Сми как особый вид массовых коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сми как особый вид массовых коммуникаций



Для описания отдельных видов коммуникаций, кроме уже описанных оснований их классификации, в нашем распоряжении есть весьма ценный инструмент. В 1947-1948 гг. американский обществовед Г. Лассуэлл (Н. Lasswell) предпринял ряд публикаций, в которых предложил свое видение функций коммуникаций в обществе (см. 2.1), а также их

универсальную структурную модель36. Согласно Г. Лассуэллу, любая коммуникация состоит из следующих звеньев:


С точки зрения этого автора, чтобы описать коммуникацию, нужно ответить на пять вопросов: Кто говорит? (Who says?); Что говорит? (What says?); По какому каналу? (What channel by?); Кому говорит? (Whom says?); С каким эффектом? (What effect with?). Учитывая, что все эти вопросы начинаются с буквы W, модель была названа «пять дабл ю»37. Впоследствии другими исследователями предлагалось множество формул, в которые были введены условия, факторы и прочие «внешние» элементы, а также цели. Но универсальная структурная основа осталась за Г. Лассуэллом.

Чтобы получить разностороннее представление о СМИ как виде массовых коммуникаций, ответим на вопросы, введенные в указанную формулу.

1. Кто говорит? (коммуникатор): в этом случае — институциализированный, т.е. выступающий как зарегистрированная или самоидентифицирующаяся в своем качестве организация (юридическое лицо), имеющая определенные законом права и обязанности, льготы и полномочия. Так, аккредитация при государственных учреждениях или на событиях вытекает из официального статуса коммуникатора.

Это корпоративный производитель информации. Как правило, его деятельность подразумевает разделение труда, распределение обязанностей по планированию, сбору, отбору и подготовке информации к распространению.

Здесь коммуникатор профессиональный, его деятельность требует специальной подготовки и тренинга, является для него основной в системе общественного разделения труда.

СМИ устроены таким образом, что центр производства контента — в редакции (бюро, агентстве, холдинге, других учреждениях), а не на полюсе аудитории. В процессе развития теории и социологии СМИ многие исследователи пришли к выводу: несмотря на специфику разных стран и политических режимов, общим для них является то, что функционирование этих организаций зависит от коммуникаторов38. Это так даже в Интернете, где интерактивные возможности, казалось бы, делают революцию, чуть ли не уничтожают поляризацию ролей в данном виде общения. Однако и интернет-СМИ остаются устроенными по указанному принципу.

2. Что говорит? Передаваемое средствами массовой информации содержание (контент) есть массовая информация. Оно:

универсально по тематике (даже в специализированных изданиях много внутритематических рубрик в рамках одной тематической области) и видам (хроника, аналитика и т.п.);

— универсально по интенциям (намерениям) их целям коммуникаторов: пропаганда, просвещение, инструктирование, развлечение. Это не исключает специализации отдельных каналов на определенных по своим интенциям сообщениях (научно-познавательные журналы, например);

общедоступно или специализировано в расчете на определенную, но достаточно широкую по каким-либо параметрам категорию получателей (например, адресовано предпринимателям, но из разных сфер деловой активности);

актуально для широкой по социальному составу аудитории, т.е. связано с ее потребностями, интересами, переживаемыми проблемными ситуациями;

— посвящено жизни социума (общества) или какой-либо его части, но не самой производящей контент организации (в последнем случае мы имеем дело с корпоративными изданиями, презентационными сайтами);

— включает массовую информацию, порожденную как самой журналистикой, так и в иных сферах. Масштабы территориального и социального охвата изначально предопределили использование СМИ в качестве носителей разной по природе информации, условно говоря — собственной и «чужой», или собственного и несобственного производства. Каналы СМИ оказались необходимыми для распространения официальных документов, рекламы, произведений художественной культуры, ПР-материалов.

3. По какому каналу? Здесь важно учесть не только технические, но и социальные стороны организации коммуникации. СМИ в качестве своей инфраструктуры имеют технические средства фиксирования и распространения информации — промежуточные носители типа диктофонных, письменных, магнито- и видеофонных записей, дисков и дискет, а также средства тиражирования и передачи на расстояние этой информации.

Возможности тиражирования или широкого вещания (broadcasting) делают такие коммуникации рассеянными, не направленными, с одной стороны, и приспособленными для потребления информации множеством реципиентов, причем с «доставкой на дом» или в иные удобные для потребителя места — с другой. Именно это отличает их от других видов массовой коммуникации (наружная реклама или «стена В. Цоя»).

Среди социальных качеств каналов, относящихся к СМИ, есть специфические для них. Так, выпуск изданий, теле- и радиопрограмм построен на регулярной основе, о чем извещается и аудитория (публику-

Рис. 3. Разные виды коммуникаций в Интернете

массовые коммуникации — те, что рассчитаны на численно большие, рассредоточенные анонимные, вероятностные по составу и количеству гетерогенные (образованные из представителей разных групп) аудитории. СМИ являются частью массовых коммуникаций, но имеют свою специфику: институциализированный, корпоративный и профессиональный характер сбора, обработки, распространения информации; периодичность выпуска; универсальность, общезначимость содержания, видов информации и др. Эта часть массовых коммуникаций составляет объект социологии СМИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.011 с.)