Самосознание личности и формирование Я- концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосознание личности и формирование Я- концепции



Самосознание личности - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я».

Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с самоценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я». В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего «Я» «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых каче­ствах, которые фиксируются в новых понятиях...».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция создает у человека ощущение своей самотож­дественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концеп­ция не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей при­суще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекват­ность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, миро­восприятие в целом, обусловливает основную линию поведе­ния человека.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.

1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психо­логи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» - образов. Выделяются прежде всего «Я» - реальное, т.е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я» - идеальное — пред­ставления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» - идеальное выступает как необ­ходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в «Я» - концепции выделяют «Я» - фантастическое — то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что не­возможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе — не всегда положительное явление, так как очевид­ное несовпадение желаемого и действительного могут дез­организовать самосознание и травмировать человека.

В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное — собственные представления человека о том, каким он вос­принимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования лич­ностной значимости и самооценки.

2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологиче­скими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и от­дельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыс­лов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функ­ции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функ­ция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма само­регулирования на основе самооценки состоит в своеобраз­ном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно вменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социо-культурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Р. Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я»; образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказы­вают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Самооценка характеризуется по следующим парамет­рам:

1) уровень (высокая, средняя и низкая); 2) соотноше­ние с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, спо­собности и достижения, в тревожности, боязни отрицатель­ного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека со­кращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и не­доброжелательно относятся к другим людям.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд лич­ности на саму себя, ее достаточно объективную оценку соб­ственных способностей, свойств и качеств. Если мнение че­ловека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная само­оценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Такой чело­век оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоце­нивает свои возможности, результаты деятельности, лично­стные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышаю­щую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить от­ветственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцирован­ными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружаю­щих и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной само­стоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

1. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной остойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями) себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие пред­ставления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологичес­кой защитой понимают способ, с помощью которого лич­ность предохраняется от воздействия, грозящего напряжен­ностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и общими для разных видов защитных механизмов черта­ми, по мнению Фрейда и всех его последователей, является то, что они: 1) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего за­щитного поведения по отношению к определенному явле­нию или объекту, 2) всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого защитные меха­низмы часто рассматриваются как дезадаптивные.

Первым был описан защитный механизм вытеснения. Механизм вытеснения занимает особое место в теории пси­хоанализа. Описываемое иногда как «мотивированное забы­вание», вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Од­нако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и им­пульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоян­ная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратко­временное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговор­ках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопа­тологией обыденной жизни».

Другой защитный механизм - отрицание - выражает­ся в бессознательном отказе допустить существование оп­ределенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. Это отно­сится, например, к человеку, который «знает», что он неиз­лечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрица­ние является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».

Проекция -это процесс, в результате которого внутрен­нее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т.е. посредством проекции индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям.

Очевидным путем защиты от тревоги, связанной с неудачей и виной, является возложение вины на другого. Человек осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других и поэтому считает других ненавидящими и преследующими его.

Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний и чувств, благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухступенчато: сначала - неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется противоположный ему импульс: маленькая девочка настолько «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что он вдруг перестанет дышать.

Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать разные нормы. Рационализирует человек, говорящий, что работа, куда его уволили, ему давно неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его девушка не так уж привлекательна. Ту же роль может играть феномен «сладкого лимона»: человек, вынужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, при помощи рационализации начинает находить их вполне желательными.

Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное и интеллектуальное творчество.

2. Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний мир, который определяет характер восприятия человека влюбой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.015 с.)