Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация психических явлений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все многообразие форм психического отражения можно разделить на три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования. Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление и речь. Отражение объективной действительности не исчерпывается только познавательной деятельностью людей. Познавая мир, человек не остается холодным и бесстрастным созерцателем. Та сторона отражения предметов и явлений действительности, которая охватывает богатую и разнообразную область личных переживаний составляет эмоциональные процессы. К ним относятся, например, возбуждение и радость, азарт, негодование, злость и т.д. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.). Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния, такие как подъем и угнетенность, бодрость и уныние и др. Психические состояния человека можно классифицировать в зависимости от роли личности и ситуации возникновения – личностные и ситуативные; от доминирующих компонентов – интеллектуальные, эмоциональные, волевые; от глубины – состояния более или менее глубокие либо поверхностные; времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные; влияния на личность – положительные и отрицательные; стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; степени осознанности – состояния более или менее осознанные. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепления в практике. Психические свойства образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: - ж изненная позиция личности – система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая избирательность и уровень активности человека; - т емперамент – система природных свойств личности, характеризующих динамическую сторону поведения; - с пособности – система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности; - характер как система отношений и способов поведения. Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Таким образом, психика человека – продукт человеческой истории, его социального бытия. Она дважды детерминирована системой общественных отношений, потому что человек вырастает в общественной среде, и потому, что он присваивает опыт предшествующих поколений. Но приемником и носителем этих социальных влияний является материальный телесный орган – мозг, который работает по присущим ему законам, доступным познанию не менее других законов природы. Чем полнее и глубже мы познаем законы нашей психики, нашего собственного поведения, тем эффективнее окажутся средства формирования и совершенствования личности, методы обучения и воспитания. Раздел 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущения и восприятие Внимание и память Мышление и воображение Интеллект и творчество Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание окружающей действительности с помощью органов чувств. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
Ощущения и восприятие Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы Ощущение представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущения выполняют функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей: - периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энергию в нервный процесс; -проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии); - подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине и т.д.
Как возникают ощущения? Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения, выражающееся в превращении внешней (физической) энергии в нервный импульс, который от рецептора по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь этот путь называется рефлекторным кольцом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования. Виды и свойства ощущений По характеру отражений и месту расположения рецепторов выделяют три основных вида ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Экстероцептивные ощущения – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на: контактные (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые) и дистантные (зрение, слух, обоняние). Интероцептивные (органические) ощущения – отражают состояние внутренних органов – наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, сигнализирующие о состоянии нашего организма (голод, жажда, боль). Проприоцептивные рецепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения. По модальности раздражителя ощущения обычно делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязание (тактильные (прикосновение, давление), температурные, болевые и кинестетические). К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. - Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте и т.д. - Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов. - Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. - Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.012 с.) |