Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как высшая форма познавательной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Особенности мышления: - связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»); - связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе общения людей друг с другом). Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии: - собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации; - мышление возникает как процесс опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта; - понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность; - мышление как психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование. Мышление и речь Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыступает как внешняя по форме и внутренняя по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Мыслительный процесс – акт, направленный на разрешение какой-либо задачи. Он включает в себя: цель, условие, решение. Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Мыслительные операции Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий. Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно - через умозаключение. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. Различают следующие виды умозаключений: индуктивные, дедуктивные, аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогии - умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении. Качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость и быстрота ума, критичность, творческость. Мышление и творчество Выделяют виды (типы) мышления: конвергентное и дивергентное (Дж. Гилфорд). Конвергентное мышление (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление - «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Основные особенности креативности (по Дж. Гилфорду): - оригинальность - способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы; - семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; - образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; - семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. Выделяют четыре внутренних барьера к творчеству: - конформизм - желание быть похожим на других; - ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую; - желание найти ответ немедленно; - цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление представляет собой такое мышление, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Способы повышения творческого потенциала личности: - метод «мозгового штурма» А. Осборна (процесс выдвижения гипотез отделяется от их оценки - выделяют три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей); - метод «синектики» Дж. Гордона (подходит не только для группового решения, но и для индивидуального, используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым).
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |