Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика функций журналистикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
Итак, цель - это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым результатом, приступая к ее реализации прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате. Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности? Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком... Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего ид предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели. Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?». Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа. Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности. И только после наработки представлений о системе «первичных» функций и формирования знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реализацией личностно важных задач. Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, ступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации. По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностях ориентации, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защите людей и снабжении каждого утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлечение, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п. В этом перечне функций реально отражены выполняемые журналистикой задачи. Но при этом очевидна некоторая бессистемность перечисления. Это связано с недостаточной проработкой вопроса о том, что же нужно «контрагентам» массовой информации - массовой аудитории и социальным институтам как «потребителям» массовой информации. Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media. Кажущаяся чисто «технической», коммуникативная функция, однако, эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Оно заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж → МА и (или) Ж → СИ, но и происходит знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику. Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона. Более того, через журналистику устанавливаются контакты, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря возможности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый «потребителю» контакт и устанавливаются прочные связи Ж ↔ МА и Ж ↔ СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. И журналистика, чутко реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контрагента», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром – усиливая и расширяя или, наоборот, сужая и ослабляя их. Поэтому в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо - отличаются характером своей «модели мира», удовлетворяя потребности своих «контрагентов» в информации. Второй - и объективно наиболее важный - «слой» функций СМИ определяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» - СИ и МА. Для взаимоотношений с СИ - это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» (необходимость учитывать выводы, рекомендации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее, в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ. Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналистики можно назвать непосредственно-организаторской. Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической. Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью. Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная, удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.). Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не исключена вероятность наличия и значимого заряда идеологического характера) (см. схему на стр. 71). Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции. Социальное предназначение журналистики как ее объективная, независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информированности. Однако в журналистике действуют люди со своими взглядами - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представлениями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где признан и реализуется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики. Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных процессов своеобразными представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ). Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязанность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов. Мера и характер информированности (дезинформированности) зависит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ С тех пор как в начале XIX века в употребление был введен термин «идеология», вокруг самого термина и скрывающегося за ним явления идет непрерывная полемика, часто с переосмыслением его сути. Сам по себе термин «идеология» (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») обозначает учение об идеях, т.е., по сути, не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие «идея» постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать, с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении (по семантической структуре информации d + v), соединенное со стремлением к действию (то есть включает n + р). Ведь не случайно восклицание «есть идея!» говорит о том, что говорящий не только знает, но и хочет. И характеризуя кого-то «это идейный человек», подразумевают его настроенность на реализацию своих представлений о жизни. Понятно, что в условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, определенным их потребностями, интересами и стремлениями, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина «идеология», относительно места идеологии в жизни, ее отношений с наукой и т.д. Надо помнить и то, что сначала сам термин «идеология», введенный в оборот в начале XIX в., использовался для характеристики не связанных с реальностью и часто ложных взглядов. В наше время о термине и его содержании много спорят, порой отрицая и саму необходимость идеологии. Проблема идеологии осложняется еще и тем, что идеи могут быть как верными, так и неверными (или же частично верными и частично неверными). Кроме того, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот. Вот почему в наше время так часто говорят: о деидеологизации (в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться); о реидеологизации (когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме); о переидеологизации (в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие). По мнению некоторых людей, идеология вообще «не нужна» и необходимо заменить ее «здравым смыслом» и «объективной наукой». Но «покончить» с идеологией все же не удается, более того, ощущается острая нужда в ясных идеологических ориентирах для общества в целом, а также отдельных его групп и людей. Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фронтов, ассоциаций. При этом в структуре идеологических представлений о мире свое место занимают все формы осознания действительности: и дескриптивные, и прескриптивные, и валюативные, и нормативные. Чем выше степень адекватности этих представлений (т.е. чем точнее наше знание реалий современности, справедливее ее оценки и вернее предвидение будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее отражает нужды общественного прогресса, и наоборот. Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, а следовательно, формируют и отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции. В частности, оттого, как понимается такая ценность, как «справедливость», зависит реакция человека на политические и экономические программы (и характер деятельности) тех или иных общественных сил. Согласие с этими программами всегда вызывает сплочение в рядах общества, поддержку определенных общественных сил, а неприятие их - противодействие в сознании и поведении «несогласных». Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают острые идейные споры, столкновение взглядов, а при невозможности решить разногласия мирным путем - политическую борьбу, приводящую в определенных условиях к вооруженным конфликтам. Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии. Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания. Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений - от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества. Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения. Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности. Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории. Социальная ориентация - это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет как бы две стороны процесса - это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности. Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. При этом ее задача заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях. Чрезвычайно важно при отборе фактов зафиксировать все существенное, характерное, не позволить мелочам и частностям заслонить значимое для выработки адекватной картины мира. Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В этой связи всегда остается актуальным вопрос о том, чего следует и можно добиться в данной обстановке. Причем сам отбор и подача материала «о том, что есть» так или иначе будут происходить в связи с представлением о «желаемом будущем». А так как представители различных социальных сил по-разному представляют это «желаемое будущее», неизбежно возникает различие во взглядах. Если столкновение их протекает в форме конструктивного диалога, возможна консолидация представлений и усилий. В противном случае произойдет размежевание и борьба за победу одной из позиций. В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». А поскольку оценки формируются при рассмотрении явлений реальной жизни на фоне «желаемого будущего», то в изданиях и программах разной идеологической направленности и характер оценок неизбежно оказывается различным. В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм - тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее». Разумеется, и представления о нормах поведения ради достижения целей также будут различаться в зависимости от исходных позиций изданий и программ, характера выработанных ими оценочных суждений и признанных достойными средств достижения целей. Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, - ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации. Ориентация в действительности под влиянием СМИ и в зависимости от их позиций, последовательности проведения информационной линии, умения действовать системно, убедительно, учитывая состояние аудитории и деятельность других изданий и программ, может быть: широкой, глубокой и истинной (верная ориентация); слабой, неполной, противоречивой, нечеткой (неопределенная ориентация) и широкой, развернутой, но неверной (дезориентация). Достигнутый уровень объективной ориентированности масс на основе подлинной информированности характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов. На пути к этому могут встретиться серьезные проблемы в выработке социальных позиций и способах их творческой реализации. Преодолению их способствует заинтересованность журналистов в объективной ориентации широкой массовой аудитории. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Если «специализированное» сознание человека формируется системой специального образования (и с помощью самообразования) и необходимо как база профессиональной деятельности, если уникальные черты сознания, с одной стороны, - личностные «накопления» профессионала, а с другой - плод индивидуального жизненного опыта в осмыслении окружающего, то массовое сознание – это совокупность представлений (d, v, n, p) различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни (экономической, политической, культурной и т.д. и т.п.), которые затрагивают их социальные интересы и сказываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Массовое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общности по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социальной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и направленность этой активности. Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически. Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания И особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания 'в решающей степени зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. Различия компонентов предопределяют и различия в творческой деятельности. По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения. При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, устойчивых, медленно изменяющихся компонента - мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания хотя и носит несколько упрощенный и жестко фиксированный характер, помогает увидеть главное - структуру массового сознания как объекта журналистской деятельности. В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них. В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности. Мировоззренческими выступают общие представления о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, движущих силах общественного развития, о человеке как субъекте социальных отношений, его самоопределении в мире, смысле жизни, свободе и движущих факторах поведения, представления о справедливом общественном устройстве и путях к нему, о роли социальных групп, политических объединений, властей в историческом движении общества, групповых и общечеловеческих ценностях и т.д. Являясь системой обобщенных представлений о мире в целом, мировоззрение включает представления о «концепции жизни» разных народов, стран, групп, об их взглядах на современность и историческую перспективу, путях к социальному прогрессу. Чем шире система мировоззренческих идей, чем глубже они разработаны и объективнее отражают природные и социальные законы, тем лучше выполняют регулятивно-творческую роль - определяют отношение носителей мировоззрения к окружающему, способствуют верной выработке оценок явлений жизни, формированию стремлений и направленности социальной активности людей. Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэтому формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологической работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и программы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый трудный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному положению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые включают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на базе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реалий. «Ядром» возникающей новой концепции являются гуманистические идеи, разрабатывавшиеся на протяжении столетий в самых разных социально-философских, этических, правовых, экономических и др. учениям, религиозных концепциях, даже обыденных, на уровне «здравого смысла» представлениях «рядовых» людей о «хорошей жизни». Частные, порой абстрактно формулируемые общечеловеческие идеи и ценности при согласовании с интересами различных «частных» групп в перспективе XXI века начинают приобретать значение реальных требований жизни в условиях формирующейся новой цивилизации (см. подробнее в гл. IV). Разработка и внедрение в журналистскую практику новых мировоззренческих идей сталкиваются с большими трудностями, проходят в борьбе мнений, в полемических схватках и дискуссиях. В эти споры включается и аудитория, что носит позитивный характер, - новые идеи могут развиваться и осваиваться только полемически. При этом новые мировоззренческие идеи возникают скорее как отдельные, порой частные (и небесспорные) выводы из анализа явлений жизни и бывают далеки от философско-социологических обобщений, носящих логически завершенный характер. Однако со временем происходит оформление первоначальных идей в стройные концепции. Следующий компонент «ядра» массового сознания составляет миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, «собранная» из образных представлений о людях, событиях, отношениях. Эта образная картина мира выступает «параллельным» мировоззрению фундаментальным духовным образованием, потому что полнокровное осознание действительности невозможно без этого «второго» типа обобщенных ориентации в мире (в силу согласованности «работы» обоих полушарий мозга). Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной - с помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Эта картина складывается в массовом сознании и посредством самоориентации, и в процессе обучения (например, изучение искусства), но более всего через средства массовой информации. При этом все большую роль играет телевидение (систематические передачи художественных кино- и телефильмов, обозрения музеев и выставок, трансляция концертов классической, народной и эстрадной музыки и т.д.). Важное значение имеет радио (особенно стереофоническое) - передача музыкальных программ и радиоспектаклей, выступления мастеров художественного чтения, когда не обязателен видеоряд, а также журналы и газеты, печатающие художественные произведения, рецензии и обозрения новостей из мира искусства. Таким образом СМИ способны проводить определенную политику, систематически и последовательно давать актуальную именно для данного времени художественную информацию, способную активно «работать» на создание «параллельного» мировоззрению образа мира. Созданная в соответствии с позицией редакции, с помощью специально отобранных и специально подобранных для издания или программы произведений искусства (литературы, кино, живописи, театра, графики, скульптуры и т.д.), образная «модель действительности» (если она создавалась не только в целях просвещения, но и в целях формирования суждений о жизни) «работает» (как и мировоззрение) на понимание и оценку разворачивающейся на глазах у массовой аудитории действительности. Рассматривая сквозь призму осмысленных вечных образов и ситуаций (Гамлет, король Лир, Яго, Печорин, Обломов, князь Мышкин, Мелехов, Шариков и др.) явления современной жизни, аудитория СМИ способна более глубоко осознать их и, соответственно оценив, выработать твердое к ним отношение, обогащенное эмоционально-образно. Ведь даже простое уподобление современных явлений гамлетизму, донкихотству, обломовщине или «бесовщине» (если, разумеется, аудитории понятен смысл, заключенный в данных «терминах») способно вызвать бурную реакцию и произвести глубокое впечатление, а также помочь выработать твердое отношение к ним, влияющее на самосознание и поведение людей. Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим. Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощущает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных явлений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох. Мир Античности и Средневековья, Возрождения и Нового времени, Великого переселения народов и эпохи Инквизиции, Великой французской революции и двух мировых войн, мифологические и религиозные персонажи, Перикл и Юлий Цезарь, Робеспьер и Наполеон, Ленин и Сталин, Рузвельт и Черчилль, Де Голль - все это и многое другое из нашего прошлого через конкретные события, явления и лица позволяет осознать драматизм движения истории, ее трагические и героические страницы. Ориентироваться в исторических процессах тем более важно, что прошлое не уходит в небытие - оно определяет настоящее и влияет на будущее. Поэтому необходимо понимать настоящее как итог предыдущего развития и оглядываться назад, чтобы, осмысляя пройденный путь, черпать из него уроки и извлекать опыт. Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные представления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Историческое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследованных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования. Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. Но она способна сделать многое при помощи специфических, ей присущих методов: отмечая исторические даты, ведя рубрики типа «Взгляд сквозь годы», «Прошлое в настоящем», освещая деятельность научно-исторических учреждений, жизнь памятников старины в современных условиях, откликаясь на новинки литературы, художественные выставки, «презентацию» реконструированных зданий и сооружений, демонстрируя состояние массового исторического сознания и рассказывая об увлеченных историей людях и т.д. История, особенно в ее актуальных для настоящего времени аспектах, весьма привлекательна для массовой аудитории. Однако тенденциозно представленная, она способна деформировать взгляды и поведение людей, толкнуть их в объятия националистов или шовинистов, стать орудием в руках политиканов. А научный подход к формированию исторического сознания способствует формированию всесторонне развитой личности. Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если «ядро» (мировоззрение и миросозерцание) относительно устойчиво и прочно удерживает вошедшие в его состав представления и идеи, то «оболочка» (общественное мнение) значительно более подвижна, изменчива и динамична, «постоянна в непостоянстве» в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире. Принципиально важным является знание того, как формируется «ткань» общественного мнения в реальной жизни. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно говорить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение мол
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.016 с.) |