Журналистика как вид делового общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как вид делового общения



Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жес-тикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Основными системами отражения невербального поведения являются: – акустическая (слуховое восприятие); – оптическая (зрительное восприятие); – тактильно-кинестезическая (прикосновения); – ольфакторная (восприятие запахов).

На слух мы можем воспринимать такие характеристики речи как тембр, темп, высота и громкость, а также отмечать особенности интонации, паузы, кашля, смеха, плача. Зрительно мы можем замечать выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, контакт глаз) и физиогномические характеристики (особенности строения тела и лица). Тактильная система отражения предоставляет человеку информацию об особенностях рукопожатия, прикосновения, поцелуя. Восприятие запахов тела и используемой человеком парфюмерии и косметики дополняют невербальную информацию о нем.

 

Все многообразие невербальных средств общения (их условно можно считать и невербальными знаковыми инфор мационными системами человека) целесообразно представить следующими основными группами.

Оптико-кинетические средства (информационные системы), к которым в первую очередь относятся мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение. При этом важно помнить и об этнокультурных особенностях этих невербальных средств (например, общепринятый у многих народов кивок головой сверху вниз означает согласие, из стороны в сторону - несогласие, в Болгарии, Индии и некоторых других странах они несут противоположную информацию). Данная проблема достаточно полно и широко представлена в зарубежной и отечественной психологической литературе. Рекомендуется с нею ознакомиться.

Такесические средства (информационные системы): разного рода прикосновения к партнеру по общению (рукопожатие, поглаживания, похлопывание по плечу и т.п.).

Фонетические средства (информационные системы): тон, паузы, ударения и т.п. в устной речи. Например, смысл фразы "Передайте мне, пожалуйста, эту книгу" может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, на каком слове делается ударение, акцент.

Экстрафонетические средства общения: покашливание, смех, плач, темп речи и т.п.

Проксимические средства (информационные системы): выражаются в особенностях общения в зависимости от пространственного расположения партнеров.

Различают следующие дистанции в общении, дающие основание судить о характере взаимоотношений партнеров по общению и позволяющие им наиболее успешно решать соответствующие задачи:

- интимная (до 45 см);

- личностная - дистанция дружеского, товарищеского, обыденного общения (45-120 см);

- социальная, используемая для решения деловых вопросов (120-400 см);

- публичная (чтение лекций в аудитории, выступление на митинге, в концертных залах, театрах и т.п.) (более 400 см).

Визуальная знаковая система, которая включает в себя две относительно самостоятельные информационные системы:

1) язык взгляда, включающий в себя два аспекта, которые в совокупности и создают своеобразие этого языка (информационной системы человека):

- содержание взгляда (добрый, дружеский, внимательный, заинтересованный, приятный, любящий или, наоборот взгляд злой, агрессивный, пренебрежительный, высокомерный, чванливый, холодный, безразличный и т.п.);

- статико-динамические особенности взгляда: направленность, устойчивость взгляда, продолжительность, переключаемость, концентрация, избегание взгляда и т.п.;

2) язык глаз: теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП).

Типы руководителей (по К.Левину)

Типы руководителей и стили руководства по Левину:

1. Авторитарный руководитель (жесткий стиль). Единолично руководит коллективом,, категоричен в оценке людей, не выбирает выражения, кричит, предлагает уволиться. Сам определяет задачи, распределяет роли в коллективе (централизация полномочий). Подавление инициативы. Ориентация на задачу, жесткий контроль, предпочтение наказаний, непереносимость критики, устранение неугодных. Такая тактика позволяет достичь хорошей производительности, но до определенного предела. Такой тип приемлем в армии, кризисных ситуациях(наводнение, землетрясение и т.д.). Но при этом процветает подхалимство, есть любимчики. Такой руководитель чаще всего холерик.

2. Демократический руководитель: коллегиальность в работе. Дружеские отношения в коллективе, принятие решений после общего обсуждения, ориентация на человека, упор на социально-психологические и экономические методы управления(материальное поощрение, путевка, красная доска), делегирование полномочий(есть заместители), умеренный контроль, терпимость к критике в свой адрес, поощрение инициативы, доброжелательность, тактичность, вежливость в общении. Оказывает подчиненным необходимую помощь, стремится повысить их возможности. Он умеет налаживать взаимоотношения с любыми людьми.

3. Либеральный (попустительский): пускает все на самотек. Руководитель стремится уклониться от принятия решений. Предоставляет подчиненным полную свободу действий, безразличие к персоналу (при вежливости и доброжелательности). Не принимает решения – не берет ответственность на себя. Иногда использует коллегиальный способ принятия решений для уклонения от ответственности. Иногда какой-либо подчиненный берет на себя роль руководителя. Он приемлем там, где очень большая личная заинтересованность в труде (творчество, НИИ), чаще всего-флегматик.

 

Особенности руководства журналистским коллективом

Из лекции

- надо наладить взаимоотношения с информационными лидерами

- руководитель должен быть гибким

Принципы

1)Правдивость и объективность

2) Быстрое оперативное реагирование на все ситуации в коллективе

3) Прозрачность действий руководителя и всего коллектива

4) Нужно соблюдать баланс старых и молодых кадров

5) Женские и мужские кадры

В. А. Розанова

Психология УПРАВЛЕНИЯ ( учебник, предложенный ей в методичке)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.021 с.)