Использование методов НЛП в журналистике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование методов НЛП в журналистике.



Общение с интервьюируемым.

Первый этап - калибровка (процесс считывания неосознанных, невербальных реакций собеседника во время интервью путём сравнения наблюдаемых поведенческих ключей с определенными внутренними реакциями. То есть какую позу принимает интервьюируемый, куда движутся его глаза, как он дышит, каким тоном говорит; распознавание доминирующей репрезентативной системы респондента).

Второй этап - подстройка (метод, используемый коммуникаторами для быстрого установления раппорта (психической связи с человеком) с приведением определенных аспектов их поведения в соответствие с поведениями того, с кем они общаются — соответствие или отзеркаливание поведения, подстройка).

Третий этап - раппорт (установление доверительных отношений).

Четвертый этап - ведение (нет барьера, респондент без проблем

отвечает на заданные вопросы).

ВАК (визуалы-аудиалы- кинестетики). Главный метод, обеспечивает универсальность и понятность текста широкой аудитории.

Фреймы и рефрейминг.

В процессе интервью журналисту необходимо учитывать не только индивидуальные системы восприятия реальности, но и «фильтры» восприятия — «фреймы, или рамки, образующие часть системы

Якорение – процесс посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается свя занной с некоторой реакцией и запускает её проявление. Якоря могут возникать естественным образом и могут быть установлены намеренно»[13].
Эти стимулы вызывают определённое поведение, физиологическое или эмоциональное состояние, всё что угодно: зрительный образ, звук, ощущение, вкус или запах.
Якоря бывают нескольких видов: непроизвольные (возникают в следствии каких-либо ситуаций или переживаний), спланированные (становятся началом множества привычек), фобические (приобретенные страхи).
Якорение сравнивают с рефлекторной реакцией. Якоря соответствуют репрезентативным системам. Визуальный якорь — картинка, всплывающая в памяти. Аудиальный — звук. Кинестетический — ощущение. Применяя НЛП, можно изменять якоря аудитории, навязывать ей одни якоря и избавлять от В СМИ якорями служит книга стилей печатного издания (материалам на первой полосе можно доверять), рубрикация (в рубрике здоровье советую только хорошие лекарства, а не скрытую рекламу), формат (женский, детский), монтаж видеоматериала.
Якоря ориентируют, вводят в определенное состояние, что влияет на восприятие информации.

Речевые пресуппозиции

Технология речевых пресуппозиций позволяет строить предложения в тексте СМИ, смещая фокус внимания с необходимых утверждений на детали так, что необходимые утверждения начинают подразумеваться, как само собой разумеющееся. Тогда эти утверждения принимаются аудиторией как данность, не подлежащая сомнению, и выбор происходит уже внутри этой рамки. Пример: «Задача этой статьи не столько объяснить, почему, сколько показать на примерах, что это так».

Подстройка по ценностям

Простой и сильный приём. Базовые ценности целевой аудитории СМИ напрямую связываются с предметов статьи.

Создание комплексных эквивалентов

Комплексные эквивалентны — это объединённые друг с другом факты, но не имеющие четкой причинно-следственной связи, а соединенные предполагаемой (домысливаемой) логической связью, сообщение для бессознательного.

Создание «мыслевирусов»

Мыслевирус — это информация, хранящаяся в памяти, выполняющая какую-либо функцию и автономно распространяющаяся между людьми за счёт усилий самих же людей. Распространение происходит за счет наличия в мыслевирусе механизама мотивации — чем большую выгоду человек получает от передачи мыслевируса, тем сильнее эффект его распространения.
Простыми мыслевирусами являются слухи, захватывающие идеи. Мотивацией их распространения для людей является простой

обмен эмоциями в общении для создания интереса. Сложными мыслевирусами являются идеологии, мотивация которых строится на получении социальных выгод.

 

ПРО РЕФРЕЙМИНГ

В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм «результат, фрейм «как если бы» и фрейм «обратная связь в противовес ошибке». Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния.

Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы. Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или «нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.

Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием «негативных» слов — на «позитивные» описания. С точки зрения НЛП, любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, «вырасти» или научиться чему-нибудь. При таком подходе все «проблемы» предполагают благоприятный исход.

Фрейм «как если бы» заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм «обратная связь в противовес ошибке» дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.

Основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» – помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи, и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».

Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма «даже если». Этот паттерн заключается в простой замене слова «но» на фразу «даже если» в любом предложении, где слово «но» уменьшает или «обесценивает» позитивное переживание.

Рефрейминг позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Это происходит за счет изменения фреймов, в рамках которых эти проблемы воспринимаются. Буквально рефрейминг обозначает помещение какого-либо образа или переживания в новый фрейм. С психологической точки зрения, произвести рефрейминг значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.

В НЛП рефрейминг заключается в установлении новой психологической рамки вокруг содержания какого-либо переживания или ситуации и расширении нашего восприятия этой ситуации, с тем чтобы мы могли проявить больше мудрости и находчивости при поиске выхода из нее.

 

 

ПРОФ ДЕФОРМАЦИЯ

 

Новейшая российская журналистика, которой почти четверть века, – феномен, ждущий глубокого и разностороннего исследования. Сегодня же хотелось бы поднять проблему профессиональной деформации [10]: ведь она сегодня со всей очевидностью встает и перед журналистами, перед аудиторией, постоянно контактирующей с медиа. Буквально «деформация» (лат. deformatio) переводится как «изменение формы», но если говорить о профессиональной деформации, то следует иметь в виду не столько внешнюю, сколько сущностную эволюцию, связанную с изменениями в структуре личности журналиста вследствие его профессиональной деятельности.

Некоторые ученые [11] считают, что представители определенных профессий (например, менеджеры, работники правоохранительных органов, депутаты, педагоги, медики и др.), трудно контролируемых и трудно ограничиваемых властью, склонны к профессиональной деформации. На наш взгляд, она может проявляться как побочный продукт и в журналистике, где личность в какой-то степени является «инструментом» профессии [12].

Журналист – социальная профессия, а некоторые корреспонденты, подобно иным равнодушным социальным работникам, формально относятся к людям (например, когда искажаются мнения интервьюируемых; когда письма в редакцию остаются без ответа; когда герой сознательно рассматривается в качестве объекта агрессии и т.д.). Для журналистов со временем, как и для учителей, становится характерной авторитарность, категоричность суждений, менторский тон, хотя для налаживания эффективной коммуникации намного продуктивнее стремление к диалогу, полилогу. Журналисты, как иные психологи, психотерапевты, зачастую манипулируют аудиторией, создают и навязывают определенную картину мира.

Как же возникает профессиональная деформация и каковы причины ее появления?

Для избрания той или иной профессии благом является наличие у человека изначальных склонностей к ней. Но если та же пассионарность [13], выражаемая в постоянном желании журналиста реализовывать профессиональные функции, превратится в одержимость, она, скорее всего, вызовет недоумение окружающих. Если те же коммуникабельность, общительность, любознательность корреспондента становятся навязчивыми и переходят в частную сферу, они справедливо вызовут возмущение обывателей. То есть здесь всегда важно чувствовать и поддерживать баланс, четко видя границы профессиональной области. Этому учит и этика журналисткой деятельности.

Детерминантами профессиональных деструкций в журналистике могут быть: неверный мотив выбора, непонимание природы профессии, следование отрицательным стереотипам, психологическая защита, снижение профессиональной активности, индивидуальный предел человека и др. (разочарование может наступить в связи с осознанием, что журналистика не столь романтичная, а по-своему рутинная и отнюдь не денежная работа; журналист может сознательно или несознательно изменять профессии в пользу пропаганды, рекламы и PR). Среди различных причин профессиональной деформации можно назвать также вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания; нехватку условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточную поддержку со стороны коллег и их излишний критицизм [14].

При этом профессиональная деформация может происходить на нескольких уровнях [15]. Общепрофессиональный уровень в нашем случае – это сфера массовой коммуникации, область реализации природных функций журналистики; специальный профессиональный уровень –сфера различных каналов СМИ; профессионально-типологический уровень – сфера психологии личности, своеобразно проявляющей свой темперамент, характер, способности в той или иной профессии. В первом случае профессиональная деформация может быть связана с этическими нарушениями при добывании, переработке и трансляции информации; во втором – со спецификой представления этой информации на той или иной медиаплатформе; в третьем – с чертами характера, развивающимися в ходе деятельности (например, комплекс превосходства, завышенная самооценка у журналистов и др.).

Для журналистов характерно эмоциональное выгорание – эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки – сложный психофизиологический феномен, считающийся частным случаем профессиональной деформации [16] (такое, например, происходит с, репортерами, находящимися в постоянном поиске новостей, с корреспондентами, работающими над криминальной или военной темой, и др.). Деструкция может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения и даже в физическом облике.

Следование профессиональным стандартам защищает от профессиональной эрозии: например, достоверность информации подтверждается несколькими источниками; поверхность подхода со временем преодолевается в рамках специализации; ангажированность, нацеленность на скандальность пресекается редакционными установлениями. Следование этическим правилам в какой-то мере препятствует развитию цинизма, критикантства, агрессивного подхода к объекту и субъекту описания.

Профессиональная деформация свойственна любой профессии, поскольку организм сам защищает психику, вырабатывая механизмы, приспосабливаясь к новым социальным условиям. Так что профдеформация это не обязательно негативное явление.

Журналистам, занимающимся социальными проблемами, необходимо уметь дистанцироваться, иметь холодный разум, чтобы точно разобраться в той или иной ситуации и найти из нее выход.

Если эмоции излишне давят на журналиста, хорошего материала не получится. То есть нужны стрессоустойчивость, умение подняться над проблемой и посмотреть на нее непредвзято, выдерживать в себе баланс здорового цинизма и эмоциональной отстраненности. Да, иногда приходится надевать маску, и в этом профессия журналиста – сродни актерской.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.015 с.)