Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические и психологические функции журналистики

Поиск

Социально-психологические и психологические функции журналистики

В основе социальных функций журналистики лежат потребности общества как целостной системы и эти потребности объективны по своей природе и не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. В то же время массовая коммуникация является общением социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т. е. психологическими потребностями. Учет психологических функций является необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Итак, функции СМИ можно разделить на социальные, психологические и социально-психологические.

Социальные функции отвечают за потребности общества как целостной системы. Психологические - за потребности членов этой системы. Наконец, социально-психологические представляют собой симбиоз двух первых и отвечают за удовлетворение потребности сообществ, групп и т.д.

Мы же подробнее рассмотрим социально-психологические и психологические функции журналистики.

Психолог Н.Богомолова делит группу психологических функций на две подгруппы:

- социально-психологические

-общепсихологические

Если говорить о социально-психологических функциях, то основная цель института журналистики – удовлетворять потребности различных групп. А для этого необходимо:

· облегчить включение человека в группу;

· способствовать взаимодействию членов группы;

· удовлетворять потребности личности как члена группы;

· содействовать решению проблем, возникающих в группах;

· удовлетворять потребности группы как целостного образования.

Одной из важнейших функций здесь является функция контакта –потребность в общении. В структуру общения входит обмен информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности.

Выделяются три взаимосвязанных стороны общения:

1. Коммуникативная (обмен информацией);

2. Интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения);

3. Перцептивная (восприятие людьми друг друга).

К социально-психологическим функциям можно отнести:

- функцию аффилиации - отождествление себя с группой. В основе ее лежит потребность человека принадлежать к группе, потому что именно здесь он чувствует себя защищенным.

- функция самоутверждения (самопознания и самореализации). Выражается в стремлении найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира и ощущения своей значимости.

Этот ряд социально-психологических функций можно продолжить. Например, журналистика может решать вопросы, связанные с функционированием группы как таковой.

К чисто психологическим функциям следует отнести те, которые удовлетворяют потребности отдельного человека. Можно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к журналистике:

1. Потребность в информационной связи с окружающим миром в постоянном притоке информации;

2. Потребность в развлечениях;

3. Потребность в отвлечении.

Удовлетворение первой потребности позволяет нам говорить о такой функции, как познавательная. Она значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями. Можно также просто говорить о потребности в новизне, в удовлетворении любопытства.

Функция эмоциональной разрядки, или рекреативная. По сути, ее можно разделить на две, близко примыкающие друг к другу, – развлечения и отвлечения. Потребность в развлечениях относится к эмоциональным потребностям личности. Тексты и передачи развлекательного характера пользуются большим успехом у населения. Они способствуют релаксации, снятию напряжения.

Утилитарная функция журналистики призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

Перечень чисто психологических функций можно продолжать еще долго. И опять следует обратить внимание, что дело не в перечне, а в принципах подхода к определению перечня. Деление функций на социально-психологические и чисто психологические, разумеется, довольно условно. Иногда они очень тесно переплетены. Нельзя также провести четкого разграничения между социальными и психологическими функциями.

 

Типы вербальной информации в журналистике. Общая характеристика.

Одна из важных задач, стоящих перед журналистами - знание аудитории, ее потребностей, интересов, запросов, мотивов обращения к источнику информации, т.е. ее социально-психологических характеристик. Немаловажную роль играют также представления об особенностях восприятия социальной информации, ее переработки в сознании читателя, слушателя, зрителя.

В этой связи определенный интерес представляет рассмотрение социальной информации с точки зрения социальной психологии и выяснение степени ее воздействия на личность.

С точки зрения социальной психологии социальную информацию можно охарактеризовать как вербальный сигнал, распространяемый средствами массовой информации, который служит для координации действия людей, может переживаться ими эмоционально и ведет к принятию решений, а в конечном счете – к изменению или усилению установки.

Поскольку социальная информация представляет собой вербальный сигнал, то в дальнейшем нужно говорить о ней как о словесной информации, имея в виду ее внешнюю сторону, т.е. написанное или произнесенное слово. В определенной степени воздействие на психику человека могут оказывать и неречевые факторы. В применении к средствам массовой информации это рисунки, клише, музыка, заставки.

Однако неречевые факторы «не могут внушить определенные конкретные мысли и идеи», а внушают только «то или иное состояние чувств, вызывают те или иные эмоции».

Словесная социальная информация – это вербальный сигнал, распространяемый СМИ, который служит для координации действия людей, может переживаться ими эмоционально и ведет к принятию решений, а в конечном счете – к изменению или усилению установки.

Различают три вида словесной информации: сообщение, убеждение, внушение.

Во многих случаях налаживание взаимоотношений между людьми не требует изменения их социальных установок, ломки привычек, форм поведения, но все же существует необходимость координировать действия отдельного индивида или коллектива с действиями других людей и различных социальных факторов. И здесь мы можем говорить о наличии такого типа словесной информации, как сообщение, под которым в данном случае понимается не только передача сведений, но и определенная форма взаимодействия на психику человека. В зависимости от содержания сообщения человек может изменять свои маршруты, дневные планы, намерения и т.д., но общий тип его поведения и установки не меняются.

Значительно большее внимание уделяется убеждающему воздействию журналистских материалов. В психологии убеждение связывают с мотивационной структурой личности. Оно понимается и как знание, ставшее мотивом поведения, и как устойчивое свойство личности, выражающее ее готовность к применению знаний.

Признавая усиление аналитического начала нашей прессы и тем самым ведущую роль убеждения, следует в то же время отметить, что на определенные категории читателей в силу особенностей их психического склада, а также в зависимости от пола, возраста, уровня образования и других факторов, большое влияние оказывает внушение. Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

 

В. А. Розанова

Психология УПРАВЛЕНИЯ ( учебник, предложенный ей в методичке)

Гуревич С.М.

ПРОФ ДЕФОРМАЦИЯ

 

Новейшая российская журналистика, которой почти четверть века, – феномен, ждущий глубокого и разностороннего исследования. Сегодня же хотелось бы поднять проблему профессиональной деформации [10]: ведь она сегодня со всей очевидностью встает и перед журналистами, перед аудиторией, постоянно контактирующей с медиа. Буквально «деформация» (лат. deformatio) переводится как «изменение формы», но если говорить о профессиональной деформации, то следует иметь в виду не столько внешнюю, сколько сущностную эволюцию, связанную с изменениями в структуре личности журналиста вследствие его профессиональной деятельности.

Некоторые ученые [11] считают, что представители определенных профессий (например, менеджеры, работники правоохранительных органов, депутаты, педагоги, медики и др.), трудно контролируемых и трудно ограничиваемых властью, склонны к профессиональной деформации. На наш взгляд, она может проявляться как побочный продукт и в журналистике, где личность в какой-то степени является «инструментом» профессии [12].

Журналист – социальная профессия, а некоторые корреспонденты, подобно иным равнодушным социальным работникам, формально относятся к людям (например, когда искажаются мнения интервьюируемых; когда письма в редакцию остаются без ответа; когда герой сознательно рассматривается в качестве объекта агрессии и т.д.). Для журналистов со временем, как и для учителей, становится характерной авторитарность, категоричность суждений, менторский тон, хотя для налаживания эффективной коммуникации намного продуктивнее стремление к диалогу, полилогу. Журналисты, как иные психологи, психотерапевты, зачастую манипулируют аудиторией, создают и навязывают определенную картину мира.

Как же возникает профессиональная деформация и каковы причины ее появления?

Для избрания той или иной профессии благом является наличие у человека изначальных склонностей к ней. Но если та же пассионарность [13], выражаемая в постоянном желании журналиста реализовывать профессиональные функции, превратится в одержимость, она, скорее всего, вызовет недоумение окружающих. Если те же коммуникабельность, общительность, любознательность корреспондента становятся навязчивыми и переходят в частную сферу, они справедливо вызовут возмущение обывателей. То есть здесь всегда важно чувствовать и поддерживать баланс, четко видя границы профессиональной области. Этому учит и этика журналисткой деятельности.

Детерминантами профессиональных деструкций в журналистике могут быть: неверный мотив выбора, непонимание природы профессии, следование отрицательным стереотипам, психологическая защита, снижение профессиональной активности, индивидуальный предел человека и др. (разочарование может наступить в связи с осознанием, что журналистика не столь романтичная, а по-своему рутинная и отнюдь не денежная работа; журналист может сознательно или несознательно изменять профессии в пользу пропаганды, рекламы и PR). Среди различных причин профессиональной деформации можно назвать также вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания; нехватку условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточную поддержку со стороны коллег и их излишний критицизм [14].

При этом профессиональная деформация может происходить на нескольких уровнях [15]. Общепрофессиональный уровень в нашем случае – это сфера массовой коммуникации, область реализации природных функций журналистики; специальный профессиональный уровень –сфера различных каналов СМИ; профессионально-типологический уровень – сфера психологии личности, своеобразно проявляющей свой темперамент, характер, способности в той или иной профессии. В первом случае профессиональная деформация может быть связана с этическими нарушениями при добывании, переработке и трансляции информации; во втором – со спецификой представления этой информации на той или иной медиаплатформе; в третьем – с чертами характера, развивающимися в ходе деятельности (например, комплекс превосходства, завышенная самооценка у журналистов и др.).

Для журналистов характерно эмоциональное выгорание – эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки – сложный психофизиологический феномен, считающийся частным случаем профессиональной деформации [16] (такое, например, происходит с, репортерами, находящимися в постоянном поиске новостей, с корреспондентами, работающими над криминальной или военной темой, и др.). Деструкция может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения и даже в физическом облике.

Следование профессиональным стандартам защищает от профессиональной эрозии: например, достоверность информации подтверждается несколькими источниками; поверхность подхода со временем преодолевается в рамках специализации; ангажированность, нацеленность на скандальность пресекается редакционными установлениями. Следование этическим правилам в какой-то мере препятствует развитию цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания.

Профессиональная деформация свойственна любой профессии, поскольку организм сам защищает психику, вырабатывая механизмы, приспосабливаясь к новым социальным условиям. Так что профдеформация это не обязательно негативное явление.

Журналистам, занимающимся социальными проблемами, необходимо уметь дистанцироваться, иметь холодный разум, чтобы точно разобраться в той или иной ситуации и найти из нее выход.

Если эмоции излишне давят на журналиста, хорошего материала не получится. То есть нужны стрессоустойчивость, умение подняться над проблемой и посмотреть на нее непредвзято, выдерживать в себе баланс здорового цинизма и эмоциональной отстраненности. Да, иногда приходится надевать маску, и в этом профессия журналиста – сродни актерской.

 

Социально-психологические и психологические функции журналистики

В основе социальных функций журналистики лежат потребности общества как целостной системы и эти потребности объективны по своей природе и не зависят от желаний, настроений, взглядов людей. В то же время массовая коммуникация является общением социальных групп, состоящих из живых реальных людей, наделенных разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т. е. психологическими потребностями. Учет психологических функций является необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

Итак, функции СМИ можно разделить на социальные, психологические и социально-психологические.

Социальные функции отвечают за потребности общества как целостной системы. Психологические - за потребности членов этой системы. Наконец, социально-психологические представляют собой симбиоз двух первых и отвечают за удовлетворение потребности сообществ, групп и т.д.

Мы же подробнее рассмотрим социально-психологические и психологические функции журналистики.

Психолог Н.Богомолова делит группу психологических функций на две подгруппы:

- социально-психологические

-общепсихологические

Если говорить о социально-психологических функциях, то основная цель института журналистики – удовлетворять потребности различных групп. А для этого необходимо:

· облегчить включение человека в группу;

· способствовать взаимодействию членов группы;

· удовлетворять потребности личности как члена группы;

· содействовать решению проблем, возникающих в группах;

· удовлетворять потребности группы как целостного образования.

Одной из важнейших функций здесь является функция контакта –потребность в общении. В структуру общения входит обмен информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности.

Выделяются три взаимосвязанных стороны общения:

1. Коммуникативная (обмен информацией);

2. Интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения);

3. Перцептивная (восприятие людьми друг друга).

К социально-психологическим функциям можно отнести:

- функцию аффилиации - отождествление себя с группой. В основе ее лежит потребность человека принадлежать к группе, потому что именно здесь он чувствует себя защищенным.

- функция самоутверждения (самопознания и самореализации). Выражается в стремлении найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира и ощущения своей значимости.

Этот ряд социально-психологических функций можно продолжить. Например, журналистика может решать вопросы, связанные с функционированием группы как таковой.

К чисто психологическим функциям следует отнести те, которые удовлетворяют потребности отдельного человека. Можно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к журналистике:

1. Потребность в информационной связи с окружающим миром в постоянном притоке информации;

2. Потребность в развлечениях;

3. Потребность в отвлечении.

Удовлетворение первой потребности позволяет нам говорить о такой функции, как познавательная. Она значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями. Можно также просто говорить о потребности в новизне, в удовлетворении любопытства.

Функция эмоциональной разрядки, или рекреативная. По сути, ее можно разделить на две, близко примыкающие друг к другу, – развлечения и отвлечения. Потребность в развлечениях относится к эмоциональным потребностям личности. Тексты и передачи развлекательного характера пользуются большим успехом у населения. Они способствуют релаксации, снятию напряжения.

Утилитарная функция журналистики призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

Перечень чисто психологических функций можно продолжать еще долго. И опять следует обратить внимание, что дело не в перечне, а в принципах подхода к определению перечня. Деление функций на социально-психологические и чисто психологические, разумеется, довольно условно. Иногда они очень тесно переплетены. Нельзя также провести четкого разграничения между социальными и психологическими функциями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.327 с.)