Память и представления. Основные мнемические процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память и представления. Основные мнемические процессы



Память есть процесс организации и сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное исполь­зование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания.

Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики, обеспе­чивающая целостность и единство личности. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память не­посредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, кото­рые называются представлениями - хранящимися в памяти субъективными чувственными образами предыдущих восприятий.

В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта.

Сложную структуру памяти принято под­разделять на четыре основных мнемических процесса: за­поминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях воз­никает необходимость использования особой формы запо­минания - заучивания.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и логическим.

В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом ма­териале, выступают мнемические действия:

- группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);

- выделе­ние опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (те­зисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, при­меры и т.д.);

- план - совокупность опорных пунктов;

- классификация - распределение каких-либо предметов, яв­лений, понятий по классам, группам на основе общих при­знаков;

- структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

- схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах;

- аналогия - установление сходства, подобия в оп­ределенных отношениях предметов, явлений, понятий;

- мнемотехнические приемы - готовые способы запоми­нания;

- перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

- до­страивание запоминаемого материала и привнесение нового - использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуа­тивным признакам, распределение по местам;

- серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

- ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противо­положности;

- повторение - сознательно контролируе­мые и неконтролируемые процессы воспроизведения мате­риала.

Сохранение - это не пассивное хранение материала, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным об­разом организованного усвоения, включающего переработ­ку материала.

Воспроизведение - актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на вос­приятие; 2) собственно воспроизведения как произволь­ной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосред­ственном воспроизведении) было временно забыто (не вос­производилось).

Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях - даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целе­сообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Наиболее распространенные объяснения забывания связа­ны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немец­кими психологами Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г.

Ослабление следов. Следом памяти называют резуль­тат работы мнемической системы, а ослаблением следов - уменьшение с течением времени силы ассоциативных свя­зей: основной объем информации забывается в первый час после запечатления (кривая забывания Г. Эббингауза).

Интерференция - тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или по­следующей деятельности. Существуют два вида интерфе­рирующего влияния: ретроактивная («на­зад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего (вероятность ин­терференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминае­мый материал).

З. Фрейд рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, вы­тесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостнос­ти и самооценке личности.

Классификация видов памяти

По времени сохранения материала выделяются:

- сенсорная память, осуществляющая сохранение ин­формации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные назва­ния: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память;

- кратковременная память, в которой сохранение мате­риала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

- долговременная память, обеспечивающая продолжи­тельное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации;

- оперативная память, занимающая промежуточное по­ложение между долговременной и кратковременной памя­тью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, кото­рое необходимо для решения задачи.

По характеру психической активности в структуру па­мяти входят:

- двигательная память сохраняет информацию о различ­ных движениях и их системах;

- эмоциональная память хранит пережитые чувства, ко­торые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом по­ложительные или отрицательные переживания (эмоцио­нальная память сильнее других видов памяти);

- образная память бывает зрительной, слуховой, осяза­тельной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей луч­ше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Разви­тие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности;

- словесно-логическая память специфически челове­ческая и играет ведущую роль по отношению к другим ви­дам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запо­минается то, что понимается;

- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.

По характеру целей деятельности память может быть:

- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

- произвольной, когда перед человеком стоит цель за­помнить материал.

Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассо­циативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в опреде­ленных совокупностях.

Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представ­лениями, которая выражается в том, что появление в созна­нии одного представления влечет за собой актуализацию второго.

По использованным для запоминания средствам па­мять бывает:

- непосредственной натуральной, представляю­щей собой прямое механическое запечатление событий и явлений;

- внешне опосредованной - восстановление следов памя­ти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания;

- внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.

 

3.3. Мышление и воображение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.029 с.)