Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как высшая форма познавательной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Особенности мышления: - связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»); - связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе общения людей друг с другом). Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии: - собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации; - мышление возникает как процесс опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта; - понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность; - мышление как психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование. Мышление и речь Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыступает как внешняя по форме и внутренняя по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Мыслительный процесс – акт, направленный на разрешение какой-либо задачи. Он включает в себя: цель, условие, решение. Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Мыслительные операции Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий. Основными логическими формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно - через умозаключение. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. Различают следующие виды умозаключений: индуктивные, дедуктивные, аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогии - умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении. Качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость и быстрота ума, критичность, творческость. Мышление и творчество Выделяют виды (типы) мышления: конвергентное и дивергентное (Дж. Гилфорд). Конвергентное мышление (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление - «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Основные особенности креативности (по Дж. Гилфорду): - оригинальность - способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы; - семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; - образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; - семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. Выделяют четыре внутренних барьера к творчеству: - конформизм - желание быть похожим на других; - ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую; - желание найти ответ немедленно; - цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление представляет собой такое мышление, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Способы повышения творческого потенциала личности: - метод «мозгового штурма» А. Осборна (процесс выдвижения гипотез отделяется от их оценки - выделяют три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей); - метод «синектики» Дж. Гордона (подходит не только для группового решения, но и для индивидуального, используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.007 с.) |