Раздел 1. Введение в психологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в психологию.



Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Сфера психологии и формы психологического знания

Предмет, основные принципы и методы психологии

Место психологии в системе научного познания

Структура современной психологии

Этапы и особенности развития психологической науки

Сфера психологии и формы психологического знания

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек и каков его внутренний мир, чем определяются причины и закономернос­ти его поступков, поведения в обществе, что такое сознание, мышление, твор­чество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие воп­росы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения на пересечении двух больших областей знаний - философии и естествен­ных наук, балансирует между наукой, искусством и верой.

Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука)часто употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражено в жизненном опыте человека и находит свое воплощение в поговорках, притчах, ритуалах, традициях, закрепляющих в себе многовековую на­родную мудрость. Научные психологические знания отличаются от житейских.

1. По степени обобщения знаний и формам их представ­ления. Житейские психологические знания всегда конкретны: они связаны с определенными людьми, ситуа­циями и задачами. Научная психология стремится к обобщениям, а научные понятия отражают наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и от­ношения.

2. По способу получения знаний и степени их субъектив­ности. Житейские знания о психологии человека приобре­таются с помощью непосредственного наблюдения за дру­гими людьми и самонаблюдения, путем проб и ошибок, носят интуитивный характер, субъективны, зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Многообразие используемых научной психологией методов дает обширный материал, который в обобщен­ном и систематизированном виде предстает в логически не­противоречивых концепциях и теориях.

3. По способам передачи знаний. Знания житейской психологии передаются от одного человека к другому, как правило, в устной форме. Накопление и передача научных знаний происхо­дит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко переда­ются от поколения к поколению.

 

Предмет, основные принципы и методы психологии

Специфика научного познания задается предметом науч­ного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Ее объектом, как правило, являются носители этих явлений. В качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины в самом общем виде могут быть на­званы явления, факты и закономерности психической жиз­ни человека.

Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека, фундаменталь­ным свойством которого является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыс­лим.

Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, суще­ствует целый ряд внешних проявлений психики: актов по­ведения, действий, неосознаваемых психических процессов и других психологических фактов,в которых психика обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функци­онирования. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но так­же закономерности психической жизни.

 

Основные методологические принципы пси­хологии

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает суще­ствование закономерно. Это значит, что психика обусловлена образом жизни и изме­няется с изменением внешних условий существования.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятель­ность, образуя ее внутренний план.

Принцип развития. Психика может быть правильно по­нята только в том случае, если она рассматривается в непре­рывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно вклю­чать в себя характеристику его особенностей в данный мо­мент, историю возникновения и формирования и перспек­тивы развития.

Методы психологии

«Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Методы по­зволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерно­сти и предсказывать их дальнейшее развитие.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов исследования, среди кото­рых выделяют основные и вспомогательные. К основным ме­тодам психологии относят наблюдение и эксперимент. В практике управленческой деятельности чаще всего используется наблюдение. Однако следует различать наблюдение как научный метод и обыденное, житейское наблюдение.

Наблюдение как научный методзаключается в преднамеренном, системати­ческом и целенаправленном восприятии поведения челове­ка. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. На­блюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспе­риментальной среде. В исследовательской практике приме­няются следующие виды наблюдения:

- в зависимости от характера взаимодействия с объек­том: включенное и стороннее;

- в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое;

- в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное;

- в зависимости от условий наблюде­ния: полевое и лабораторное;

- в зависимости от целей: целенаправленное и случай­ное;

- в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное;

- в зависимости от упорядоченности организации на­блюдения: стандартизированное и свободное.

В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собствен­ные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Эксперимент -один из основных методов психологического исследования, отличающийся активным вмешательством в изучаемый процесс и возможностью проверить причинно-следственные связи. Основные особенности экспериментального метода:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не мо­жет активно вмешиваться в ситуацию;

- экспериментатор может варьировать, изменять усло­вия протекания и проявления изучаемого процесса;

- в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В зависимости от задач и условий, в которых проводится эксперимент, различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий эксперимент.

- лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных.

- естественный эксперимент заключается в сочетании экспериментальности ис­следования с естественностью условий проведения.

- формирующий эксперимент предполагает целенаправ­ленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры.

- констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных методов в психо­логии широко применяются вспомогательные методы:

- беседа (интервью) - получение информации в процес­се непосредственного общения. Различают интервью сво­бодное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеет­ся минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; этот метод также используется, особенно в работе менеджеров по персоналу, а также в любых ситуациях управления персоналом;

- тестирование - психологическая диагностика, предпола­гающая стандартизированные вопросы и задачи для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.;

- анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Продуктами деятель­ности, подвергающимися тщательному анализу в психоло­гии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.01 с.)