Глава 5. Мотивационная сфера личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Мотивационная сфера личности.



Мотивационная сфера человека.

Понятие потребностей.

Понятие мотива и мотивации.

Основные концепции мотивации.

Мотивационная сфера человека. Потребности, мотивы, мотивация.

Мотивационную сферу можно определить как всю совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Мотивационная сфера объясняет поведение человека, его начало, направленность, устойчивость, эффективность, разумность и т.д.

Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и других психических процессов. Мотивация в значительной степени определяет эмоционально-оценочные реакции, формирует, как правило, предрасположенность или не предрасположенность к тем или иным действиям, поступкам, играет существенную роль в формировании установок человека.

Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Мы делаем заключение о мотивации на основе наблюдения за поведением. Побудительные мотивы поведения – это чрезвычайно сложная тема. В некоторых случаях мы можем указать свои мотивы, но часто нам это не удается. Слишком плотно поужинав, мы относительно легко найдем причину своей неумеренности в еде – мы были голодны. Усердную работу можно объяснить желанием получить повышение по службе и заслужить награду. Все это примеры сознательной мотивации. Но люди часто совершают поступки, которые они не могут объяснить. Особенно щекотливая задача – найти оправдание своим дурным поступкам. Последователи З.Фрейда считают, что многие человеческие поступки мотивируются бессознательно, т.е. большинство людей часто не осознают истинные причины тех или иных поступков. Бессознательная мотивация помогает избавиться от чувства вины за свои поступки, поскольку они (или их отсутствие) считаются непроизвольными.

Основой возникновения мотивов являются потребности, т.е. объективная необходимость (нужда в чем-либо). При этом в мотивах отражаются не только индивидуальные потребности человека, но и потребности общества. В течение жизни у человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие – подчиненными. Эту систему называют мотивационной сферой личности. Ее формирование у человека является важнейшей воспитательной задачей.

При изменении социальной и жизненной ситуации происходит смена мотивов и преобразование структуры ценностей личности, что нередко вызывает у некоторых людей мотивационный кризис.

Те, кто управляет людьми, неизбежно сталкиваются с необходимостью решения разнообразных мотивационных задач. Менеджеру приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствии с задачами организации, ориентировать их на достижение определенного результата и т.д. Правильное понимание мотивации подчиненных является необходимой предпосылкой для успешного руководства людьми. Опытный руководитель всегда стремится сформировать личную заинтересованность работников в результатах своего труда. Природная, органически присущая человеку естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объема продаж, повышение качества продукта, создание новых проектов и т.д. Менеджер должен помнить: чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей.

 

Понятие потребностей.

Потребностьсостояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (веществе, энергии, информации), необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. С помощью орудий человек способен видоизменять объект, приспосабливая его к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию: животные, органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Существенными чертами человеческих потребностей являются объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность.

Для классификации потребностей используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные, духовные и социальные), по происхождению (биогенные и социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.).

Потребности являются источником активности личности. Процесс их удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность (поведение) и имеет чрезвычайно сложную структуру. Динамика потребности состоит в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит ее достижение.

Неудовлетворение важных потребностей и невозможность найти замещающие способы и предметы могут привести к глубоким личностным нарушениям. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации – психического состояния, наполненного тревогой, досадой, внутренним дискомфортом. Будучи осознанными, т.е. преломляясь через сознание, потребности проявляются в форме мотивов поведения.

 

Понятие мотива и мотивации.

Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо – она есть начальный этап психической и физической активности. Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, или система факторов, стимулирующих и направляющих деятельность и поведение человека. Процесс мотивации разворачивается через несколько последовательных фаз:

1 фаза – актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, носящее направленный характер);

2 фаза – поисковая (поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив); формируется возбужденное мотивационное состояние – драйв;

3 фаза – инструментальная (субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что в конечном итоге предполагает удовлетворение потребности);

4 фаза – завершающая (момент удовлетворения потребности, снижение эмоционального напряжения и общая релаксация).

Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация – формирование индивидуальной системы мотивов, которая возникает в самом человеке и основывается на личной удовлетворенности от выполнения задачи или деятельности. Креативность деятельности в большей степени обусловлена внутренней мотивацией.

Люди с внутренней мотивацией подходят к работе или игре творчески, стараясь получить удовольствие, найти самовыражение или ощутить азарт. Как правило, качество работы связано с внутренними факторами, такими как интерес, свобода выбора и полезная обратная связь.

Внешняя мотивация (стимуляция) – система действий по активизации мотивов определенного человека. Внешняя мотивация возникает за счет внешних факторов, таких как оплата, оценки, вознаграждения, обязательства и одобрение. Внешняя мотивация – это стремление получить внешние награды и избежать наказаний. Сильная внешняя мотивация ослабляет тенденцию к исследованию и внутреннюю мотивацию.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребность составляет сущность, «механизм» всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотив является формой субъективного отражения потребностей человека. Мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы выполняют следующие функции:

- побуждающую – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

- направляющую – отражает выбор и осуществление определенной линии поведения;

- регулирующую – определяет характер поведения и деятельности.

Виды мотивов. Для изучения целесообразно разделить мотивы на три основные группы: первичные, стимулирующие, вторичные (социальные).

Первичные мотивы основаны на биологических потребностях, которые надо удовлетворить для дальнейшего выживания. Первичные мотивы – врожденные, они обеспечивают гомеостаз, или равновесие (постоянство) внутренней среды человека. Самые важные первичные мотивы – это голод, жажда, потребность в воздухе, сне, выделении шлаков и регулировании температуры тела. Все первичные мотивы социализированы, т.е. они преломляются через конкретный уровень культуры и социальных отношений. Самое общее и основное правило рационального отношения человека к первичным мотивам можно выразить коротко: «Избегай излишеств».

Стимулирующие (или ориентировочные) мотивы – это мотивы, способствующие выбору таких форм поведения, которые позволяют достичь полезной цели и избежать вредных воздействий. Стимулирующие мотивы выражаются в стремлении к познанию непонятных для индивида явлений (любознательность, поиск новых ощущений, исследование, познание, манипуляция).

Вторичные (социальные) мотивы основаны на приобретенных потребностях и связаны с чувством благополучия и психологической компетентности во взаимодействии с окружающей средой. Социальные мотивы человек усваивает в ходе социализации. Рассмотрим некоторые из них.

Мотив достижения – это устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание быть лучшим или соответствовать некоторым внутренним стандартам мастерства. Мотив достижения может быть дифференцирован на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудач. У каждого человека эти две тенденции представлены в разных пропорциях в зависимости от личных особенностей и прошлого опыта. Например, человек с сильным стремлением к успеху и слабой боязнью неудачи более склонен выбирать умеренно сложные, но реалистические задачи. Другой человек с сильным стремлением к успеху, но с сильной боязнью неудач, поставит перед собой более простые цели. Люди с низкой потребностью к достижению выберут или то, что гарантирует успех, или то, чего достичь невозможно. И в том, и в другом случае не будет риска, что они несут личную ответственность за неудачу.

В основе мотива достижения имеется по меньшей мере три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он имеет следующуюструктуру: стремление к известности, престижу, признанию, стремление к соперничеству и т.д.

Мотив власти – желание иметь социальное влияние и контроль над другими. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения («сделаешь – получишь»), власть принуждения («не сделаешь – будет худо»), нормативная власть, информативная власть и др.

Мотивы аффилиации и помощи – это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Существует две формы аффилиативного мотива – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм – бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы; потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.

Мотивы могут быть осознанными (интересы, убеждения, стремления, идеалы) и неосознанные (установки, влечения).

Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

Склонность – постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется в направленности не просто на предмет, но и на процесс деятельности.

Убеждение – это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со взглядами и принципами. Основания убеждений – знания человека, являющиеся для него истинными. Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.

Влечение – психологическое состояние, выражающее недифференцированную неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходным явлением, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и переходит в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.02 с.)