человека постепенно, с возрастом. Этот процесс называется созреванием темперамента.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личнос­ти, оказывает существенное влияние на формирование харак­тера и поведения человека. Темперамент является динами­ческой стороной характера, его физиологической основой.

 

8.3. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности.

Хотя темперамент в ярко выраженном виде встречается достаточно редко, тем не менее, руководителю полезно учитывать особенности темпераментов своих подчиненных. Темперамент – способ реализации деятельности, а не содержание поведения.

По критерию подвижность-инертность существуют отличия в характере работы: инертные более успешно выполняют монотонную, однообразную работу, для них важен процесс подготовки к началу работы, «втягивание» в нее, они неохотно прерываются, у них больше развита ориентировочно-познавательная деятельность. Для людей с подвижным типом нервной деятельности необходима работа разнообразная, позволяющая переключаться с одной деятельности на другую, они быстро включаются в работу и легко могут ее прервать.

По критерию сила-слабость также обнаружены существенные отличия.

Для сильного типа характерны малая подверженность утомлению, способность работать в группе, постепенное втягивание в работу; исправления и добавления вносятся по ходу работы, могут помнить одновременно о многих задачах. В ситуациях напряжения отмечается расширение объема умственных действий, могут быть достаточно эффективны.

Для слабого типа характерна большая подверженность утомлению, потребность в тишине, лучше работают в одиночестве, планируют работу, исправления и добавления вносятся на этапе проверки, новую работу начинают после окончания предыдущей. В ситуациях нервного напряжения общая продолжительность деятельности может увеличиться, объем умственной деятельности несколько снижается.

Правильная организация работы с учетом особенностей темперамента поможет сделать ее более эффективной.

 


Глава 9. ХАРАКТЕР.

Понятие характера

Характер и отношения личности

Понятие характера

Характер - это целостное образование личности, опре­деляющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различ­ным сторонам деятельности.

Характер – это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт, образующих целостное единство. Каждый характер неповторим. Черты характера – это существенные свойства личности, которые определяют ее линию поведения в определенной ситуации (например, мужественность или трусость при столкновении с опасностью и т.п.). Характер проявляется не в случайных, а в постоянных, устойчивых для данного человека формах поведения в определенных ситуациях. Характер человека определяется его отношением к действительности: к обществу, труду, другим людям, самому себе. Эти отношения могут определять такие, например, черты характера, как трудолюбие, доброту, скромность и т.д. Характер формируется прижизненно. Черты характера не являются врожденными. Система тех отношений, которые определяют характер, создается обществом.

На проявление и формирование характера влияет ряд природных особенностей организации человека. Так, характер связан с темпераментом. Свойства нервной системы как природная основа темперамента могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера (например, при неблагоприятных условиях трусом скорее станет меланхолик, чем сангвиник; при благоприятных условиях смелость скорее обнаружится у сангвиника, чем у меланхолика). Темперамент влияет на форму проявления характера, «окрашивает» его черты (например, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости). Характер, в свою очередь, может влиять на проявление типологических особенностей нервной системы, «маскируя» особенности темперамента (например, инициативность, самостоятельность может маскировать ригидность флегматика).

В структуре характера выделяют две основные группы черт.

Группа черт, в которых выражена направленность личности, т.е. система ее отношений к действительности, объединяет черты характера, выражающие следующие отношения: а) отношения к коллективу, отдельным лицам (коллективизм, эгоизм, доброта, общительность, скрытность и т.д.); б) отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, небрежность, аккуратность и т.д.); отношение к самому себе (скромность, чувство собственного достоинства, гордости, честолюбия и т.д.).

Волевые черты характера выражают отношения к препятствиям (целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, смелость и т.д.). Волевые черты – «хребет характера»; в зависимости от их развития характер относят к сильному или слабому. Волевые черты становятся ценными в человеке только при условии морально воспитанной воли, направленной на достижение социально полезных целей.

Кроме названных, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной и эмоциональной сферы человека. К познавательным чертам относят склад ума (аналитичность, гибкость, критичность и др.). К эмоциональным чертам относят страстность, сентиментальность, а также черты, основанные на моральных чувствах (патриотизм, гуманность).

Формирование характера происходит в активной деятельности. В ней осуществляется становление и превращение определенных способов поведения человека в устойчивые, постоянные (привычки). Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Одним из важнейших условий формирования свойств характера, таким образом, является повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках. Привычки становятся основой свойств характера только при соответствующем сознательном отношении личности. Наиболее благоприятный период для формирования многих черт характера – раннее детство. Формирование характера невозможно без самовоспитания. Благоприятным периодом для самовоспитания является юношеский возраст, в котором формируется самосознание, осуществляется выбор профессии, друзей и т.д.

Таким образом, можно сказать, что черты характера от­ражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы. Свойства темперамента наклады­вают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т.е. темпе­рамент представляет собой динамическую сторону характе­ра. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характероло­гических черт.

Характер - прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом явля­ется результатом самовоспитания. Темперамент не одно­сторонне и не окончательно определяет путь развития спе­цифических особенностей характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процесса­ми. В характере личность раскрывается со стороны ее со­держания, в темпераменте - со стороны динамических проявлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.90.184 (0.012 с.)