Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В.



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие для студентов всех специальностей и

всех форм обучения

 

 

 

 

Санкт-Петербург

УДК 74я73+88я73

ББК [37+159.9](075.8)

Утверждено редакционно-издательским советом СПБГИЭУ в качестве учебного пособия

Рецензенты

 

д-р. псих. наук, проф. В.Н. Машков

д-р. экон. наук, проф. Л.Г. Симкина

д-р. псих. наук, проф. В.И. Гинецинский

 

Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В.

Психология и педагогика. Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008.-249 с.

ISBN

 

Учебное пособие состоит из двух частей: «Психология» и «Педагогика». Темы освещаются в соответствии с Госстандартом ВО РФ по дисциплине «Психология и педагогика». Особое внимание разделам, имеющим большое значение в деятельности менеджера-экономиста, таким как: психология личности и деятельности, когнитивные и эмоционально-волевые процессы, мотивация деятельности и поведения, регуляция поведения, общение и др.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих базовый курс «Психология и педагогика».

 

 

УДК 74я73+88я73

ББК [37+159.9](075.8)

 

ISBN

 

©СПБГИЭУ, 2008

Введение

Подготовка высоко квалифицированных специалистов инженерно экономического профиля невозможна без необходимого объема знаний по психологии и педагогике. Это не случайно, поскольку профессиональная деятельность практически всех специалистов непосредственно связана с окружающими их людьми (руководитель, подчиненный, коллеги, партнеры, клиенты и т.д.) и поэтому требует от каждого специалиста умения ставить и решать соответствующие психологические задачи. И именно по тому, насколько успешно специалист справляется с подобного рода задачами, можно судить об эффективности его деятельности. В целом ряде профессий психологические задачи занимают ведущее место в структуре профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что социальное бытие человека не ограничивается только его профессиональной деятельностью. Любой специалист - это прежде всего личность. На него возложено множество социальных ролей, выполнение которых требует определенных психолого-педагогических знаний и умений. Становление студента, как полноценной личности является одной из важных задач высшего учебного заведения. Именно психология и педагогика вносят основной вклад в формирование чрезвычайно важного личностного образования будущего специалиста, а именно психологической культуры.

Высокий уровень развития психологической культуры позволяет человеку правильно строить свои взаимоотношения в обществе, разумно воздействовать на людей и эффективно с ними взаимодействовать, владеть приемами самоуправления и саморегуляции и тем самым в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал.

Целью данного учебного пособия является попытка в максимально доступной для студентов форме познакомить обучающихся с основами психологии и педагогики. Поскольку психологические феномены достаточно сложны и многообразны, что вызывает определенные сложности усвоения материала, особенно в условиях ограниченного учебным процессом лекционного времени, мы попытались изложить материал в определенной системе, важной характеристикой которой является ее упорядоченность в соответствии с рабочим планом по дисциплине «Психология и педагогика». В пособии рассматриваются общие вопросы психологии и педагогики, познавательная сфера человека, психические познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера человека, психология личности, мотивационная сфера, психическая регуляция поведения и деятельности, психология общения, межличностные отношения, психология малых групп и межгрупповые отношения.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Сфера психологии и формы психологического знания

Предмет, основные принципы и методы психологии

Место психологии в системе научного познания

Структура современной психологии

Этапы и особенности развития психологической науки

Сфера психологии и формы психологического знания

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек и каков его внутренний мир, чем определяются причины и закономернос­ти его поступков, поведения в обществе, что такое сознание, мышление, твор­чество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие воп­росы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения на пересечении двух больших областей знаний - философии и естествен­ных наук, балансирует между наукой, искусством и верой.

Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука)часто употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражено в жизненном опыте человека и находит свое воплощение в поговорках, притчах, ритуалах, традициях, закрепляющих в себе многовековую на­родную мудрость. Научные психологические знания отличаются от житейских.

1. По степени обобщения знаний и формам их представ­ления. Житейские психологические знания всегда конкретны: они связаны с определенными людьми, ситуа­циями и задачами. Научная психология стремится к обобщениям, а научные понятия отражают наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и от­ношения.

2. По способу получения знаний и степени их субъектив­ности. Житейские знания о психологии человека приобре­таются с помощью непосредственного наблюдения за дру­гими людьми и самонаблюдения, путем проб и ошибок, носят интуитивный характер, субъективны, зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Многообразие используемых научной психологией методов дает обширный материал, который в обобщен­ном и систематизированном виде предстает в логически не­противоречивых концепциях и теориях.

3. По способам передачи знаний. Знания житейской психологии передаются от одного человека к другому, как правило, в устной форме. Накопление и передача научных знаний происхо­дит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко переда­ются от поколения к поколению.

 

Методы психологии

«Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Методы по­зволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерно­сти и предсказывать их дальнейшее развитие.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов исследования, среди кото­рых выделяют основные и вспомогательные. К основным ме­тодам психологии относят наблюдение и эксперимент. В практике управленческой деятельности чаще всего используется наблюдение. Однако следует различать наблюдение как научный метод и обыденное, житейское наблюдение.

Наблюдение как научный методзаключается в преднамеренном, системати­ческом и целенаправленном восприятии поведения челове­ка. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. На­блюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспе­риментальной среде. В исследовательской практике приме­няются следующие виды наблюдения:

- в зависимости от характера взаимодействия с объек­том: включенное и стороннее;

- в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое;

- в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное;

- в зависимости от условий наблюде­ния: полевое и лабораторное;

- в зависимости от целей: целенаправленное и случай­ное;

- в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное;

- в зависимости от упорядоченности организации на­блюдения: стандартизированное и свободное.

В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собствен­ные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Эксперимент -один из основных методов психологического исследования, отличающийся активным вмешательством в изучаемый процесс и возможностью проверить причинно-следственные связи. Основные особенности экспериментального метода:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не мо­жет активно вмешиваться в ситуацию;

- экспериментатор может варьировать, изменять усло­вия протекания и проявления изучаемого процесса;

- в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В зависимости от задач и условий, в которых проводится эксперимент, различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий эксперимент.

- лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных.

- естественный эксперимент заключается в сочетании экспериментальности ис­следования с естественностью условий проведения.

- формирующий эксперимент предполагает целенаправ­ленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры.

- констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных методов в психо­логии широко применяются вспомогательные методы:

- беседа (интервью) - получение информации в процес­се непосредственного общения. Различают интервью сво­бодное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеет­ся минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; этот метод также используется, особенно в работе менеджеров по персоналу, а также в любых ситуациях управления персоналом;

- тестирование - психологическая диагностика, предпола­гающая стандартизированные вопросы и задачи для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.;

- анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Продуктами деятель­ности, подвергающимися тщательному анализу в психоло­гии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ.

 

Развитие психики.

Развитие психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.

Развитие психики в филогенезе.

Филогенезпроцесс исторического, эволюционного развития психики. Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.

На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.

Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля), ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Развитие психики в онтогенезе.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма.

Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями

Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.

Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.

Содержание, формы и механизмы психики формируются в процессе его индивидуальной жизни, под влиянием общественных условий и воспитания.

 

Раздел 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Ощущения и восприятие

Внимание и память

Мышление и воображение

Интеллект и творчество

Жизнедеятельность человека предполагает активное ис­следование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание окружающей действительности с помощью органов чувств. Чувственное познание представлено ощущениями и вос­приятием. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и во­ображению.

 

Ощущения и восприятие

Как возникают ощущения?

Воздействие раздражителя на рецептор вызы­вает появление раздражения, вы­ражающееся в превращении внешней (физической) энергии в нервный импульс, который от рецептора по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие ка­чества раздражителя.

Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализато­ра вызывают ответную реакцию, которая передается по эф­ферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяет­ся или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь этот путь назы­вается рефлекторным кольцом.

Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки слож­ного организма в окружающем мире, обеспечивает деятель­ность организма в разных условиях его существования.

Виды и свойства ощущений

По характеру отражений и месту рас­положения рецепторов выделяют три основных вида ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на: контактные (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые) и дистантные (зре­ние, слух, обоняние).

Интероцептивные (органические) ощущения – отражают состояние внутрен­них органов – наиболее древние и наиболее элементар­ные ощущения, сигнализирующие о состоянии нашего организма (голод, жажда, боль).

Проприоцептивные рецепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информа­цию о движениях и положении нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

По модальности раздражителя ощущения обычно делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязание (тактильные (прикосновение, давление), температурные, болевые и кинесте­тические).

К общим свойствам ощущений относят их качества, ин­тенсивность, длительность и пространственную локализа­цию.

- Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте и т.д.

- Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раз­дражителя и функциональным состоянием рецепторов.

- Длительность ощущения - это его временная характе­ристика. Она во многом определяется функциональным со­стоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

- Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Свойства и виды восприятия

Восприятие (перцепция)- это целостное отражение в сознании чело­века предметов, явлений, ситуаций и событий объективно­го мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмыс­ленность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлени­ям объективной действительности.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и яв­ления окружающего мира предстают перед нами в сово­купности их устойчивых связей и отношений.

Константность - обеспечивает относительное посто­янство восприятия формы, величины и цвета предмета не­зависимо от изменения его условий.

Избирательность восприятия заключается в преимуще­ственном выделении одних объектов по сравнению с други­ми, обусловленном особенностями субъекта восприятия.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от осо­бенностей его личности называется апперцепцией.

В зависимости от того, какой анализатор является веду­щим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусо­вое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой ре­зультат совместной деятельности различных органов чувств.

В зависимости от объекта восприятия различают восприя­тие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаим­ного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

К специальным механизмам пространственной ориенти­ровки относят нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокуляр­ное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отра­жении пространственных свойств предметов играет функ­циональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благо­даря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью дви­жения предмета (человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3° в с.)

Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие часто классифицируют по степени направ­ленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) вос­приятие.

Феномены восприятия

Все, что чело­век воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон пред­ставляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструкту­рированное.

Основные факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона:

- фактор сходства. Вфигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.;

- фактор близости. В фигуру объединяются близко рас­положенные элементы;

- фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений;

- фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента;

- фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наи­меньшей кривизной;

- фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринима­ются лучше.

Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажение восприятия ре­альных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии могут быть обусловлены воздействием особых условий наблюдения, оптикой глаза, сложившимися в прошлом опыте временными связями и т.д.

 

Внимание и память

Внимание представляет собойосуществление отбора нуж­ной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протека­нием.

Внимание связывают с поняти­ями доминанты, активации и ориентировочной реакции.

Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуж­дение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуж­дений.

Избирательный характер протекания психических про­цессов возможен лишь в состоянии бодрствования, кото­рое обеспечивает особая структура мозга - ретикулярная формация. Избирательная активация обеспечивается нис­ходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга и направляют­ся к двигательным ядрам спинного мозга. Нарушения функциони­рования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания.

Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П. Пав­ловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживле­ние и ряд избирательных реакций. И.П. Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». При неоднократ­ном повторении одного и того же раздражителя ориенти­ровочная реакция угасает.

Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рам­ках когнитивной психологии. В 1958г. Д. Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуще­ствляющего отбор (селекцию) информации и предохраня­ющего канал передачи информации от перегрузки.

С.Л. Рубинштейн полагал, что внимание не имеет соб­ственного содержания. По его мнению, во внима­нии проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за внимани­ем всегда стоят интересы и потребности, установки и на­правленность личности».

Виды и свойства внимания

Внимание теснейшим образом связано с волевой актив­ностью человека. По признаку произволь­ности выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхожде­нию оно более всего связано с «ориентировочными рефлек­сами». Причины, вызывающие непроизволь­ное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий (сила раздражи­теля, контраст между раздражителями, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, новизна предметов и явлений, потребности и интересы людей, их от­ношение к тому, что на них воздействует, настроение, эмоциональное и физическое состояние человека).

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при предна­меренном выполнении какой-либо деятельности. Причи­ной, вызывающей и поддерживающей произвольное внима­ние, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потреб­ностей. Для эффективного выполнения любой деятельнос­ти всегда необходимы целесообразность, сосредоточен­ность, направленность и организованность, умение отвле­каться от того, что несущественно для получения намеченного результата.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, мо­жно в дальнейшем настолько увлечься ею, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван послепроизвольным вниманием.

К свойствам внимания от­носят его концентрацию, распределение, объем, переключе­ние и устойчивость.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не вхо­дит в поле внимания.

Распределение внимания - это такая организация пси­хической деятельности, при которой одновременно выпол­няются два или более действия, способность контролиро­вать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них.

Объем внимания - это количество не связанных объек­тов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо (объем внимания меньше, чем объем восприятия, объем внимания взрослого человека составляет в среднем 7 ± 2 элемента).

Переключение внимания представляет собой сознатель­ное, преднамеренное, целенаправленное изменение направ­ленности психической деятельности, обусловленное поста­новкой новой цели. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация.

Классификация видов памяти

По времени сохранения материала выделяются:

- сенсорная память, осуществляющая сохранение ин­формации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные назва­ния: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память;

- кратковременная память, в которой сохранение мате­риала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

- долговременная память, обеспечивающая продолжи­тельное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации;

- оперативная память, занимающая промежуточное по­ложение между долговременной и кратковременной памя­тью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, кото­рое необходимо для решения задачи.

По характеру психической активности в структуру па­мяти входят:

- двигательная память сохраняет информацию о различ­ных движениях и их системах;

- эмоциональная память хранит пережитые чувства, ко­торые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом по­ложительные или отрицательные переживания (эмоцио­нальная память сильнее других видов памяти);

- образная память бывает зрительной, слуховой, осяза­тельной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей луч­ше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Разви­тие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности;

- словесно-логическая память специфически челове­ческая и играет ведущую роль по отношению к другим ви­дам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запо­минается то, что понимается;

- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.

По характеру целей деятельности память может быть:

- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

- произвольной, когда перед человеком стоит цель за­помнить материал.

Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассо­циативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в опреде­ленных совокупностях.

Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представ­лениями, которая выражается в том, что появление в созна­нии одного представления влечет за собой актуализацию второго.

По использованным для запоминания средствам па­мять бывает:

- непосредственной натуральной, представляю­щей собой прямое механическое запечатление событий и явлений;

- внешне опосредованной - восстановление следов памя­ти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания;

- внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.

 

3.3. Мышление и воображение.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, ре­чью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем бо­лее четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формули­ровка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, чело­век тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, пос­ледовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Форму­лирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Для понимания отношения мысли к слову важное значе­ние имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Что­бы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отно­шение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутрен­ней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыс­тупает как внешняя по форме и внутренняя по ее пси­хологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Мыслительные операции

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслитель­ная операция, позволяющая переходить от части к целому.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на уста­новлении сходства и различия между объектами.

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и от­влечении от несущественных.

Обобщение - мысленное объе­динение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимос­ти от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение - форма мышления, отражающая связи меж­ду предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предмета­ми, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.339 с.)