Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный капитал — это достояние многих, не принадлежит никому отдельно.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальный капитал — это достояние многих, не принадлежит никому отдельно. Обществоведы выделяют две основные формы существования социального капитала: 1) взаимные обязательства; 2) возможность получения информации друг от друга45. Его субстанция — отношения между людьми. По своей структуре это — совокупность сетевых контактов46. Именно в таком смысле он принадлежит многим, а не одному. И тем отличается от так называемого человеческого капитала, т.е. совокупности внутренних ресурсов, накопленных индивидом в процессе социализации и последующей жизнедеятельности. Однако требуется дальнейшее изучение того, как капитал связей обращается в современном обществе, в том числе в массовых анонимных контактах через СМИ. Возможно, неотчуждаемость человеческого капитала не абсолютна. Если признается, что обмен информацией, ее получение за счет других входит в «объем» социального капитала47, СМИ могут рассматриваться как каналы обмена таким капиталом, приращения каждым личного информационного багажа за счет анонимных и неанонимных «других». Социальный капитал в виде взаимообмена действует и в процессе потребления массовой информации: это, например, коллективная подписка на дорогостоящие издания, обмен прочитанными их номерами, пересылка вырезок друг другу. В конце концов, известное явление двухступенчатого распространения информации, т.е. участия час «общество и СМИ практически не рассматривают друг друга в качестве обоюдонеобходимого и обоюдополезного ресурса»62. В рыночных условиях существует противоречие между частнособственническими интересами производителей информации и общественным характером распространяемого ими контента. Через механизм рейтинга дилемма разрешается СМИ в конечном итоге в интересах проиводителей. Общественные СМИ, повторимся, не могут быть панацеей. Для этого общество должно иметь источники финансирования и возможность нанимать медиаменеджеров, способных действовать во имя его блага. Капиталы финансовые и властные сильнее социального. Последний, такова его природа, для СМИ кажется неосязаемым, необязательным. Однако высокий рейтинг, который хотят иметь все медиапроизводители и вещатели, как раз есть то, чем они прежде всего способны участвовать в обмене капиталами. Общество делится своими ресурсами времени и внимания с институтами СМИ, наделяет рейтингами их каналы. А те обменивают рейтинговые показатели на капитал иного вида. Но если СМИ будут безразличны к обществу, то оно будет платить им тем же, и уже платит, тем более что в целом альтернатив для траты времени и внимания становится больше. Не сразу, не обязательно обвалом, как в начале 1990-х годов, но все же СМИ будут терять аудиторию, а значит, и свой капитал, в том числе вполне материализующийся (от внимания аудитории — к рекламным доходам).
Вопросы к главе 3 1. Какие виды капитала Вы можете назвать? 2. В чем особенности капитала известности? 3. Как накапливается и конвертируется капитал известности? 4. Что такое социальный капитал? 5. Какие виды капитала способны увеличивать и конвертировать СМИ? 6. В чем особенности информации как капитала и человеческого ресурса? 7. Как СМИ увеличивают неравенство в распределении капиталов? Примечание 1 См.: Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3; Радаев В. В. Понятие капитала. Формы капиталов и их конвертация // Там же. 2003.№ 2; Шихирев П. Н. Природа социального капитала: Социально-психологический подход // Там же. 2 См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005. 3 Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 40 4 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 10. 5 Бурдье П. Социология политики. С. 40. 6 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 91. 7 Бурдье П. Социология политики. С. 57. 8 Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 204. 9 Коммерсантъ. 2004. 30 декабря. С. 16. 10 ELLE. 2003. Май. С. 115. 11 Недаром «Коммерсантъ» неизменно сообщает о предстоящих на начавшейся неделе «тусовках» с обозначением VIP-приглашенных. 12 Шампань П. Делать мнение. М., 1997. С. 53. 13 Бурдье П. Начала. С. 188 14 Бурдье П. Социология политики. С. 211-212. 15 Рашкофф Д. Медиа вирус! Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М., 2003. С. 8. 16 Тихонова Н. Е. Особенности национального самосознания и возможности модернизации России // Пути России: Двадцать лет перемен. М., 2005; Она же. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. 17 См.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 94. 18 Там же. С. 99. 19 См.: Смелзер Н. Социология. М, 1994. С. 283-286. 20 Гранин Л. Е. Люди известности — новый социальный слой? // Социологические исследования. 2004. № 12. 21 Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. С. 179. 22 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 130. 23 См.: Nordenstreng К. The Structural Context of Media Ethics. How media Are Regulated in Democratic Society // Media Ethics. Belgium, 2000. P.73. 24 Шматко Н. Блеск и нищета масс-медиа. Предисловие к кн.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 11. 25 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 64. 26 Дзялошинский И. Нужен ли россиянам прямой доступ к информации // Право знать. М.: Комиссия по свободе доступа к информации. Вып. 1.1 (1997). 27 Маклюэн. М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003. С. 301. 28 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 26. 29 Там же. С. 25. 30 Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, Public Tastes and Social Acts Organizations // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana, 1960. 31 См.: Коммерсантъ. 2005. 30 декабря. С. 5. 32 Тумаркин А. Ильич из Арктики // Московский комсомолец. 2004. 5 июля. С. 10. 33 Аргументы и факты. 1994. № 24. С. 4. 34 Семенов В. «Альфа» vs «Коммерсантъ» // Среда. 2004. № 10. С. 5. 35 См.: Симон Г. Указ. раб. С. 193. 36 Журналист и журналистика российской провинции. М., 1994. С. 24. 37 Колесников А. Кто готовил послание Владимира Путина // Коммерсантъ. 2005. 26 апреля. С. 2. 38 См.: Дубин Б. В. К вопросу о выборе пути: Элиты, массы, институты в России и Восточной Европе // Вестник общественного мнения. № 6 (74). 2004. С. 29. 39 Там же. 40 Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 93. 41 См.: Nordenstreng К. The Structural Context of Media Ethics. Belgium, 2000. P.73. 42 Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 154. 43 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. Гл. 3, § 5. С. 152-155. 44 Исследование проведено в 1999 г. магистранткой факультета журналис тики МГУ Бай Вэй. 45 См.: Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. С. 128-129. 46 См.: Социальный капитал как научная категория «Круглый стол» // Общественные науки и современность. 2004. № 4. 47 Там же. 48 Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993. С. 135. 49 См.: Луман Я. Медиа коммуникации. М., 2005. Гл. 9-12. 50 См. работы Г. Г. Дилигенского, Б. Г. Капустина, И. М. Клямкина, Ю. А. Левады. 51 Яковлев Е. Пока мы кричали о гласности, некоторые сколачивали капитал // Новая газета. 2005. № 29. С. 16. 52 См.: Радаев В. В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованиям неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир. М., 1999. 53 Штейнберг И. Психология неэквивалентных обменов в сетях социальной поддержки городских и сельских семей // Вестник общественного мнения. 2004. № 6 (74). С. 53. 54 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 379, 382. 55 Шампань П. Делать мнение. С. 177. 56 Спаркс К. Теория СМИ после падения коммунизма в Европе // Средства массовой информации и современное общество. СПб., 2000. С. 56. 57 Кин Дж. Демократия и журналистика. С. 11. 58 Спаркс. К Указ. раб. С. 56. 59 Лившиц А. Развод на бабки // Московский комсомолец. 2005.8 июня. С. 4. 60 Nordenstreng К. The Citizen Moves from the Audience to the Arena. P. 16-17. 61 Цит. по: Куда идет Россия? М., 1997. С. 280. 62 Климов И. А. Телевидение: Модальности существования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 93.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.006 с.) |