Глава 6. Психологические особенности Web как со-общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Психологические особенности Web как со-общения



Потребность в интернете

Как уже говорилось, современные массмедиа учатся производить не только информационные сообщения, но и сообщения-комму­никации как таковые. Следовательно, для обеспечения успеха веб-издания необходимо учитывать особенности психологии общения в интернете.

Среда интернета — это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности — сообщениями, web-страничками, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными и др.), каталогами и архивами записей, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п. Как таковая среда интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. И действительно, деятельность человека в интернете довольно давно уже стала предметом изучения философов, социологов, психологов, историков, лингвистов, культурологов, педагогов, коммуникативистов (имеются в виду специалисты в области communication science), маркетологов, политологов, специалистов по библиотековедению и других специалистов1.

Человеческая активность в интернете реализуется в процессе удовлетворения следующих основных потребностей:

1) коммуникативной (обеспечивается электронной почтой, чатами, конференциями, листами рассылки, гостевыми книгами, форумами, кольцами, сообществами и другими интерактивными инструментами);

2) познавательной (обеспечивается инструментами навигации по

сети, чтением новостей и аналитических обзоров, креативным поиском конкретной информации, дистантным образованием, самообразованием, хакерством и т.п.);

3) игровой (обеспечивается широким набором игр — от простых типа тетриса до сложных сценарных интерактивных конструкций, предполагающих участие в игре сетевых сообществ; сюда следует отнести также тотализаторы, рулетку, биржевые игры, организацию виртуальных поселений и виртуальных государств и т.п.). К этим видам активности сводятся в конечном счете другие виды деятельности посредством интернета. К примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях электронный флирт или распространенные в интернете попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры.

Общение

Индивидуальная активность (коммуникативная, познавательно-поисковая или игровая) в интернете всегда либо непосредственно или опосредованно предполагает общение.

Общение в интернете имеет ряд психологических особенностей.

• Анонимность. Имеющиеся сведения анкетного характера и даже фотография собеседника, как правило, недостаточны для адекватного восприятия личности. Нередко наблюдаются скрывание истинных или презентация ложных сведений, что обусловливает снижение психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность.

Процессы межличностного восприятия протекают в условиях отсутствия невербальной информации. Сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также ожидание желаемых качеств в партнере.

• Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Для процесса общения в интернете характерны недостаточность эмоционального компонента общения и одновременно стойкое стремление к эмоциональному наполнению тек­

ста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

• Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной жизни, проигрывают ситуации, невозможные в действительности нарушая при этом нормы социального поведения.

Необходимо остановиться на психологическом содержании различных форм (технологий) общения в интернете: телеконференций, чатов. В интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения. Они обусловлены такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью. Сюда следует отнести так же коммуникативную компетентность человека, а точнее, невербальную часть коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. «В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира» (Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropoli-tan life/E-lecture from the university cource about the net. 1997).

Келли приводит поговорку: «В интернете никто не знает, что вы — собака». Анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. При коммуникации в интернете люди часто создают себе виртуальный образ, представая виртуальной личностью, наделенной именем, часто псевдонимом, желаемыми чертами.

Тот факт, что в интернете люди создают себе некие виртуальные личности, создает дополнительные возможности для изучения идентичности. «Вопрос о том, как соотносится реальное Я с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией — основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью» (Reid, 1994).

Опыт большого числа пользователей говорит о том, что использование компьютера накладывает отпечаток на характер мыслительной деятельности пользователей при решении задач, оказывает влияние на ход многих психических процессов у них. При работе с напечатанным текстом произвольное внимание — более устойчивое и сосредоточенное, чем при работе на компьютере, краткосрочное запоминание текста бывает более продуктивным при прочтении его с листа. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация и другие, обладают спецификой в условиях работы на компьютере и требуют большей организованности (автоматизма).

У подготовленных пользователей формируется психологическая зависимость от компьютера, который стимулирует их умственную деятельность, оказывается условием успешного выполнения заданий. При этом процессы, связанные с запоминанием, анализом и пониманием текста, у опытных пользователей протекают хуже, чем у начинающих пользователей, что следует объяснять как негативные последствия влияния работы на компьютере на умственную активность.

Мотивация

Деятельность человека в интернете является новым видом психической реальности. Она сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).

Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции. Индикатором присущих пользователям интернета интересов может служить характер тех телеконференций (ныос-групп), на которые подписываются пользователи. При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает работа в интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотиваци-онную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека — развивает его возможности, дает новые навыки или, наоборот, не дает возможностей для самореализации и саморазвития.

Выделяются следующие мотивы:

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуетсяпоиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинствовидов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Анализ мотивации пользователей, выявленной в ходе опросов, проведенных исследовательской группой из МГУ, показал некоторую динамику. Основное направление изменений состоит в усилении влияния мотивов, связанных с межличностной коммуникацией, познанием. При составлении текста опросника для изучения мотивации пользователей интернета была использована данная классификация типов мотивации. Уменьшился удельный вес деловых мотивов, связанных с использованием чисто профессиональной, программистской, служебной, коммерческой информации.

Опросы показали, что значительная часть респондентов считает компьютерные сети необходимым средством обмена различного рода информацией (программной, деловой, коммерческой, научной). Целевая динамика в деятельности пользователя состоит в усилении межличностной составляющей сетевого общения при некотором уменьшении влияния деловой. Более актуальными становятся цели рекреации, отдыха. Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность — профессиональный интерес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуникативно-личностный интерес (знакомство с чужим мнением, дискуссии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уделяться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.

Анализ динамики интересов пользователей по годам показал устойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Возрос пользовательский интерес к телеконференциям, посвященным хобби и юмору.

Относительно стабильны интересы пользователей в отношении научных, политических телеконференций, а также телеконференций по искусству, литературе, культуре, на свободную тему.

Увеличивается число пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; все больше пользователей приходит к мнению, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; многие признают интернет как средство достижения жизненного успеха, отмечают чувство включенности в глобальный информационный процесс. Несколько больше пользователей жалуется на потерю времени при работе в интернете.

Существенно меньше пользователей говорят об интернете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия.

Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что интернет отвлекает от реальных дел, требуя слишком много времени.

Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и включением в мировой информационный процесс.

Среди пользователей интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют люди с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи увлечены интернетом настолько, что их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством интернета.

Другую группу составляют пользователи, мотивация которых обусловлена различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижение статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих пользователей характеризует более деловой подход к интернету. Они осознают его ограничения как формы общения. Работа в интернете для них является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах — личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реали­зующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Имеет место уменьшение веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, личного общения все больше представлены в системе мотива-ционной регуляции.

Приведенные данные могут помочь определить ожидания пользователей относительно конкретного телекоммуникационного про­екта. В частности, доминирование мотивов общения и самовыражения, вероятно, должно убедить разработчиков сайтов в необходимости предоставлять посетителям такую возможность, иначе их сайт будет мало посещаем. Особенно важно учитывать эти данные при проектировании веб-изданий.

Восприятие просмотренного текста — навигация

Как мы уже выяснили, интернет-публикации не читают, а просматривают. Слово «просмотрел» в русском языке применяется в двух на первый взгляд противоположных смыслах: 1) просмотрел — смотрел, но не увидел; 2) просмотрел — бегло ознакомился. В каком же смысле просматривают интернет-публикации? Очевидно, и в том и в другом: что-то просматривают, т.е. не замечают, а что-то фиксируют и запоминают в виде целостного образа. Не случайно специализированные компьютерные программы, обеспечивающие эти процессы, получили название браузеров (напомним, что англ. browse — просматривать). В эти достаточно сложные психологические процессы встроен поиск, узнавание, фильтрация, классификация и другие механизмы. В целом речь идет о том, что способен понять читатель (посетитель) из гипертекста.

Психология, психолингвистика, семиотика, риторика, собственно лингвистика и близкие области знания уделяли значительное место исследованиям механизма понимания человеком текста на естественном языке. В частности, известны модели понимания В. Кинча, Т. Ван Дейка, П.П. Блонского, Л.П. Доблаева, Н.И. Жинкина, В.В. Зна-кова, А.А. Леонтьева, И.Ф. Неволина, А.А. Смирнова, Т.Н. Ушаковой и многих других. Эту область знания можно было бы отнести к академической классике, если бы понятие текста не расширилось (за счет гипертекста). Если бы технологии представления знания не актуализировали вопросы, например, как протекают познавательные процессы при условии беглого просмотра текстов и необходимости одновременно осуществлять оперативный отбор нужной информации в большом массиве ненужной информации. Если бы не обращали внимание на то, как участвуют в процессе понимания отдельные элементы гипертекста, такие как алфавитный (подчас полиязычный) текст, мультимедийные вставки, акцентуированные текстовые ссылки-указатели, элементы дизайна. Важная проблема, требующая решения, — это то, каким образом осуществляется сохранение результатов поисковой работы на жестком диске, который выполняет в этом случае роль дополнения к человеческой памяти. Другими словами, это все те проблемы, с которыми сталкивается многомиллионная интернет-аудитория и которые обращают на себя внимание исследователей.

Причем, если ранее работа с компьютеризированными массивами информации была делом специалистов, то теперь же этим занимаются все, кто имеет доступ в интернет. Наиболее распространенный способ построения запросов состоит в формулировании ключевых слов и объединении их логическими (булевыми) операторами; имеются и альтернативные способы. Но насколько они соответствуют, например, целям поиска или стилю деятельности конкретного человека? Какие способы поиска предпочтительны? Как обучать пользователя этой непростой процедуре? Эти вопросы для психологической науки пока остаются открытыми.

Существуют креативные методы навигации, т.е. беглого просмотра текстов и принятия решения об их дальнейшем использовании, но они опираются на глубокие знания предметной области, ориентацию в научном знании и специфику представления знаний в интернете. Всего этого трудно ожидать от каждого посетителя интернета. Принятие решения об отборе затрудняется тем, что доступными для просмотра оказываются фрагменты текстов, краткие описания, рефераты или относительно случайно выбранные из текстов фразы. Практикуется также, что с целью увеличения числа посетителей списки ключевых слов и описания составляются разработчиками сайтов так, чтобы в них вошли наиболее рейтинговые слова и фразы, подчас не соответствующие контенту сайта. Поэтому отбор на основании беглого просмотра опирается не только на рациональный анализ, но и в большей степени на механизмы интуиции, воображения, предвосхищения и вероятностного дополнения содержания.

Практика поиска в условиях неформализованного и слабо структурированного представления знаний будет способствовать развитию новых познавательных навыков, т.е. совершенствовать интеллектуальные инструменты у пользователей. С этой точки зрения интернет выступает в роли учителя или тренера. Поисковый интернет-тренинг обучает структуре представления знаний в сети, развивает интуицию и увеличивает компетентность не только в искомой предметной области, но и в знании в целом.

Несмотря на эти очевидные преимущества для пользователей разработчикам сайтов, особенно тех, которые ориентированы на максимально возможную аудиторию (к ним относятся веб-издания), следует все-таки максимально упростить задачи поиска. Эффективность поиска, беглого просмотра и принятия решения об отборе полезных документов зависит от квалификации, добросовестности и моральных качеств всех тех, кто осуществляет редакцию документов при подготовке их к размещению в интернете (составляет описания, аннотации, регистрирует веб-страницы и т.п.). Причем интернет-технология не предусматривает контроль адекватности материала и его позиционирования. Каждый вправе поместить в интернете любой материал, под любым заголовком и именем. Но каждый вправе посещать или не посещать сетевые ресурсы, прославившиеся публикацией недостоверной информации, плагиата и пользующиеся обманными методами привлечения пользователей. Всякий также вправе высказать публично свое мнение о подобных ресурсах, т.е. предупредить остальных о недоброкачественной информационной продукции. Репутацию в интернете трудно заработать, но легко потерять, причем без шансов на восстановление, так как ложные и обманные публикации всегда можно предъявить их авторам.

Вот почему издание обязано соблюдать негласные законы сетевой этики, точно и компетентно позиционировать свой контент, всячески заботиться об уровне (художественном, научном, информационном и т.п.) публикаций.

Соответствующими инструментами поиска должен быть оборудован любой профессионально созданный сайт. Хорошим тоном считается размещение на сайте ссылок на другие ресурсы интернета, в которых может излагаться позиция, отличная от позиции издания. В случае ухода с сайта посетитель будет знать, откуда начинать свое путешествие при поиске нужной ему информации.

Резюме

□ В интернете сосредоточены или вскоре будут сосредоточены все идеи, мысли, суждения, высказывания, которые когда-либо были записаны людьми. Для того чтобы найти именно то, что необходимо, существуют специальные поисковые системы. Поисковые системы позволяют найти нужную информацию и оценить, насколько эта тема представлена в сетевом сообществе. Таким образом, слово и понятие связываются с цифрой.

□ Оценивая частоту появления в интернете тех или иных слов или комбинации слов, можно сделать какие-то выводы об особенностях интернет-аудитории. Существуют виртуальные цифровые индикаторы слов, понятий и тем. Индикаторы проявляются по запросам пользователей и не устойчивы во времени, но достаточно серьезно влияют на положение ресурса или темы в информационном пространстве.

□ Неотъемлемым элементом публикации в интернете является процесс «раскрутки» публикации, т.е. обеспечение условий того, чтобы эта публикация быстро находилась поисковыми системами и оказывалась на первых страницах результатов поиска, так как пользователь чаще всего посещает те страницы, которые видит первыми.

□ Проектируя страницу, можно проектировать и аудиторию, которая будет ее посещать, используя наиболее популярные для этой аудитории понятия. Есть возможность не только проектировать, но и управлять этой аудиторией, например, размещая свои баннеры на популярных для этой аудитории сайтах.

□ Подавляющее большинство текстов, размещенных в интернете, закодировано с помощью формата HTML — hypertext markup language. HTML-код — очень экономный формат. Он содержит только сам текст и указания браузеру (в форме специальных команд — тэгов и их атрибутов), как отображать текст и графику. Разработка языков разметки продолжается.

□ Интернет позволяет структурировать информационный образ реальности относительно любого понятия или группы понятий, следовательно, интернет обладает виртуальным языком.

□ Имеет место диалог между двумя глобальными структурами: суммированным посетителем страниц и суммированным создателем страниц. Этот диалог ведется на языке гипертекста, свойства которого определяют языковую стратегию и того и другого субъекта взаимодействия.

□ Интернет-журналистика не что иное, как язык маркировки гипертекста, в роли которого выступает не только информационное пространство, но и социокультурная реальность.

□ Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами. Он устроен таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

□ Гипертекст — это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом.

□ Гипертекстуальность — это преодоление императивности печатного текста гутенберговой галактики, так как его значение определяется уже не автором и издателем, а читателем — соавтором гипертекста.

□ Журналистика, в том числе и традиционная, гипертекстуальна в своей основе. Интернет-журналистика только проявила свойство гипертекстуальности журналистики, присущее ее природе.

□ Гипертекст способен объединить культурную активность цивилизации автокоммуникативного типа с классической циви­лизацией сообщения, т.е. интерактивную журналистику с вещательной, но во взаимосвязи и взаимодополнении.

□ Отсутствие гипертекстуальности — одна из причин неуспеха сайтов, размещающих клоны бумажных изданий. Чем больше гипертекста в веб-издании, тем оно популярнее и успешнее.

□ Качество информации: 1) низкое — рекламный текст с его маркетинговыми призывами, психологическим давлением, длиннотами и информационно ложными красотами, долгая загрузка страницы, навязчивый или плохой дизайн, отсутствие структуры и т.п.; 2) высокое — быстро считываемая, структурированная (читаемость структуры), максимально очищенная от шума информация.

□ Референция сообщения в интернете есть референция структуры сообщения, а не самого сообщения, где под структурой сообщения подразумевается его логическая конструкция, а также все то, что попадает в поле зрения вместе с этим сообщением.

□ Автор конструирует гипертекст, расставляя ссылки на ассоциированные документы, соответствующие разветвлению хода его мыслей, и прогнозирует ход мыслей читателя (пользователя), моделируя с помощью навигационных средств и дизайна мышление желаемого посетителя.

□ Гипертекст актуализирует и поднимает на более высокий уровень хорошо знакомые культурные инструменты — энциклопедию и архив, образ которых читается в любой более или менее грамотно построенной веб-публикации.

□ К тексту, по свойству гипертекста, мы обязаны также отнести коммуникативные подпространства, порождаемые текстом, т.е. структуры, именуемые сообществами (community) или кольцами. Это люди, географически удаленные друг от друга, но имеющие возможность оперативно общаться.

□ Технология интернета выводит журналистику на качественно новый уровень — включение своей аудитории в процесс формирования информационных образов событий. Веб-издание — это актуализированные связи со своей аудиторией.

□ Через гипертекстовые связи документ разворачивается во все коммуникативное пространство и подобно голограмме содержит в себе информацию о целостной социокультурной реальности.

□ Психологическая модель гипертекста создает ряд качественно новых проблем: 1) дезориентация в пространстве гипертекста; 2) необходимость постоянной диспетчеризации пропущенных узлов, т.е. фиксация в памяти в процессе чтения пропущенных узлов и путей, ведущих к ним, оценка их важности и очередности возвращения; 3) необходимость преодоления культурных стереотипов, базирующихся на знакомых ориентирах: оглавление, заголовки, линейная логическая последовательность изложения, жанровые особенности.

□ По мере того как гипертекстовое представление знания будет становиться культурной нормой, когнитивная доступность гипертекста все в большей степени будет определяться исключительно образовательным и культурным уровнем читателя.

□ Гипертекст порождает метафору прокладывания пользователем пути (тропы, трейла) в паутине гипертекстовых связей. Путь — это последовательность из узлов и связей, которые посещает пользователь.

□ Гипертекстовые системы кроме возможности переходов по связям предоставляют и различные методы, помогающие прокладывать пути, т.е. осуществлять навигацию в гипертексте. Эти методы, не ограничивая свободу пользователя, направлены на преодоление дезориентации и дополнительной когнитивной нагрузки, от которых страдает читатель гипертекста и которые вместе получили название «проблема навигации» (navigation problem).

□ Контент сайта в узком смысле — это его структура, т.е. набор навигационных кнопок, которые видит пользователь на домашней странице. Этот набор вместе с расположенными на первой странице пояснениями, концепциями, заглавиями, графическими элементами должен объяснить посетителю, куда он попал и что он здесь может почерпнуть.

□ Контент — сайт в собственном смысле этого слова, т.е. содержательное наполнение (тело) информационного организма, выживающего за счет обмена информацией с окружающей коммуникативной средой.

□ Для интернет-издания необходимы особые формы подачи сведений и работы с ними, использующие как можно полнее всю доступную сумму технологий (как информационных, так и психологических). Только в этом случае размещаемая информация оживет, т.е. начнет работать, а сам сайт из доски объявлений превратится в информационный организм, питающийся усилиями его разработчиков, но самостоятельно развивающийся за счет использования ресурсов глобальной сети. Правильное решение по построению архитектуры сайта вознаграждается подключением к решению поставленной разработчиками задачи энергии всего мирового информационного пространства.

□ Вызванный стремительным развитием интернета футурошок (по Тоффлеру) сравним с культурными потрясениями, сопровождавшими изобретение письменности.

□ Перед журналистикой стоит двойная задача: с одной стороны, быть всегда адекватной лексическим тенденциям, возникающим в сети и транслируемым не без помощи той же журналистики вовне сети (если такое место еще есть), а с другой — выполнять культурную миссию по охране традиционных ценностей.

□ Механизм возникновения новых слов и выражений в языке интернета прост и вместе с тем высокотехнологичен. Сами технологии коммуникаций провоцируют рождение новояза.

□ Современные массмедиа учатся производить не только информационные сообщения, но и сообщения-коммуникации как таковые. Для обеспечения успеха веб-издания необходимо учитывать особенности психологии общения в интернете.

□ Человеческая активность в интернете реализуется в процессе удовлетворения следующих основных потребностей: 1) коммуникативной; 2) познавательной; 3) игровой. К этим видам активности сводятся в конечном счете другие виды деятельности посредством интернета. К примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях «электронный флирт» или распространенные в интернете попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры.

□ Индивидуальная активность (коммуникативная, познавательно-поисковая или игровая) в интернете всегда либо непосредственно или опосредованно предполагает общение.

□ Тот факт, что в интернете люди создают себе желаемые виртуальные образы, дает дополнительные возможности для изучения идентичности. Вопрос о том, как соотносится реальное Я с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией — основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью.

□ Мотивы пользователей интернета: 1) деловой, 2) познавательный, 3) мотив общения (коммуникативный мотив), 4) корпоративный мотив (мотив сотрудничества), 5) самоутверждение, 6) рекреация и игровой мотив, 7) аффилиация, 8) самореализация и развитие личности.

□ Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы.

□ Репутацию в интернете трудно заработать, но легко потерять, причем без шансов на восстановление, так как недобросовестные публикации всегда можно предъявить их авторам. Вот почему издание обязано соблюдать негласные законы сетевой этики, точно и компетентно позиционировать свой контент, всячески заботиться об уровне (художественном, доказательном, научном, информационном и т>п.) публикаций.

□ Хорошим тоном считается размещение на сайте ссылок на другие ресурсы интернета, в которых может излагаться позиция, отличная от позиции издания.

Ключевые понятия

Anchor (якорь)

HTML — hypertext markup language

Архив

Архитектура сайта

Боннер

Браузер

Виртуальная личность

Виртуальные цифровые индикаторы слов, понятий и тем

Виртуальный язык

Гиперписатель (веб-журналист)

Гипертекст

Гипертекстуальность

Иерархия текстов

Информационный организм

Качество информации

Классическая цивилизация

Когнитивная доступность гипертекста

Коммуникативные подпространства, сообщества (community), кольца

Компьютерный сленг

Контент

Лексика интернета

Метафора пути (тропы, трейлы)

Навигация в гипертексте

Новояз

Поисковые системы

Проектирование аудитории

Проектирование интерфейса

Психологическая модель

Психологические трудности восприятия гипертекста

Раскрутка публикации

Сайт сообщения

Сетевая структура

Смайлики

Способ мышления читателя

Структура сообщения

Способ мышления читател

Структурирование информационного образа реальности

Узел

Функциональность текста

Футурошок

Цивилизация автокоммуникативного типа

Энциклопедия

Юзабилити

Язык гипертекста

Языковая стратегия

Вопросы и задания

 

1. Чем обусловлена гипертекстуальность журналистики?

2. В чем конкретно проявляется связь цифры и слова в интернете?

3. Дайте определение гипертекста.

4. Как измерить эффект от адаптированного для Web текста?

5. Как интернет структурирует реальность в слове?

6. Как писать в интернет?

7. Дайте классификацию гипертекстов.

8. Рассмотрите логику юзабилити.

9. В чем состоят особенности HTML — языка разметки гипертекста.

10. Какие особенности присущи интернет-лексике?

11. Обсудите психологию общения в интернете.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.102 с.)