Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения
Санкт-Петербург УДК 74я73+88я73 ББК [37+159.9](075.8) Утверждено редакционно-издательским советом СПБГИЭУ в качестве учебного пособия Рецензенты
д-р. псих. наук, проф. В.Н. Машков д-р. экон. наук, проф. Л.Г. Симкина д-р. псих. наук, проф. В.И. Гинецинский
Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В. Психология и педагогика. Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008.-249 с. ISBN
Учебное пособие состоит из двух частей: «Психология» и «Педагогика». Темы освещаются в соответствии с Госстандартом ВО РФ по дисциплине «Психология и педагогика». Особое внимание разделам, имеющим большое значение в деятельности менеджера-экономиста, таким как: психология личности и деятельности, когнитивные и эмоционально-волевые процессы, мотивация деятельности и поведения, регуляция поведения, общение и др. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих базовый курс «Психология и педагогика».
УДК 74я73+88я73 ББК [37+159.9](075.8)
ISBN
©СПБГИЭУ, 2008 Введение Подготовка высоко квалифицированных специалистов инженерно экономического профиля невозможна без необходимого объема знаний по психологии и педагогике. Это не случайно, поскольку профессиональная деятельность практически всех специалистов непосредственно связана с окружающими их людьми (руководитель, подчиненный, коллеги, партнеры, клиенты и т.д.) и поэтому требует от каждого специалиста умения ставить и решать соответствующие психологические задачи. И именно по тому, насколько успешно специалист справляется с подобного рода задачами, можно судить об эффективности его деятельности. В целом ряде профессий психологические задачи занимают ведущее место в структуре профессиональной деятельности. Общеизвестно, что социальное бытие человека не ограничивается только его профессиональной деятельностью. Любой специалист - это прежде всего личность. На него возложено множество социальных ролей, выполнение которых требует определенных психолого-педагогических знаний и умений. Становление студента, как полноценной личности является одной из важных задач высшего учебного заведения. Именно психология и педагогика вносят основной вклад в формирование чрезвычайно важного личностного образования будущего специалиста, а именно психологической культуры. Высокий уровень развития психологической культуры позволяет человеку правильно строить свои взаимоотношения в обществе, разумно воздействовать на людей и эффективно с ними взаимодействовать, владеть приемами самоуправления и саморегуляции и тем самым в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал. Целью данного учебного пособия является попытка в максимально доступной для студентов форме познакомить обучающихся с основами психологии и педагогики. Поскольку психологические феномены достаточно сложны и многообразны, что вызывает определенные сложности усвоения материала, особенно в условиях ограниченного учебным процессом лекционного времени, мы попытались изложить материал в определенной системе, важной характеристикой которой является ее упорядоченность в соответствии с рабочим планом по дисциплине «Психология и педагогика». В пособии рассматриваются общие вопросы психологии и педагогики, познавательная сфера человека, психические познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера человека, психология личности, мотивационная сфера, психическая регуляция поведения и деятельности, психология общения, межличностные отношения, психология малых групп и межгрупповые отношения. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Сфера психологии и формы психологического знания Предмет, основные принципы и методы психологии Место психологии в системе научного познания Структура современной психологии Этапы и особенности развития психологической науки Сфера психологии и формы психологического знания Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек и каков его внутренний мир, чем определяются причины и закономерности его поступков, поведения в обществе, что такое сознание, мышление, творчество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, балансирует между наукой, искусством и верой. Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука)часто употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражено в жизненном опыте человека и находит свое воплощение в поговорках, притчах, ритуалах, традициях, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. Научные психологические знания отличаются от житейских. 1. По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания всегда конкретны: они связаны с определенными людьми, ситуациями и задачами. Научная психология стремится к обобщениям, а научные понятия отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. 2. По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем проб и ошибок, носят интуитивный характер, субъективны, зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Многообразие используемых научной психологией методов дает обширный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. 3. По способам передачи знаний. Знания житейской психологии передаются от одного человека к другому, как правило, в устной форме. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Методы психологии «Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Методы позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. В практике управленческой деятельности чаще всего используется наблюдение. Однако следует различать наблюдение как научный метод и обыденное, житейское наблюдение. Наблюдение как научный методзаключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения: - в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее; - в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое; - в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное; - в зависимости от условий наблюдения: полевое и лабораторное; - в зависимости от целей: целенаправленное и случайное; - в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное; - в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Эксперимент -один из основных методов психологического исследования, отличающийся активным вмешательством в изучаемый процесс и возможностью проверить причинно-следственные связи. Основные особенности экспериментального метода: - исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; - экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; - в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; - эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных. В зависимости от задач и условий, в которых проводится эксперимент, различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий эксперимент. - лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. - естественный эксперимент заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. - формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры. - констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств. Кроме вышеперечисленных методов в психологии широко применяются вспомогательные методы: - беседа (интервью) - получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; этот метод также используется, особенно в работе менеджеров по персоналу, а также в любых ситуациях управления персоналом; - тестирование - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.; - анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ.
Развитие психики. Развитие психики. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Развитие психики в филогенезе. Филогенез – процесс исторического, эволюционного развития психики. Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий. На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ. Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся. На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры. Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля), ощущения – в целостные образы (сенсорные поля). Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным. Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции. Развитие психики в онтогенезе. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма. Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития. Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им. Содержание, формы и механизмы психики формируются в процессе его индивидуальной жизни, под влиянием общественных условий и воспитания.
Раздел 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Ощущения и восприятие Внимание и память Мышление и воображение Интеллект и творчество Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание окружающей действительности с помощью органов чувств. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
Ощущения и восприятие Как возникают ощущения? Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения, выражающееся в превращении внешней (физической) энергии в нервный импульс, который от рецептора по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь этот путь называется рефлекторным кольцом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования. Виды и свойства ощущений По характеру отражений и месту расположения рецепторов выделяют три основных вида ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Экстероцептивные ощущения – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на: контактные (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые) и дистантные (зрение, слух, обоняние). Интероцептивные (органические) ощущения – отражают состояние внутренних органов – наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, сигнализирующие о состоянии нашего организма (голод, жажда, боль). Проприоцептивные рецепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения. По модальности раздражителя ощущения обычно делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязание (тактильные (прикосновение, давление), температурные, болевые и кинестетические). К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. - Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте и т.д. - Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов. - Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. - Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Свойства и виды восприятия Восприятие (перцепция)- это целостное отражение в сознании человека предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность. Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия. Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. К специальным механизмам пространственной ориентировки относят нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета (человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с.) Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Феномены восприятия Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Основные факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона: - фактор сходства. Вфигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.; - фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы; - фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений; - фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента; - фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной; - фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше. Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажение восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии могут быть обусловлены воздействием особых условий наблюдения, оптикой глаза, сложившимися в прошлом опыте временными связями и т.д.
Внимание и память Внимание представляет собойосуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Внимание связывают с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции. Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений. Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга - ретикулярная формация. Избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга и направляются к двигательным ядрам спинного мозга. Нарушения функционирования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П. Павловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживление и ряд избирательных реакций. И.П. Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рамках когнитивной психологии. В 1958г. Д. Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. С.Л. Рубинштейн полагал, что внимание не имеет собственного содержания. По его мнению, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности». Виды и свойства внимания Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. По признаку произвольности выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами». Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий (сила раздражителя, контраст между раздражителями, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, новизна предметов и явлений, потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует, настроение, эмоциональное и физическое состояние человека). Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, можно в дальнейшем настолько увлечься ею, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван послепроизвольным вниманием. К свойствам внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость. Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Распределение внимания - это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Объем внимания - это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо (объем внимания меньше, чем объем восприятия, объем внимания взрослого человека составляет в среднем 7 ± 2 элемента). Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Классификация видов памяти По времени сохранения материала выделяются: - сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память; - кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); - долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации; - оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, которое необходимо для решения задачи. По характеру психической активности в структуру памяти входят: - двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах; - эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания (эмоциональная память сильнее других видов памяти); - образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности; - словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается; - механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. По характеру целей деятельности память может быть: - непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то; - произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал. Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. По использованным для запоминания средствам память бывает: - непосредственной натуральной, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений; - внешне опосредованной - восстановление следов памяти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания; - внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.
3.3. Мышление и воображение. Мышление и речь Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыступает как внешняя по форме и внутренняя по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Мыслительные операции Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий. Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них ко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.014 с.) |