Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1. Б. 8 психология журналистики

Поиск

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Раздел 1. Психология журналистики как прикладная отрасль психологической науки.

Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачи, методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии.

«Психология журналистики» как учебный предмет. Объект, предмет и задачи психологии журналистики. Взаимосвязь психологии журналистики с другими психологическими дисциплинами. Психологические и социально- психологические теории и журналистика. Социально-психологическая характеристика журналистики как деятельности и социальной структуры. Направления и методы исследования в психологии журналистики.

 

Раздел 2. Психологический аспект функционирования СМИ.

Тема: Массовая коммуникация в контексте теории общения отечественной и зарубежной психологии.

Массовая коммуникация как общение. Категории «общение» и «коммуникация» – сходство и различие. Понятие, структура, этапы, виды, факторы, функции коммуникации. Сравнительный анализ опосредованного и межличностного общения. Система массовой коммуникации (коммуникатор, сообщение, аудитория). Модели массовой коммуникации в зарубежных исследованиях. Теории «волшебной пули», (модель Лассуэлла, модель Шеннона и Уэвера) и др. Основные средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Особенности, уникальность. СМИ как средство общения, социально-психологического влияния. Социально-психологические функции СМИ в обществе (Матвеева Л.В.): психологические эффекты и последствия (позитивные и негативные) деятельности СМИ. Проблема адаптации личности к продукции СМИ.

Тема: Средства массовой информации и массовое сознание.

Понятие массового, индивидуального, группового и обыденного сознания. Специфика влияния печати, радио, телевидения, сети Интернет на массовое сознание. Категории социальной перцепции и социального познания в контексте проблематики журналистской деятельности. Имплицитная концепция мира в обыденном сознании. Теории когнитивного соответствия. Процессы категоризации, каузальной атрибуции. Специфика феноменов и процессов восприятия в ситуации потребления продукции СМИ. Когнитивная дифференцированность сознания. Психологическая модель СМИ и ее основные характеристики. Особенности восприятия каналов массовой коммуникации. Общественная психология и массовое сознание. Понятие и структура менталитета. Особенности и закономерности формирования и восприятия массово-информационных текстов в СМИ. Психолингвистика речевого воздействия в СМИ.

Тема: Аудитория как объект воздействия и как субъект взаимодействия с СМИ.

Аудитория массовой коммуникации. Обратная связи между коммуникатором и аудиторией. «Субъект-объективные» и «субъект-субъективные» отношения между коммуникатором и аудиторией. Аудитория СМИ – критерии для классификации (Н.Н. Богомолова, Г.С. Мельник, Е.П. Прохоров и др.). Социально-психологические характеристики аудитории. Мотивы потребителей массовой информации (информационный, эмоциональный, прагматический, социальный). Идеология аудитории (В.И. Кузин). Информационно-познавательская, потребительская, гуманитарная идеология. Гендерные особенности и предпочтения. Детская и молодежная аудитория СМИ – особенности восприятии. Социальная ответственность СМИ и общества.

Раздел 3. Текст СМИ в ракурсе психологии.

Раздел 4. Психология личности журналиста.

Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества

Образовательные технологии

Методическая основа является комплексное сочетание традиционных методов и инновационных технологий в контексте реализации компетентностного подхода.

При проведении практических занятий используются такие образовательные технологии как технологии проблемного, проектного, дифференцированного обучения, технология деловой игры с применением групповых и индивидуальных активных методов обучения, применение информационных технологий. Изучение, обобщение и закрепление материала проводится с использованием различных педагогических технологий – технология сотрудничества, работа в команде и мини-группах; метод разбора конкретных ситуаций (case-study); технологии развития монологической, диалогической и полилогической речи в форме защиты мини-проектов, презентаций и др.

Информационные технологии используются студентами для:

- поиска литературы в электронном каталоге библиотеки учебного заведения; в интернете с применением различных поисковых машин;

- для работы с литературой в процессе реферирования, конспектирования,

- аннотирования, цитирования и т.д.;

- составления презентаций с использованием Power Point и т. п.

Формы аудиторной работы дисциплины «Психология журналистики»: лекции и практические занятия.

Образовательный процесс в рамках дисциплины предполагает реализацию технологии организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов регламентируется преподавателем.

Самостоятельная работа включает:

- специальные задания для осмысления пройденного материала (составить схему структуры собеседования; составить таблицу видов общения; подобрать иллюстрации к теоретическим положениям и т.п.);

- изучение отдельных тем или вопросов.

При реализации программы согласно требованиям ФГОС используются следующие активные и интерактивные формы и методы проведения учебных занятий

Интерактивные формы (14 часов):

творческие задания по выбору студентов и их защита – 6 часов.

метод проектов, групповое обсуждение результатов проектов – 8 часов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы занимает особое место в процессе обучения.

Самостоятельная работа по дисциплине «Психология журналистики» предполагает:

- самостоятельное изучение рекомендуемых теоретических и методических работ, необходимых для углубленного изучения тем;

- составление минисловаря основных понятий дисциплины;

- составление списка, аннотаций и рецензий литературы по отдельным темам дисциплины;

- разработка мини проектов с последующей презентацией;

- самоотчеты по результатам самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины (в соответствии с графиком индивидуального образовательного маршрута).

В процессе работы над текстовым материалом студенты выполняют задания, предложенные преподавателем, осуществляют поиск информации, выполняют конспектирование изучаемого материала. Самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, организуется с целью обеспечения достижения практических целей, зафиксированных в Программе.

Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости (осуществляется поурочно), промежуточную аттестацию (по завершении изучения отдельной темы/модуля) и итоговую аттестацию (по завершении изучения дисциплины).

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины.

Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных (и/или окончательных) результатов обучения по дисциплине.

Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы по дисциплине в целом.

Текущий контроль осуществляется в течение академического семестра в виде проверки домашних заданий, активной творческой работы на занятии, устных опросов, проведения тестирования, презентаций результатов самостоятельной работы в форме устных сообщений, письменных работ, мини-проектов.

Для осуществления процедур текущего контроля и промежуточной аттестации созданы фонды оценочных средств, которые включают примерные задания для практических занятий, тесты, контрольные вопросы по теме, контрольные работы, тексты для внеаудиторной работы.

Итоговый контроль, зачет, проводится в устной форме.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная и дополнительная литература

Распределение учебных изданий** (включая учебники и учебные пособия):О - Основное / Д - Дополнительное (О / Д) Автор, название, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы Год издания Форма издания: печатное / электронное Места хранения (печатные издания) / Ссылка на ресурс (электронные издания)  
 
           
О Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации: Учебник для бакалавров [Текст] / С.М. Виноградова, Г.С.Мельник. - М.: Юрайт. -603 с.   Печатное, электронное    
О Олешко В.Ф. Психология журналистики. 2-е изд. [Текст] / В.Ф. Олешко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова. – 240 с.   Печатное, электронное    
Д Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - 5-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Аспкт Пресс, - 368 с.   Печатное    
Д Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений: Учебное пособие [Текст] / М.:МЭСИ - 117с.   Электронное    
Д Доценко Е.Л. Психология манипуляции М.   Электронное    
Д Социальная психология и этика делового общения. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. - М.   Электронное    

 

Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (бакалавриат)
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 42.03.02 Журналистика
Направленность (профиль) образовательной программы: Деловая журналистика
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы: 4 года

 

Нижневартовск, 2014 г.


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Б1.Б.8 «Психология журналистики» является развитие компетенций студентов посредством освоения знаний психологических особенностей профессии журналиста и психологической специфики журналистики как деятельности.

 

Задачи изучения дисциплины (модуля) Б1.Б.8 «Психология журналистики»:

- дать представление о психологических аспектах функционирования массовой информации в обществе;

- представить психологические составляющие функций СМИ;

- выявить психологическую типологию текстов СМИ;

- показать закономерности восприятия массово-информационных текстов.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина Б1.Б.8 «Психология журналистики» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, профиль Деловая журналистика.

Дисциплина читается на 3 курсе, в 5 семестре. Форма контроля – зачёт.

Для освоения дисциплины Б1.Б.8 «Психология журналистики» студенты должны обладать знаниями в области теории и истории журналистики и массовой коммуникации, профессиональных правовых и этических стандартов. Дисциплина опирается на общую психологию: активно используются, прежде всего, основные принципы психологии и категории.

Для освоения данной дисциплины студент должен:

знать: функции и принципы средств массовой информации; базовые категории общей психологии, отражающие психические, процессы, свойства психики человека (способность, характер, темперамент), проявления сознания человека (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.);

уметь: решать профессиональные задачи в области журналистикой профессии;

владеть: способами анализа профессиональных источников информации; основными принципами информационной безопасности в журналистском творчестве.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Б1.Б.8 «Психология журналистики»

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Б1.Б.8 «Психология журналистики» согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

ОК-3; ОК-8; ОПК-10.

- способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8);

- способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-10).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине Б1.Б.8 «Психология журналистики», соотнесенные с формируемыми компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия и их определения: психология журналистики, психология творчества журналиста; дифференцировать понятия, вводимые в рамках курса.

- психологические закономерности формирования общественного мнения;

- особенности личностных качеств и профессиональных компетенций журналиста,

- психологические факторы эффективности журналистской деятельности;

- социально-психологические условия совершенствования профессиональной деятельности.

Уметь:

- определять социально- психологический профиль аудитории;

- использовать в профессиональной деятельности коммуникативные приемы и техники;

- проводить социально-психологический анализ результативности профессиональной деятельности.

 

Владеть:

- базовыми навыками диагностики личности, методами самоанализа и социально-психологического эксперимента, навыками составления психологического портрета человека, психологической экспертизы текста СМИ

4. Структура и содержание дисциплины Б1.Б.8 «Психология журналистики»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы/108 часов.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной деятельности Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия(всего)        
В том числе:        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа(всего)        
Вид аттестации   (зачет, экзамен) зачет зачет    
Общая трудоемкость (часы)          
Зачетные единицы        

4.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практи-ческие Лабора-торные Самостоя-тельная работа
Раздел 1. Психология журналистики как прикладная отрасль психологической науки
1. Тема: Введение. Предмет, цели и задачи, методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии. Определение уровня входных учебных достижений обучающихся. Введение в проблематику дисциплины, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации. Изучение РП, списка источников, формулировка, вопросов, интересующих студентов на основе изучения содержания дисциплины.           Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов     Список вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде).
Раздел 2. Психологический аспект функционирования СМИ
2. Тема: Массовая коммуникация в контексте теории общения отечественной и зарубежной психологии. Составление библиографии по теме. Составление опорного конспекта. Выполнение практической работы. Заполнение таблицы.         Анализ работы. Проверка опорного конспекта. Проверка практической работы.  
3. Тема: Средства массовой информации и массовое сознание. Конспектирование тематической литературы.         Проверка опорного конспекта.  
4. Тема: Аудитория как объект воздействия и как субъект взаимодействия с СМИ. Конспектирование тематической литературы, написание рефератов, подготовка к дидактическим тестам.         Проверка опорного конспекта. Защита реферата. Дидактический тест.
Раздел 3. Текст СМИ в ракурсе психологии
5. Тема: Понятие, типология и функции массово- информационных текстов. Составление опорного конспекта. Выполнение практической работы. Заполнение таблицы.         Проверка опорного конспекта. Анализ практической работы.  
6. Тема: Информационно- психологическая культура текста СМИ. Составление опорного конспекта. Выполнение практической работы. Заполнение таблицы.         Проверка опорного конспекта. Анализ практической работы.  
7. Тема: Психологический анализ текстов СМИ. Выполнение практической работы.         Анализ практической работы.  
Раздел 4. Психология личности журналиста
8. Тема: Личность журналиста как создателя СМИ. Подготовка и написание рефератов и тематических выступлений, аннотирование литературы, выполнение заданий для самостоятельной работы.         Защита рефератов. Аназиз тематических выступлений. Анализ практической работы.  
9. Тема: Коммуникативная компетентность журналиста. Решение ситуационных задач, деловые игры.         Анализ ситуационных задач. Анализ деловой игры.
10. Тема: Психология журналистского общения. Решение ситуационных задач, деловые игры.         Анализ ситуационных задач. Анализ деловой игры.
11. Тема: Этика и этикет профессионального общения журналиста. Имидж журналиста. Стрессы и стрессоустойчивость в профессиональном общении журналиста. Подготовка тематических выступлений, выполнение заданий для самостоятельной работы. Работа над мини-проектом.         Анализ тематических выступлений. Проверка самостоятельной работы. Защита мини-проекта.
12. Тема: Журналист в экстремальной ситуации. Решение ситуационных задач.         Анализ ситуационных задач.  
Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества
13. Тема: Социально-психологические аспекты проблемы творчества журналиста.          
14. Тема: Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. Решение ситуационных задач.         Анализ ситуационных задач.
  Всего аудиторных часов          

Содержание учебного материала по разделам (темам)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.009 с.)