Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания для классификации социальных коммуникаций↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введем два универсальных для исследований коммуникации понятия: коммуникатор (тот, кто передает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает). Синонимичная пара понятий — отправитель и получатель. Все участники коммуникации — коммуниканты. Эти понятия введены на ранних стадиях исследований коммуникаций под влиянием развивающейся науки об управлении — кибернетики. Наиболее общая схема коммуникации представлена на рис. 1. Рис. 1. Общая схема коммуникации Такая универсальная модель широко используется в кибернетике, информатике и отражает отдельный акт передачи сообщения. Однако, как будет показано далее, для социологического исследования деятельности СМИ она недостаточна: здесь речь идет о регулярном функционировании особого типа коммуникаций. Прежде всего коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая. Иногда добавляют и внутриличностную, но это объект психологического изучения. Что же касается трех перечисленных, то речь идет о следующем: 1) общении межличностном, охватывающем двух или несколько больше участников; 2) общении групповом — в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общении массовом — среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества. Из сказанного ясно, что необходимо учитывать и характер контакта — непосредственный и опосредованный. В современном мире такие варианты возможны для всех видов коммуникаций (по телефону, через Интернет и т.п.). Классического разделения на устную и письменную коммуникацию сегодня уже недостаточно. Коммуникации, принадлежащие к разным структурным уровням, различаются и с точки зрения адресности: среди них могут быть направленные (например, приказ по организации, адресованный конкретным исполнителям) и рассеянные (стенгазета в той же организации). Универсально разделение коммуникаций (моделей коммуникаций) по типу движения информации: 1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание); 2) от каждого — к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail); 3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента; 4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное — кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду21. По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды: от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте), от многих ко многим (чат в Сети или «стена В. Цоя» на Арбате, «Живой журнал» в Рунете); от одного — к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде), от многих — к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации. Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение). Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные). Весьма существен учет распределения ролей между участниками коммуникации. Оно может быть неполяризованным (дружеская беседа) и поляризованным (такова ситуация в СМИ, где на одном полюсе — профессиональные работники; вспомним девиз НТВ: «Новости — наша профессия», а на другом — непрофессиональные по отношению к производству информации читатели, слушатели, зрители). При этом степень поляризации может по инициативе одного из полюсов (профессионального) варьироваться в широких пределах — от жесткой, и тогда мы имеем дело с односторонней коммуникацией, — до умеренной, и тогда мы имеем дело с коммуникацией частично двусторонней. По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат). Коммуникации могут быть с наличием или отсутствием обратной связи, которая представляет собой возможность для тех, кто организует, инициирует коммуникацию, получать информацию о реакции реципиента (-тов). Различают синхронную, т.е. в момент коммуникации, обратную связь (она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации) и несинхронную (имеющую место в случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов — опросы, тесты и т.п., вне самого акта/актов коммуникации). Схема комуникации с обратной связью представлена на рис. 2. Рис. 2. Коммуникация с обратной связью Для выполнения разнообразных социальных функций важно учитывать синхронность/асинхронность распространения и приема информации. Книгу разные люди читают, как правило, не одновременно. Традиционные же СМИ — периодическая печать, телевидение, радиовещание — рассчитаны на одновременный или близкий по времени прием одной и той же информации многими. Синхронность ее приема способствует и согласованности позиций, действий. Во время Великой Отечественной войны гражданам надлежало держать включенными репродукторы проводного вещания, с тем чтобы не пропустить сообщения всеобщей важности (сигналы воздушной тревоги, сообщения Информбюро и т.п.). При этом контролировалось наличие возможностей для приема альтернативной информации: все имеющиеся радиоприемники, устройства, при помощи которых был возможен прием эфирных, в том числе зарубежных, радиостанций, подлежали регистрации и даже сдаче. По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д. Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели. Соответственно, коммуникации могут быть специализированными, если идет обмен/распространение содержания, имеющего ограниченные по определенным критериям предмет и адресат. В некоторой степени специализация свойственна и каналам массовой информации (например, отраслевой журнал «Сахарное свекловодство»), и групповой (анализ результатов проведенного эксперимента в научной лаборатории), и межличностной коммуникации (консилиум нескольких специалистов у постели больного). Различные по социально-структурному уровню, они могут быть и неспециализированными, универсальными по предмету. Таковы дружеское общение (межличностная коммуникация), клубная компания или универсальные (mainstream) СМИ. С точки зрения преобладающих целей можно разделить коммуникации на оповещающие, управленческие, консультирующие, просветительские, развлекательные и т.п. У разных коммуникаций может быть содержание, различающееся с точки зрения соотношения с действительностью: отражение документальное или художественное, в аналитических или событийных формах. Можно говорить и о видах коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений. Таковы, к примеру, коммуникации политические, культурные, в том числе образовательные; производственные (деловые); в этом ряду, скорее всего, окажутся и религиозные (устные — проповеди, печатные — епархиальные вестники и др.). Получается, что характеризовать любую коммуникацию необходимо многомерно, по разным критериям. Это в полной мере относится и к особо интересующим нас средствам массовой информации. Стоит принять во внимание взаимоотношения между неодновременно возникающими средствами и каналами коммуникации. Новые социальные коммуникации не сменяют, не отменяют, но дополняют предшествующие. Известный итальянский писатель и обществовед У. Эко обращает внимание на то, что при появлении каждого нового средства массовой информации возникает ожидание того, то оно убьет старые. Такое случилось еще в те времена, когда появилась письменность. Именно с ее помощью, кстати, дошли до нас опасения, что она убьет человеческую память как уникальное до того хранилище информации и непосредственное человеческое общение. В прошедшие десятилетия такого рода опасения особенно широко распространились в связи с появлением телевидения (которое будто бы должно уничтожить печатную прессу и радио), позже — Интернета. Однако, — замечает У. Эко, — компьютер родился как средство письменности и в этом смысле возвращает людей в печатную, Гутенбергову, эпоху. Сам текст в Интернете традиционно разделен на страницы, требует перелистывания22. Да и электронная почта, добавим, возрождает эпистолярное общение, о закате которого так много говорили в связи с появлением сначала стационарных, потом мобильных телефонов. Так что траектория развития средств коммуникации не выглядит как прямолинейная. Учтем и то, что, как все в этом мире, коммуникации изменчивы, развиваются, тяготеют к переходу из одного вида в другой в зависимости от намерений общающихся, организационных и технических средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.009 с.) |