Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Теория и практика журналистики
I. Теория и практика журналистики
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации. ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия): - под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; - под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой: 1. Направленность на массу общества. 2. Соответствие нуждам этой массы. 3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам. 4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления. 5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией. 6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ. Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории. Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность. Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности: 1. Небанальность (новизна, актуальность). 2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста). 3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории). Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия). Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста. Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.
Функции журналистики. Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом: Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Е.П. Прохоров выделяет функции: 1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики; 2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе; 3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ; 4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей; 5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений; 6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия). Концепция Н.Н. Богомоловой. Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов). Социально-психологические функции: 1. контакта – одной из базовых потребностей человека; 2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным); 3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость; 4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др. Чисто психологические функции: 1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями; 2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения; 3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг. Виды наблюдения. I. Непреднамеренное – протекает само по себе, не имеет определенной цели. Поводом для этого наблюдения становятся сами объекты наблюдения. II. Целенаправленное – предпринимаемое по составленному заранее плану, существует заранее намеченная цель. К этому методу прибегают в том случае, когда точно знают, чему будет посвящен и кому адресован материал: 1) локальное - привязанное к определенному месту (информации, которую намерен собрать на конкретном участке наблюдатель, должно быть достаточно для убедительных выводов); 2) одноразовое (журналист имеет дело с процессами, протекающими в короткий промежуток времени; используется в репортажах, зарисовках, очерках) и многократное (дает наибольшую эффективность при работе над корреспонденцией, статьей); 3) открытое и скрытое (журналист не представляется; используется тогда, когда журналист уверен, что открытым методом достоверную информацию не добыть); 4) включенное (участие журналиста в ситуации) и невключенное (журналист находится за пределами ситуации и не входит в контакт с участниками события). Включенное скрытое наблюдение – метод маски или смены профессии – достаточно распространенный метод. Этот метод использовал Кольцов М., являющийся редактором и издателем «Огонька»; Рубинов, который удачно провел почтовый эксперимент (меченые атомы). I. Конституция РФ. История: В царской России не было конституции. Первая – 1924 г., вторая «сталинская» -1936г. (одна из прогрессивных и демократических, но система репрессий не давала выполнять ее), третья «брежневская» - 1977г., четвертая «ельцинская» - 12 декабря 1993г. (принята на международном референдуме, большое влияние президента, мало – у законодательной власти). Статья 29: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. (Ст.5 Закона «О государственной тайне»: сведения в области внешней политики и экономики; сведения в военной области; сведения в области науки и техники; сведения в области правоохранительной, разведывательной и контрразведывательной деятельности). 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 13 – идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм (никакая религия не может быть признана государственной или официальной); Статья 15 – приоритет международного над национальным правом; Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека, не подлежащая контролю со стороны государства и общества; Статья 41 – ответственность за сокрытие общественно значимой информации; Статья 44 – свобода творчества и преподавания; интеллектуальная собственность защищена законом; Статья 55 - право не давать показания против себя и своих близких; Статья 100 – открытость парламентских заседаний; Статья 123 – открытость судебного производства. II.Отрасли права, регулирующие деятельность СМИ в России: Гражданское право (гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс): Статья 139 «Разглашение коммерческой тайны» - штраф; Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» - штраф; Уголовный кодекс РФ (2001г.): Статья 129 «Клевета» - штраф, арест, лишение свободы до 3 лет; Статья 130 «Оскорбление» - арест 3-6 месяцев.
Психология медиавосприятия. Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации. Качества текста, необходимые для привлечения внимания. Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания. Категоризация и эвристика. Основные способы структурирования информации. Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный, контрасуггестивный, собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ). Законы медиавосприятия. Уровни медиавосприятия.
Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. – СПб., 1997. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2002. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996. Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб., 2006. Рощин С.К. Психология и журналистика. – М., 1989. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000.
Самым общим способом работы с социальной информацией является процесс категоризации — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т.е. к категории. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, на основании чего только и можно в этом окружении действовать. Категоризация связана с другим когнитивным процессом — эвристикой, т.е. сокращением или правилом произвола, применяемым нами для того, чтобы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию. Эвристика является своеобразным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освоения социальной информации. Более подробно эти и другие трудности социальной категоризации раскрываются при анализе основных этапов работы с социальной информацией, к которым относятся: 1) Внимание к определенным проявлениям социального мира имеет своей функцией помочь человеку оценить его социальное окружение, отобрать некоторые значимые стимулы, поскольку все их воспринять невозможно; необходим выбор тех объектов, которые релевантны данной ситуации. 2) Кодирование есть такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. 3) Хранение информации предполагает поиски наилучших его способов, рассчитанных на то, что в нужное время информация будет успешно воспроизведена, т.е. оценена по достоинству. 4) Воспроизведение социальной информации — это извлечение ее из системы хранения в нужное время и в нужном объеме. Все эти этапы не существуют изолированно друг от друга, они образуют систему. Качества текста, необходимые для привлечения внимания: · Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан (например, угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.) · Неординарность фактов (этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям). · Новизна фактов (сообщения, еще не получившие широкой известности). · Успех (сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств). · Высокий общественный статус источника информации (лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях). Основные аудиальные и визуальные субмодальности. У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. В НЛП используют понятие 3-х каналов: визуальный, аудиальный и кинестический (тактильные, внутренние и мета-ощущения). Эти три канала восприятия называются модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений. Основные способы структурирования информации: расположение в хронологическом порядке (исторический); составление перечня источников (цель – получить общую картину информационного поля, на котором вы работаете); анализ тенденций (структурирование информации по одному из показателей); построение диаграммы связей; описание объекта; последовательное решение более простых проблем (декомпозиция). Медиавосприятие - это восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в словесном, аудиовизуальном, пространственно-временном образах. Ключевые барьеры восприятия массовой информации: географический, исторический, технический, терминологический, сематический, тезаурусный (идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений знаний, т. е. тезаурус), контрасуггестивный (человек не согласен с тем, что предлагается в информации), собственно психологический, резонансный, барьер компетентности, этический, эмоциональный, барьер перегрузки (факторы перегрузки в прессе, на радио, на ТВ). Уровни медиавосприятия: 1)уровень «первичной идентификации»: эмоциональная, психологическая связь с фабулой (цепью событий) медиатекста; 2) уровень «вторичной идентификации»: идентификация с персонажем медиатекста; 3) уровень «комплексной идентификации»: идентификация с автором медиатекста с сохранением «первичной» и «вторичной» идентификации. Маркетинг в сфере СМИ. Определение маркетинга. Концепция маркетинга по Филипу Котлеру. Основные элементы концепции маркетинга Медиамаркетинг. Рынки ресурсов. Информационный рынок. Исследование информационного рынка: поиск сегмента и ниши, позиционирование и инновации. Исследование рынка потребителей (покупателей). Анализ аудитории. Исследование конкурентов. Сравнительный типолого-маркетинговый анализ СМИ. Планирование и прогноз на информационном рынке. Маркетинговая кампания.
Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2004. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – М., 2000. Репкова Т. Новое время: Как создать профессиональную газету в демократическом обществе. – М., 2004. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001.
Маркетинг – социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена* товаром. * Человек может получить нужный ему товар 4 способами: обмен, насилие, натуральное производство, попрошайничество. Обмен – акт приобретения некоего желаемого товара взамен на нечто, предлагаемое другой стороне. Слагаемые маркетинга по Филипу Котлеру: 1) Нужды – ощущаемая людьми нехватка чего-либо. 2) Потребности (специфические формы удовлетворения человеческих нужд) и спрос (потребность в определенных товарах, выраженная не столько в желании, сколько в способности их приобрести). 3) Товары – все, что может быть предложено для удовлетворения потребностей и нужд. 4) Ценность (оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды) и издержки (расходы, связанные с приобретением товара). 5) Отношения между партнерами и система взаимодействия. 6) Рынки образуют все потенциальные потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они способны и желают принять участие в обмене. 7) Активные субъекты рынка и предполагаемые покупатели. Когда одна сторона ищет обмена активнее, ее называют предпринимателем, а вторую сторону – предполагаемым покупателем. Если на рынке два активных субъекта – ситуация взаимного маркетинга. Медиамаркетинг – особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением СМИ на рынок и направленной на обеспечение существования СМИ и на удовлетворение информационных потребностей аудитории. Этот процесс происходит на рынке в узкопрофессиональном смысле слова: Рынок (внешняя среда) ↓ ↓
Исследование рынка СМИ: 1) Сегментация, т.е. деления рынка на части по определенным признакам (пример – молодежные журналы). 2) Анализ сегмента – учет его количественных и качественных характеристик. Количественные: 1) данные о размерах потенциальной аудитории и о возможной емкости сегмента; 2) количество и характеристики СМИ, которые могут выступить нашими конкурентами. Качественные характеристики устанавливаются в процессе изучения потенциальной аудитории: 1) географические; 2) демографические; 3) социальные; 4) психографические (стиль жизни, традиции, привычки, религиозность); 5) идеологические. 3) Поиск информационной ниши – части сегмента, представляющей наилучшие условия для выпуска, продвижения, продажи СМИ и для получения наилучших доходов и прибыли. В маркетинге различают два вида рыночных ниш – вертикальную (производство продукции, которой могут пользоваться различные группы ее потребителей) и горизонтальную (диверсификация производства, т.е. расширение ассортимента). 4) Позиционирование СМИ – определение характерных черт товара, отличающих его от аналогичных товаров конкурентов. I. Теория и практика журналистики
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.215.202 (0.013 с.) |