Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт исследований эффектов в XX веке

Поиск

В наибольшей мере исследованы эффекты, связанные с влиянием на взгляды людей, их позиции по конкретным вопросам. Сложилось представление о разной мере/степени такого влияния: нейтральное (нулевое), конверсия (некоторое изменение, укрепление ранее сложившейся позиции, инверсия (изменение позиции на противоположную).

Мировая практика исследований показала, что СМИ удается, скорее, укреплять или незначительно изменять ранее сложившиеся взгляды, позиции. Похоже, что это вполне соответствует природе человеческой психологии, в которой механизм установки — готовности реагировать определенным образом, служит средством стабилизации отношения к действительности, «экономии» усилий и времени для принятия решений. Стабильность — естественное состояние сознания, если только она не перерастает в предельный консерватизм, мешающий адекватному восприятию обновляющегося мира, способности усваивать доводы других людей.

В оценках самой аудитории влияние СМИ, как правило, выглядит незначительным, особенно, если речь идет об изменении позиций (табл. 50). Но здесь надо учитывать, что люди неохотно признают себя объектом воздействия извне (см. третьи и пятый варианты ответов).

Таблица 50. Ответы на вопрос: «Что бы Вы могли сказать о работе телевидения, газет, радио накануне президентских выборов?»

(в %от числа опрошенных)122

 

Ответ 2000 г., март 2004 г., март
Они привлекают мое внимание к предстоящим выборам    
Они проясняют для меня предвыборную ситуацию    
Они меняют мои намерения относительно участия в предстоящих выборах и/или намерения голосовать за ту или иную политическую силу    
Они только запутывают, мешают принять определенные решения    
Они не оказывают на меня никакого влияния    
Я не обращаю внимания на такие передачи/ статьи, потому что в принципе не верю телевидению, газетам, радио    
Я не смотрю и не слушаю такие передачи/ статьи, потому что не интересуюсь политикой    
Затруднились ответить    

Различные аспекты влияния СМИ на людей изучались в разных рамках: отдельных выступлений/публикаций, кампаний и повседневной деятельности.

Первым классическим исследованием результатов кампании были опросы панели из 600 респондентов в течение нескольких месяцев, проведенные под руководством П. Лазарсфельда (P. Lazarsfeld) и Б.Берельсона в 1940 г. во время президентской кампании в штате Огайо.

Именно тогда были выявлены по преимуществу эффекты-подвижки, но не переворот во взглядах: у 53% укрепились ранее сложившиеся намерения относительно симпатии к кандидатам; у 26% приверженность к определенной партии поколебалась, они ответили, что или еще не решили, за кого будут голосовать, или если ранее не решили, то теперь нашли вариант. Но лишь 5% опрошенных действительно изменили симпатиям к конкретным партиям123. В более позднем исследовании 1954 г., также в рамках кампании, было подтверждено, что пропаганда, скорее, кристаллизует (делает более выраженной) и укрепляет, нежели меняет позицию. В частности, это связано с явлением селективной экспозиции (selective exposure): люди обращаются к тем источникам, которые имеют сходную позицию.

На материалах того же исследования сделан вывод о двухступенчатом характере распространения информации: было выявлено, что идеи, передаваемые по радиоканалам и через печать, попадают в сознание лидеров мне-

чены от действия целого ряда факторов. Понятно, почему в исследованиях эффектов необходимы методы, предполагающие многолетние наблюдения (лонгэттитьюдные, панельные): в природе СМИ заложена возможность накапливающегося воздействия, а однократные могут не вызывать (чаще всего так и бывает) никаких видимых последствий. Это связано и с природой человеческой психики: она должна быть достаточно устойчива к разнообразным воздействиям. В опросах тоже не все может быть выявлено, так как не все может быть осознано людьми. Что же касается исследования факторов эффективности, то здесь применяется вся гамма известных методов сбора информации (см. 5.6).

________________________________

В эмпирических социологических исследованиях СМИ можно выделить, в соответствии со структурной формулой коммуникаций, пять направлений: журналист, контент, канал, аудитория, социальные эффекты. Их проблематика чрезвычайно разнообразна, как и роль СМИ в жизни общества, их внутренние и внешние связи. Наиболее обширное направления составляют исследования аудитории.

Исследования субъектов, участвующих в коммуникациях, касаются их внутреннего мира (знания, ценностные ориентации, предпочтения, интересы и т.п.), а также внешних характеристик (социальный статус, интенсивность деятельности по производству и потреблению информации и т.д.).

Наиболее сложными объектами для эмпирического исследования оказываются эффекты, поскольку в конкретных случаях трудно определить, под влиянием каких факторов и в какой мере социальное поведение и сознание людей находятся под воздействием именно СМИ.

_________________________________________________

 

Вопросы к главе 6

1. Что такое эмпирическое исследование; как связаны теоретический и эмпирический уровни социологических исследований?

2. Как можно охарактеризовать основные проблемы и методы изучения журналистов?

3. Какова проблематика контент-аналитических исследований материалов СМИ?

4. В какой мере исследована специфика каналов массовой информации?

5. Что относится к основным показателям поведения аудитории?

6. Каковы основные показатели отношения аудитории к СМИ?

7. В чем проявляются особенности поведения аудитории, выявленные в отечественных и зарубежных исследованиях?

8. Какое значение имеет способ сегментирования аудитории для менеджмента и маркетинга СМИ?

9. Что такое эффект и эффективность деятельности СМИ?

10. Каковы основные виды эффектов?

11. К каким выводам пришли исследователи влияния деятельности СМИ?

Примечания

1 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 89.

2 См.: Районная газета в системе журналистики. М., 1977. С. 130.

3 Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979. С. 111.

4 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 291.

5 Обзоры направлений и истории исследований журналистов и редакций см.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Изучение журналистских кадров // Проблемы эффективности журналистики. М., 1990; Они же. Исследования журналистских кадров // Журналистика и социология. Россия. 90-е годы. СПб., 2001; Свитич Л. Г. Журналист и редакция как объект социологии журналистики // Социология журналистики. М., 2004.

6 Журналист: Российско-американские социологические исследования. М., 1998. С. 19.

7 Обзор исследований этого направления см. в кн.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997; Они же. Проблемы подготовки журналистов (социологические исследования) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 2003. № 6. 2004. № 3.

8 См., напр.: Манаев О. Т. Некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов-журналистов в оценке работников республиканских средств массовой информации (на примере Белоруссии) // Вестн. Белорусского ун-та. Сер. 3.1987.

9 Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2004. С. 139.

10 Репкова Т. Новое время: Как издать профессиональную газету в демократическом обществе. М., 2004. С. 278.

11 О психологических исследованиях коммуникатора см., напр., указ раб. Л. В. Матвеевой и др. Гл. 3.

12 Журналист: Российско-американские социологические исследования. С. 24.

13 Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 2005. № 2.

14 См.: Журналистика и социология-98. Журналистика в условиях общественного кризиса. СПб., 1999. С. 3.

15 См.: McQuail D. Communication theory. SAGE. 2000. P. 183-184.

16 Журналист: Российско-американские социологические исследования. С. 22

17 Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике. С. 108.

18 См.: Бурдье П. О телевидении и журналистике. С. 66.

19 См.: Известия. 2001.17 апреля.

20 См., напр.: Массовая информация в советском промышленном городе; работы А. И. Верховской, Г. Д. Токаровского.

21 См.: Фомичева И. Д. Выживание журналистики и журналистика выживания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1991. № 5.

22 См.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ, М., 1976. С. 112; Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. С. 53-55.

23 Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. С. 53.

24 См.: О результатах экспертного опроса по теме «СМИ, социология, перестройка» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1988. № 3.

25 См.: Региональная печать в годы перестройки: Организационные факторы эффективности. М., 1991. С. 23-24.

26 Журналист и журналистика российской провинции. М., 1994. С. 19.

27 Там же. С. 21.

28 Имеется в виду финансовая поддержка. — И. Ф.

29 Журналист и журналистика российской провинции. С. 24.

30 См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в контексте времени. М., 2006; Они же. Российский журналист и журналистское образование. М., 2006.

31 См.: www.amr.ru/show_doc.php?id_doc=479&prefix=

32 См.: www.amr.ra/show_doc.php?id_doc=404&prefix=

33 См.: www.amr.ru/show_doc.php?id_doc=403&prefix=

34 Там же.

35 См.: Социология журналистики. М., 1981. Гл. 6: «Журналистика и массовое сотрудничество трудящихся».

36 Наиболее полный обзор таких исследований и материалы первого отечественного исследования писем и их авторов см. в кн.: Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972.

37 Из речи М. И. Калинина «О задачах деревенских корреспондентов» // Введение в журналистику. Хрестоматия. М., 1986. С. 162-163.

38 Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 393.

39 См.: Верховская А. И. Указ. соч.; см. также: Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987. Гл. 3, 4.

40 По данным, приведенным в кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976. С. 119.

41 См.: Ефимова Н. В. Взаимодействие общественных корреспондентов и редакций // Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986. С. 35.

42 Корконосенко С. Г. Личность рабселькора в зеркале газетных публикаций // Журналист, пресса, аудитория. Л., 1982. Вып. 2. С. 50.

43 См.: Ефимова Н. В. Указ. соч. С. 38.

44 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 406.

45 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. М., 1975. С. 111.

46 См.: Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание. М., 1999. С. 193.'

47 См.: Морено Дж. Социометрия. М., 1958; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. С. 311-318.

48 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 414.

49 Подробнее о зарубежном опыте контент-анализа см.: Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003. Гл. 10.

50 См.: Wimmer R. D., Dominic]. R. Mass Media Research. An Introduction. Belmont, 1994. Ch. 8.

51 Там же.

52 См.: Кузьмичев В. Печатная агитация и пропаганда. М.; Л., 1930.

53 См.: Труды по социологии. Тарту, 1977. Вып. 2.

54 Таблица составлена по данным из статьи С. Г. Корконосенко «Сравнитель ный российско-шведский анализ прессы» // Актуальные проблемы журналисти ки. М, 1997. С. 110-111.

55 См.: В поисках своего лица: Общероссийская пресса на информационном рынке. М, 1998. С. 12.

56 См.: Федотова Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988. С. 72.

57 В поле анализа попали 524 материала из номеров, отобранных с соблюдением требований репрезентативности.

58 См.: Контент-анализ освещения проблем рискованного поведения молодежи в СМИ. М, 2005.

59 По данным, приведенным в кн.: Исследования аудитории: Телевидение, радио, Интернет. М„ 2003. С. 11.

60 См.: Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972. С. 144.

61 См.: Федотова Л. Н., Фомичева И. Д. Проблемы и опыт социологического анализа телевизионного общественно-политического вещания // Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.

62 См.: Фомичева И. Д., Марковский Я. Э. Опыт анализа газетной фотографии // Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.

63 См.: Сазонов В. В., Шошников К. Б. О соотношении вербальной и визуальной информации // Предмет семиотики. М., 1975; см. также: Дудченко В. С. К программе описания изобразительных публикаций // Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970.

64 См.: Фомичева И. Д. Контент-анализ рекламы: Возможности и опыт применения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1991. № 3.

65 См.: Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005.

66 О сути, методологии планирования и изучения таких явлений см.: Фомиче ва И. Д. Долгосрочные акции в журналистике как предмет междисциплинарного исследования // Современные методы исследования средств массовой информа ции. Таллинн, 1983; Она же. Долгосрочные акции в современной журналистике / / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1984. № 2; Она же. Целевое программирование в журналистике. М., 1985.

67 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 186-193.

68 См.: Кампания по всенародному обсуждению в печати законопроектов. Опыт применения контент-анализа. М., 1989.

69 См.: Danielson W. Content Analysis in Communication Research // R. Nafsiger, D. White (eds.) Introduction to Mass Communication Research. Michigan, 1966.

70 См.: Федотова Л. Н. Телемосты СССР—США: Комплексные социологические исследования. М., 1990. С. 11-13; Она же. Анализ содержания телевизионных передач. М., 1992.

71 Там же. С. 14.

72 См., напр.: Волков В. И. Влияние телевидения на структуру и интенсивность культурной деятельности различных слоев населения // Телевизионная аудитория: Структура, ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973.

73 См.: Фомичева И. Д. Провинциальный читатель газет в России. М., 1992.

74 См.: Фомичева И. Д. Подписка и розница: Крушение старых привычек. М., 1993. С. 6.

75 См.: Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. М., 1975. С. 51.

76 См.: www.wciom/ru/?pt=9&article=1492

77 Об этой функции см.: Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ. М., 2005. Разд. 2.8.

78 Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. С. 50.

79 Там же. С. 48.

80 Фомичева И. Д. Подписка и розница... С. 20. Остальные (до 100%) состав ляли те, кто брал газету у других или в библиотеке.

81 См.: Дубин Б. Читатель в обществе телезрителей // Знамя. 2004. № 5.

82 См.: Зоркая Н. Российская пресса: Специфика публичности // Вестн. общественного мнения. 2005. № 5.

83 См.: Куда пришла Россия? М., 2003. С. 179.

84 См.: Районная газета в системе журналистики. М., 1977. С. 80.

85 См. перевод на русск. яз.: Маклюэн Г. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.

86 Гройс Б. Медиум становится посланием // www.nz-online.ru/print.phtml?aid=20010709

87 См.: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. М., 2004. С. 5-37.

88 См.: Исследования аудитории: Телевидение, радио, Интернет. С. 126.

89 Там же. С. 52-53.

90 См.: Залесский П. К. Интернет-медиа рабочего времени: Сезонные и дневные ритмы аудитории // Исследования аудитории: Телевидение, радио, Интернет. С. 77, 75.

91 См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. Гл. 1. §5.

92 См.: Steiner G. A. The People Look at Television. N.Y., 1963.

93 См.: Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1969.

94 Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966, №3. С. 55.

95 См.: McQuail D. Communication Theory. P. 405.

96 Кастельс M. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. С. 284.

97 Там же. С. 287-288, 298-299.

98 См.: Фомичева И. Д. Центральная и местная пресса: Вместе или вместо. М., 1994.

99 См.: Исследования аудитории: Телевидение, радио, Интернет. С. 127.

100 Информация доступна на сайте: www.Gallup Media/ TNS

101 Там же. С. 21.

102 См.: Бурдье П. Социология политики. С. 139.

103 Данные доступны на сайте: www.vciom.ru

104 Исследования аудитории: Телевидение, радио, Интернет. С. 22-23.

105 См.: Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медиа: Массовые коммуникации в российском обществе // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4. С. 42.

106 См.: ТВ-рейтинг. Итоги 6 июля 2004 г. TNS Gallup Media (Москва). С. 68.

107 См.: «Литературная газета» и ее аудитория. М., 1978. С. 89.

108 См.: Новые Известия. 2004. 14 января. С. 4.

109 См.: McQuail D. Communication Theory. P. 402-403.

110 Ханин П. Обслуживающий персонал // ТВ-текст. Вечерний клуб. 2000. 30 сентября.

111 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 273-274.

112 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 230-231.

113 См.: Servaes J. Media and Politics in Belgium. The Interrelationship of Culture, Nation and Communication // Changing Media and Communications. M., 1998. P. 153.

114 См.: McQuail D. Communication Theory. P. 401.

115 Фирсов Б. M. Проблемы изучения эффективности массовой коммуникации // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. Т. 4. С. 27.

116 Обзор отечественных работ по эффективности см. в: Прохоров Е. П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития. М., 1987.

117 См.: Klapper J. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960.

118 См.: Wimmer R, D., Dominick J. R. Mass Media Research. Ch. 16.

119 См.: Broadcasting Cable and Beyond: An Introduction to Modern Electronic Media. N.Y., 1990.

120 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 175.

121 См.: Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. М., 2002. 122 Общественное мнение. Ежегодник-2004. М., 2004. С. 78.

123 См.: Клэппер Дж. Указ. соч. С. 15.

124 Федотова Л. Н. Телемосты СССР—США: Комплексные социологические исследования. М., 1990. С. 43-44.

125 Фирсов Б. М. Проблемы изучения эффективности массовой коммуникации. С. 28.

126 См.: Berelson В. What Missing the Newspaper Means / P. Lazarsfeld F. Stanton (eds.). Communication Research, 1948-1949. N.Y., 1949.

127 Обзор современных западных подходов см. в кн.: Харрис Р. Психология массовой коммуникации. СПб.; М., 2001.

128 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 193-197.

129 См.: Shklovski I., Kraut R. The Internet and Social Participation: Contrasting Crossectional and Longitudinal Analysis // Journal of Computer Mediated Communications. 2004. November. 10 (1).


Оглавление

Введение........5

Глава 1. Объект и предмет социологии журналистики.....8

1.1. Объект социологии СМИ.......8

1.1.1. Мир социальных коммуникаций...8

1.1.2. Основания для классификации социальных коммуникаций.......13

1.1.3. Масса, массовая коммуникация, массовая информация, массовизация........17

1.1.4. СМИ как особый вид массовых коммуникаций.....23

1.2. Предмет, структура и проблематика социологии СМИ......29

1.2.1. Предмет и структура социологии СМИ....29

1.2.2. Проблематика социологических исследований СМИ......33

Глава 2. Социальные функции СМИ.......39

2.1. О подходах к моделированию функций СМИ.........39

2.2. Коммуникативная функция........42

2.2.1. Содержание коммуникативной функции и доступ к коммуникациям....42

2.2.2. СМИ в системе социальных связей.....44

2.2.3. Коммуникация и трансмиссия.......46

2.2.4. Коммуникативные конфигурации в СМИ......51

2.3. Информационная функция.........53

2.3.1. Содержание информационной функции и социально необходимые качества информации.......53

2.3.2. Дисфункции информационной деятельности.......55

2.3.3. Медиатизация и функция формирования повестки дня........58

2.4. Ценностно-регулирующая функция.......61

2.4.1. Содержание ценностно-регулирующей функции.......61

2.4.2. Ценностно-регулирующая функция и социализация.......64

2.5. Социально-организационная и социально-креативная функции........67

2.5.1. Содержание функции...67

2.5.2. СМИ и общенациональная идентичность.......70

2.5.3. Процесс индивидуализации и социальное строительство......75

2.5.4. СМИ как фактор формирования общественного мнения и его субъекта....77

2.5.5. СМИ и новые социальные общности.........82

2.6. Функция форума, или канала социального участия.....85

2.6.1. Содержание функции. Понятие социального участия.....85

2.6.2. Форум, участие и обратная связь...89

2.6.3. Информационный вид социального участия.........91

2.6.4. Функция форума — общая для всех типов СМИ........92

2.6.5. Социальное представительство в участии. Демократизм и профессионализм в управлении обществом.......96

2.6.6. Факторы участия. Институциональные, гражданские и индивидуальные права.........100

2.6.7. Социальные и информационные технологии......104

2.7. Функция психического регулирования.... 111

2.7.1. Содержание функции........111

2.7.2. Факторы эмоционального влияния...113

Глава 3. СМИ в процессе обмена капиталами....... 125

3.1. Социальные пространства, поля, капиталы....125

3.2. Ресурсы медийного поля..... 130

3.2.1. Конвертация капиталов в поле СМИ.......130

3.2.2. Капитал известности в поле СМИ.....132

3.2.3. СМИ — власть — бизнес — общество.......135

3.3. Социальный капитал и СМИ... 142

Глава 4. Из истории отечественной социологии СМИ: вторая половина XX века.........152

4.1. Условия и факторы развития социологии печати, радио и телевидения..... 152

4.2. Основные этапы послевоенного развития отечественной социологии СМИ..... 160

4.3. Поиск методологических и методических оснований...... 173

Глава 5. Эмпирические исследования СМИ: процедура и методы.........189

5.1. Измерение в социологии. Социальный факт........189

5.2. Виды эмпирических исследований......190

5.2.1. Критерии выделения видов исследований....190

5.3. Социальные показатели. Шкалы...194

5.4. Процедура исследования и факторы надежности собранной информации........ 197

5.5. Выборка и репрезентативность данных.....201

5.6. Методы сбора данных...207

5.6.1. Опросы........208

5.6.2. Изучение документов.......214

5.6.3. Наблюдение.......220

5.6.4. Экспериментальный метод и тестирование.........221

5.7. Организация эмпирических исследований.....222

5.7.1. Стандартные исследования — медиаметрия........223

5.7.2. Эксклюзивные заказные исследования...225

5.7.3. Собственные редакционные исследования...227

5.8. Статистическая обработка и интерпретация собранных данных......228

5.8.1. Представление результатов исследования.....232

Глава 6. Направления эмпирических исследований...238

6.1. Коммуникаторы/журналисты........239

6.1.1. Проблематика исследований........239

6.1.2. Журналисты и их контрагенты.....249

6.1.3. Непрофессиональные коммуникаторы...260

6.1.4. Методы исследований журналистов/коммуникаторов.........265

6.2. Контент.........266

6.2.1. Проблематика эмпирических исследований контента...266

6.2.2. Анализ различных знаковых систем и коммуникативных ситуаций.....274

6.2.3. Контент-анализ отдельных акций в СМИ.....276

6.3. Канал/средство массовой информации.....280

6.3.1. Канал как способ доставки контента........280

6.3.2. Каналы, относящиеся к разным средствам передачи информации....284

6.4. Аудитория СМИ......289

6.4.1. Факторы развития эмпирических исследований аудитории и подходы к ним...289

6.4.2. Понятия и показатели.......291

6.4.3. Тенденции в поведении аудитории СМИ......294

6.4.4. Отношение аудитории к СМИ.....302

6.4.4. Сегментирование аудитории........312

6.5. Эффекты.......316

6.5.1. Понятия и показатели. Виды эффектов.........316

6.5.2. Опыт исследований эффектов в XX веке.......321

Учебное издание

Фомичева Ирина Дмитриевна

СОЦИОЛОГИЯ СМИ

Редактор Э. М. Харланова

Корректор М. П. Молокова

Художник Д. А. Сенчагов

Компьютерная верстка С. А. Артемьевой

Подписано к печати 9.01.2007. Формат 60х901/16.

Гарнитура «PetersburgC».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 21.

Тираж 3000 экз. Заказ № 6078

 

ЗАО Издательство «Аспект Пресс» 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8.

E-mail: info@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru Тел.: (495)306-78-01, 306-83-71

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.01 с.)