Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Черты характера и отношения личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт. В системе отношений выражается содержание характера. Структура характерологических отношений складывается в основном из отношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе. В отношении к своей деятельности, труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или лень, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду. В межличностных отношениях проявляются общительность или замкнутость человека, коллективизм или индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д. В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность или самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или его недооценка. Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека. Чрезмерное усиление отдельных черт характера получило название акцентуации характера. Акцентуации проявляются в избирательной уязвимости по отношению к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Различают чистые и смешанные типы акцентуаций. Чистые типы достаточно редки, однако, именно они затрудняют процесс социальной адаптации. Особенно выражены акцентуации в подростковом возрасте, в дальнейшем они могут сглаживаться. Выраженные акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций и нарушений поведения. Глава 10. СПОСОБНОСТИ.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Однако без овладения ими развитие способностей невозможно. Способности проявляются в конкретной деятельности человека. Их необходимо оценивать в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами. Признаками способностей являются: - быстрота овладения соответствующей деятельностью (темп и продвижение); - качественный уровень достижений; - сильная, устойчивая склонность к занятиям определенной деятельностью. Любая способность имеет структуру, в которую входят определенные качества (например, способность к изобразительной деятельности включает высокую чувствительность зрительного анализатора, тонкое цветоразличение, образную память, художественное воображение и др.). В основе способностей лежат задатки. Задатки – это первичные, природные особенности, с которыми человек рождается и которые сразу создают предпосылки для успешного выполнения какой-либо деятельности. Они созревают в процессе развития человека. Задатки могут превратиться вили не превратиться в способности, в зависимости от условий воспитания и деятельности человека. Задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, мозга, органов чувств, двигательного аппарата. В качестве задатков рассматривают также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. Так, различают три человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип (И.П. Павлов). Для людей художественного типа характерны яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению. Задатки многозначны, т.е. из одного и того же задатка при соответствующих условиях могут развиться различные способности (например, на основе мыслительного типа могут развиться способности математика, лингвиста, философа и т.д.). Главными факторами развития способностей является обучение и деятельность (важную роль играет специальная методика обучения и организация деятельности). Различают общие и специальные способности. Общие способности – это такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности. Общими являются умственные способности (качества ума, эмоционально-волевые особенности, сосредоточенность внимания, хорошая память). Специальные способности – это такие свойства, которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (сценической, музыкальной, технической и т.п.). Эти способности представляют собой единство отдельных более частных способностей, среди которых одни занимают ведущее положение, а другие вспомогательное. Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений, быстрое и широкое обобщение математического материала и т.д. Все эти частные способности объединяются стержневой способностью – математической направленностью ума. В составе литературных способностей стержневыми образованиями являются творческая активность и эстетическая позиция. Они объединяют частные способности – наблюдательность, впечатлительность, эмоциональность, образность, выразительность языка. Общие и специальные способности взаимосвязаны. Высокое развитие общих способностей благоприятно для развития специальных, и наоборот. По уровню развития способностей различают людей способных, талантливых и гениальных. Способные люди быстро овладевают конкретной деятельностью, достигают в ней высоких результатов. Талант – наиболее благоприятное сочетание способностей, обеспечивающее успешное, творческое выполнение определенной деятельности. Гениальность – высшая степень талантливости. Гений неповторим и неподражаем. Современная наука примирила противоположные позиции. Способности, как все остальные психические свойства, имеют материальную, нервную основу, прежде всего это свойства нервной системы: сила, выносливость по отношению к интенсивным и длительным нагрузкам (известно, что одаренные люди спят по 4 часа, и даже в детстве спали мало); лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения; динамичность – легкость и быстрота формирования новых связей. Свойства нервной системы являются врожденным условием, в них заданы предпосылки развития, которые лишь во взаимодействии с социальной средой могут оказаться включенными в формирование способностей. Анатомо-физиологические предпосылки развития названы задатками. Многие годы после рождения продолжается созревание мозга под воздействием окружающей среды, в процессе этого взаимодействия и формируются способности. Б.М.Теплов выступал против признания врожденности способностей, считал, что врожденными могут быть лишь задатки, которые не имеют качественной определенности, не заключают в себе содержательного момента (многие способные люди способны в разных областях). Способности детерминированы прежде всего условиями жизни, их общественным характером. Б.М.Теплов выдвинул положение о роли деятельности в развитии способностей: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Положение о взаимосвязи способностей и деятельности – ведущее в отечественной психологии. Склонность – устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности, не просто интерес к ним, а расположенность к личной деятельности в данной области. Пробуждение склонности во многом зависит от общественных запросов, от примеров, которые видит перед собой человек, от ожиданий и поощрений со стороны окружающих. Чаще всего сильная склонность свидетельствует о наличии способностей (могут быть исключения, напр., графомания). Склонности – это стремления, способности – это возможности, но они взаимосвязаны между собой. Эмпирические характеристики способностей: - способности связаны с успехом в деятельности; - определяют быстроту формирования навыков, знаний, умений (динамическая характеристика); - дают возможность широкого переноса умений и навыков на другой материал; - помехоустойчивость способностей: они проявляют свою силу при обстоятельствах, противодействующих успеху; - признак индивидуального своеобразия способов достижения успеха; способности – свойства, которые выражаются в индивидуально-своеобразных приемах; - относительная энергетическая экономность путей достижения успеха: более способные достигают успеха при малых энергозатратах, малоуспешным необходимо для достижения успеха затратить больше энергии и сил; - мотивационный компонент в характеристике способностей; это такие свойства, способствующие регуляции деятельности, которые связаны с мотивационным самообеспечением, они есть там, где есть самоподкрепление. Выше говорилось, что способности могут быть общие и специальные, интеллектуальные и творческие. Чем более специализированы способности, тем раньше они проявляются. Основа всех специальных способностей, в том числе и моторных – общие способности, «генеральный фактор интеллекта», «базальный фактор одаренности». В американской психологии, уделяющей большое внимание изучению и развитию детской одаренности, предлагается следующая классификация специальных видов способностей: умственные, интеллектуальные способности; академические способности – хорошее усвоение чужих идей; творческие – креативность, создание нового, необычность мышления; лидерские – общение и лидерство; художественные; психомоторные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.151 (0.01 с.) |