Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностно-регулирующая функция

Поиск

■ Ключевые слова: ценностно-регулирующая функция, знание и отношение, социальные ценности и нормы, социализация ■

«Ценностно-ориентированное взвешивание целей и целерациональное осмысление имеющихся средств служат принятию разумного решения относительно того, как нам следует воздействовать на объективный мир».

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С. 17

Содержание ценностно-регулирующей функции

Как отмечалось, к числу всеобщих для социальных коммуникаций функций Г. Лассуэлл отнес функцию корреляции, т.е. взаимную координацию отношения людей к тому, что происходит в действительности. Данная универсальная функция выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним, приведение их в связь с тем, что в социологии называется ценности и нормы, или ценностно-нормативная система. «Сознание человека, — писал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, — включает... не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.»58. Процесс распространения информации с неизбежностью включает в себя и процесс распространения отношения к ней, т.е. процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с определенными ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение определенных норм и образцов поведения. В духовном смысле ценности — это «ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с аксиологическим (оценочным. — И. Ф.) отношением к окружающему миру в широком диапазоне культурных значений и оценочных шкал: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «прекрасное — безобразное», «нравственное — безнравственное», «одобряемое — осуждаемое» и т.п.»59. Такие значения и шкалы создает не сама журналистика. Она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам и вместе с тем стремится найти в них общее.

Различают множество видов и конкретных ценностей, например, морально-этические (порядочность, человеколюбие), политические (демократизм, равенство, свобода), социальные (равенство, справедливость, солидарность) и др. Выделяют среди них и так называемые общечеловеческие (неприкосновенность человеческой жизни, равенство стран и народов и т.п.). Те ценности, которые реально разделяет, исповедует личность, группа, называются их ценностными ориентациями.

Ценности воплощаются в социальных нормах — определенных стандартах, предписаниях, правилах поведения, которые также отражаются журналистикой, в том числе через одобрение (неодобрение), поддержку (порицание) конкретных поступков, действий, внешнего вида, манер и т.п.

Благодаря регулярному влиянию СМИ, которое осуществляется через различные механизмы информационной деятельности (отбор, взаиморасположение сообщений, акценты, сопоставление и многое другое), происходит унификация (mainstreaming), «направление взглядов людей на социальную реальность в единое русло»60. Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей. Сложность структуры общества порождает и сложность строения ценностно-нормативных систем. В субкультурах (культурах отдельных частей общества — например, молодежи, сельчан, спортсменов и т.п.) есть специфика ценностей и норм. На социетальном уровне (общество в целом) также нужна своя система, генерализирующая, интегрирующая более локальные духовно-регулирующие подсистемы. И здесь незаменима роль общенациональных СМИ, скрепляющих общенациональную идентичность. У СМИ есть целый ряд способов осуществления рассматриваемой функции, начиная с отбора сообщений, освещаемых фигур, дат и т.п. Само познание и знание о мире тесно связаны с отношением к нему. Поэтому данную функцию можно рассматривать как отдельную лишь в целях теоретического анализа — в реальности она слита со всеми остальными.

Убеждающее, ценностно-регулирующее воздействие на человека сложнее, чем простое его информирование. Понять и принять — не одно и то же: информирование рассчитано на понимание, а убеждение и внушение — на принятие. Успех убеждения невозможен без учета сложившейся ранее точки зрения на соответствующее явление. При этом ценностные системы сложносоставные, разноуровневые. Личность является одновременно носителем многих систем ценностей (семейных, профессиональных, гражданских и др.) в той мере, в какой она объективно и субъективно включена в разные общности. Для каждого есть свои референтные общности, на которые он равня-

Декларируемые ценности проверяются практикой. Общеизвестно, что идеи открытости страны миру, свободы слова, предпринимательства, либерализма многими россиянами не были приняты. Старое советское общественное устройство многим сегодня кажется желанным. «Утраченная стабильность материальной жизни (перебои с зарплатой, отсутствие тяжелой или бессмысленной, но привычной работы и т.п.) никак не могла быть компенсирована абстрактными для 90% населения политическими (либеральными) свободами»65. Общество оказалось расколотым. Требуются большие усилия по поддержанию единой ценностной системы. На этом фоне время от времени вспыхивают кампании по поиску национальной идеи, но как и все насаждаемое «сверху», она вряд ли будет служить интеграции. Такого рода явления возникают естественным путем, в процессе долгого, общенационального же дискурса (обсуждения).

В наши дни все раньше люди сталкиваются с ценностным влиянием общей культуры и субкультур именно через СМИ.

Если семья, школа, трудовой коллектив, дружеские компании выступают в качестве средств социализации на определенных этапах жизни личности или в рамках отдельных жизненно-возрастных циклов, то СМИ — от минимального до преклонного возраста. Филя, Степашка и Каркуша вершат свою воспитательную миссию для самых маленьких. Телевизор смотрят в большинстве стран, что называется, до гробовой доски.

На протяжении XX в. множество исследователей с равным рвением и с применением данных социологических, психологических и социально-психологических методов доказывали, что СМИ всемогущи во влиянии на людей, с одной стороны, и мало способны всерьез влиять — с другой (см. 6.5). И те, и другие правы — ценностно-нормативное влияние результируется в каждом конкретном случае через сумму факторов, но возрастающую роль СМИ отрицать трудно.

Вопросы к разделу 2.4

1. Что такое социальные ценности и нормы?

2. В чем смысл функции ценностного регулирования через СМИ?

3. Почему важно, чтобы в обществе была единая ценностно-нормативная база?

4. В чем важность ценностного плюрализма в СМИ?

5. Что такое социализация?

6. Какую роль СМИ играют в процессе социализации?

Социально-организационная и социально-креативная функции

■ Ключевые слова: социально-организационная, социально-креативная функции, виртуальные и органические общности, социальная идентичность, общественное мнение, публика, общественность ■

«Миллионы людей, которые спокойно читают свою газету, которые непроизвольно вторят радио, составляют часть нового типа толпы — нематериальной, рассеянной, домашней <...>. Оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе».

Московичи С. Век толп. М. 1998. С. 240

Содержание функции

Будучи каналами соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, т.е. социальные общности. В одних случаях это — общности, существующие и без СМИ (например, партии и другие общественные организации, коллективы предприятий, население города и т.п.). Тогда СМИ помогают им сохранять, воспроизводить, укреплять себя за счет массовых коммуникаций, делая это наряду с иными коммуникациями (корпоративная газета, заводское радио). Эта функция может быть обозначена как социально-организационная в узком смысле слова. В других случаях СМИ могут выступать в виде основной цементирующей общности силы, без которой они не могут существовать — солидарности, идентичности, проблемно-ситуативные группы. Их члены находят друг друга только благодаря СМИ. Последние создают эти общности, и потому такую функцию можно обозначить как социально-креативную, которая составляет срез, аспект социально-организационной.

Рассматривая массовые социальные группы (с которыми СМИ чаще всего и имеют дело), крупнейший отечественный социопсихолог Г. Г. Дилигенский выделял среди них разные с точки зрения степени сплоченности на сознательно разделяемой основе: 1) типологические, отличающиеся социальным сходством, общей культурой входящих в них людей и ценностно-нормативной базой, но не представленные на общественной арене (например, учащаяся молодежь из разных регионов страны); 2) идентификационные группы с общим самосознанием, понимающие свои интересы и потребности, но не переведшие их в программу, в организацию (общественное движение); 3) группы, обладающие солидарностью, способные к объединению и формирующие организацию66. Как нетрудно заметить, речь идет об объединениях людей, различающихся степенью институциализации, оформленности отношений, осознанности своей общности и репрезентацией (пред-

ставленностью) их на общественном уровне. Это стоит иметь в виду, когда рассматриваются функции СМИ по отношению к разным видам общностей.

Целый ряд исследователей, вслед за Г. Лассуэллом, используют разделение социальных общностей на: 1) собственно таковые {communities)и 2) существующие только в рамках коммуникаций, информационные (communalities). Пионерами в формировании общностей второго типа стали исторически самые ранние СМИ — газеты. Однако сетевое общение совершило революцию: «коренная трансформация социальности в сложных обществах сопровождалась заменой пространственных сообществ сетями в качестве основной формы социальности»67. Аналитики современного общества подчеркивают усложнение мозаики субкультур и сообществ, дизагрегацию (распад) старых объединений (например, трудовых — при использовании дистанцированных, через электронные сети взаимодействий, когда можно работать сообща, но пространственно раздельно, не выходя из дома).

Изменяется соотношение географического и социального пространств. Если раньше в число коммьюнити включались лишь те групповые сообщества, которые связывали людей в естественном пространстве, то к середине прошлого столетия заговорили и о тех видах коммьюнити, которые существуют только благодаря техническим средствам коммуникации и вне зависимости от пространственных контактов. Появление кабельного телевидения было фактором, обусловившим интерес к новым возможностям СМИ. Однако они тогда преувеличивались, что привело, например, к созданию мифа о неограниченных возможностях кабельного ТВ («cable fable»). Новый взрыв надежд на очередную революцию в социальном строительстве произошел с появлением новых информационных технологий. Широко применяется термин «виртуальные коммьюнити»68. При этом заговорили и о том, что на смену традиционному способу структурирования объединений людей, с неизменным центром, приходит не нуждающийся в едином центре сетевой способ, связывающий множество «узелков».

Функционирование социальных общностей — это процесс, в котором СМИ могут участвовать на разных его этапах. Так, анализируя собственный опыт, редактор местной газеты выделяет три этапа становления ее взаимоотношений с гражданскими движениями в своем районе. Во-первых, эта газета выполнила роль канала удовлетворения потребности в соответствующей информации и ее осмыслении; во-вторых, в формировании сочувствия, побуждении к контактам и оформлении общественной организации. Наконец, в-третьнх, участвовала в разработке и реализации программы создаваемогг общественной организации69.

Итак, в одних случаях СМИ, что называется «укрепляют единый дух и волю» уже существующих общностей, в других — помогают «встать на ноги» еще не сложившимся. Этим и различаются социально-организационный и социально-креативный аспекты по существу одной и той же функции.

Роль СМИ в поддержании различных социальных общностей была предметом многих социологических исследований. Так, известна традиция

изучения их роли во вхождении иммигрантов в жизнь территориальных коммьюнити, начатая чикагской школой с ее лидером Е. Парком (Е. Park) в первой половине прошлого века. Наиболее современные, связанные с появлением Интернета, изыскания ведет Г. Рейнгольд (Н. Rheingold), который показал роль новых информационных технологий в создании виртуальных общностей в отличие от естественно существующих — органических.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.009 с.)