![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память и представления. Основные мнемические процессыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики, обеспечивающая целостность и единство личности. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями - хранящимися в памяти субъективными чувственными образами предыдущих восприятий. В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Сложную структуру памяти принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание - процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания - заучивания. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и логическим. В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом материале, выступают мнемические действия: - группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.); - выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.); - план - совокупность опорных пунктов; - классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; - структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое; - схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах; - аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; - мнемотехнические приемы - готовые способы запоминания;
- перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; - достраивание запоминаемого материала и привнесение нового - использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам; - серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве); - ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности; - повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Сохранение - это не пассивное хранение материала, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала. Воспроизведение - актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось). Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях - даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека. Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г. Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов - уменьшение с течением времени силы ассоциативных связей: основной объем информации забывается в первый час после запечатления (кривая забывания Г. Эббингауза). Интерференция - тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. Существуют два вида интерферирующего влияния: ретроактивная («назад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего (вероятность интерференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминаемый материал).
З. Фрейд рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности и самооценке личности. Классификация видов памяти По времени сохранения материала выделяются: - сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память; - кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); - долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации; - оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, которое необходимо для решения задачи. По характеру психической активности в структуру памяти входят: - двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах; - эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания (эмоциональная память сильнее других видов памяти); - образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности; - словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается; - механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. По характеру целей деятельности память может быть: - непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то; - произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал. Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.
Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. По использованным для запоминания средствам память бывает: - непосредственной натуральной, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений; - внешне опосредованной - восстановление следов памяти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания; - внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.
3.3. Мышление и воображение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.84.179 (0.012 с.) |