Мышление как высшая форма познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление как высшая форма познавательной деятельности



Мышление -это процесс обоб­щенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Особенности мышления:

- связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»);

- связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе обще­ния людей друг с другом).

Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из кото­рых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

- собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельнос­ти, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

- мышление возникает как процесс опо­средствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи обществен­но-исторического опыта;

- понятийное, логическое мышление являет­ся произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно уп­равлять мыслительным процессом, организовывать совмест­ную мыслительную деятельность;

- мышление как психическая функ­ция обладает системным строением, т.е. построена на мате­риале различных натуральных процессов («ручного» интел­лекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструмен­том», с помощью которого эта система организуется и су­ществует как единое психическое образование.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, ре­чью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем бо­лее четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формули­ровка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, чело­век тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, пос­ледовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Форму­лирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Для понимания отношения мысли к слову важное значе­ние имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Что­бы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отно­шение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутрен­ней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыс­тупает как внешняя по форме и внутренняя по ее пси­хологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции

Разные виды мыш­ления подразделяются по своему функциональному назна­чению, развитию, строению, используемым средствам, по­знавательным возможностям: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

Основная характеристика наглядно-действенного мыш­ления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобра­зуется в плане образа или представления. Субъект опери­рует наглядными изображениями объектов через их образ­ные представления.

На уровне словесно-логического мышления субъект мо­жет, оперируя логическими понятиями, познавать суще­ственные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. По степени рефлексии разделяют интуитивное и анали­тическое мышление.

Мыслительный процесс – акт, направленный на разрешение какой-либо задачи. Он включает в себя: цель, условие, решение.

Мышление возникает и протекает в виде особых опера­ций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение.

Мыслительные операции

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслитель­ная операция, позволяющая переходить от части к целому.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на уста­новлении сходства и различия между объектами.

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и от­влечении от несущественных.

Обобщение - мысленное объе­динение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимос­ти от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение - форма мышления, отражающая связи меж­ду предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предмета­ми, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредован­но - через умозаключение.

Умозаключение - форма мыш­ления, при которой на основе нескольких суждений делает­ся определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются по­сылками умозаключения.

Различают следующие виды умозаключений: индуктивные, дедуктив­ные, аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в про­цессе мышления от общего к частному.

Аналогии - умозаключения от одних частных случаев к дру­гим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

Качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость и быстрота ума, критичность, творческость.

Мышление и творчество

Выделяют виды (типы) мышления: конвергентное и дивергентное (Дж. Гилфорд).

Конвергентное мышление (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколь­ко, но их количество все равно ограничено.

Дивергентное мышление - «тип мышления, иду­щего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения.

Дж. Гил­форд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Основные особенности кре­ативности (по Дж. Гилфорду):

- оригинальность - способность продуциро­вать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы;

- семантиче­ская гибкость - способность видеть объект под новым уг­лом зрения, обнаруживать его новое использование, расши­рять функциональное применение на практике;

- образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

- семантическая спонтанная гиб­кость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших.

Выделяют четыре внутренних барь­ера к творчеству:

- конформизм - желание быть похожим на других;

- ригидность - трудность переключения с одной сте­реотипной точки зрения на другую;

- желание найти ответ немедленно;

- цензура - внутренняя критика любой собственной идеи.

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий.

Критическое мыш­ление представляет собой такое мышление, которое направ­лено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с ге­нерацией собственных оригинальных идей.

Способы повышения творческого потенциала личности:

- метод «мозгового штурма» А. Осборна (процесс выдвижения гипотез отделяется от их оценки - выделяют три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей);

- метод «синектики» Дж. Гордона (подходит не только для группового решения, но и для индивидуального, ис­пользуется основное свойство аналогий - сравнение како­го-то сложного объекта (процесса) с простым).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.01 с.)