Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные кризисы, возрастная сензитивностьСодержание книги Поиск на нашем сайте
Возрастной кризис – относительно непродолжительные по времени (до 1 года) процессы онтогенеза (индивидуального развития организма) и филогенеза (эволюции сознания), которые сопровождаются резкими изменениями в поведении и психике. Кризис первого годажизни (проявление - ребенок кричит, потому что видит, что его крик привлекает внимание родителей). Кризис 3-х лет (проявление – ребенок предпринимает первые попытки принтия самостоятельных решений). Кризис первого школьного года жизни – человек вынужден входить в коллектив и выстраивать с ним свои отношения. Кризис подросткового возраста – возраст большого количества комплексов, возраст суицидов. Кризис первой четверти жизни – человек заканчивает вуз, находит стабильную работу, заводит семью и не знает к чему стремиться. Кризис 45-55 лет – человек осознает, что прожил большую часть жизни и не доволен достигнутыми результатами. Кризис пенсионного возраста- человек понимает, что активная жизнь уже позади. Сензитивный возраст - Сенситивный период - интервал времени, в течение которого развивающаяся живая система (организм, индивид) максимально чувствительна к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий. Сензитивный период ребенка (4-10 лет) – возможность чему-то научить (хорошо схватываются иностранные языки, можно привить музыкальные, художественные или другие способности). Сензитивный возраст подростка – интерес к абстрактным идеям (подростка легко заинтересовать какой-то абстрактной идеей – политической, например) Каждый возраст сензитивен для развития конкретных психических новообразований личности и, соответственно, для восприятия определенных внешних влияний. С возрастом социальные формы функционирования человека усложняются и совершенствуются. Однако человек, как и всякое живое существо, подчиняется закономерностям развития биологических организмов. При развитии организма более примитивные системы не исчезают полностью, а становятся менее важными и менее заметными. Но они могут выходить на передний план при особых внутренних или внешних условиях (например, в сложных жизненных ситуациях). Это регресс – частичное возвращение к примитивным формам функционирования, который иногда проявляется перед тем, как личность переходит на более высокие уровни развития. Некие регрессивные проявления могут сопровождать возрастные кризисы – процессы перехода от одного сензитивного периода к другому. Такие кризисы обозначаются как психосоциальные, специфические для каждого возраста и влияющие на последующее развитие личности. 13. Внимание -- это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Оно обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания. Внимание имеет низшие (непроизвольным вниманием) и высшие (произвольным) формы. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Вид внимания Условие возникновения Основная характеристика Механизм Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствиис задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) Послепроизвольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий. Причины возникновения непроизвольного внимания: объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность); структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные); интенсивность объекта -- более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание; новизна, необычность объекта; резкая смена объектов; субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему; отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. Разновидности непроизвольного внимания (в зависимости от внутренних условий): Вынужденное внимание - его называют врожденным, естественным или инстинктивным. Поскольку научение в этой форме внимания играет незначительную роль. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер. Невольное внимание - зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Оно также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д. Привычное внимание - одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же -- переходной к нему формой. Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения -- характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой -- суть любых процессов волевого внимания. Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение. Основная функция произвольного внимания активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания: целенаправленность -- определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; организованный характер деятельности -- человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы; устойчивость -- внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение. Причины, обусловливающие произвольное внимание: интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности; осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Послепроизвольное внимание -- это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на: Первичные - объем, концентрация устойчивость интенсивность вторичные. колебания и переключение внимания распределение внимания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.01 с.) |